Слайд 1Интеграционные процессы в системе высшей школы
Овчарова ЛВ
Гр ЗФ 109-169-2-1
Слайд 2Для современной высшей школы характерным является использование различного рода интеграционных
процессов, имеющих, как правило, целью интенсификацию и оптимизацию профессиональной подготовки
в системе «бакалавр — магистр».
В настоящей работе под интеграционным процессом в пространстве непрерывного образования понимается объединение различного рода педагогических систем в принципиально новую целостную интеграционную систему, определяющая особенность которой заключается в несводимо к системам, породивших ее.
Слайд 3Относительно интеграционных процессов, протекающих в пространстве непрерывного образования, можно сделать
ряд фундаментальных заключений:
интеграционный процесс в системе профессионального образования по своей
сущности является эволюционным;
интеграционный процесс обладает свойством необратимости;
будущее состояние эволюционирующего интеграционного процесса не похоже на его предысторию и нынешнее состояние;
нарушается принцип полного детерминизма: знание предыстории эволюции интеграционного процесса недостаточно для адекватного проектирования представления о будущем его состоянии;
свойство нелинейности: в пределах так называемого «конечного горизонта видимости» поведение эволюционирующего интеграционного процесса в определенной степени детерминировано и предсказуемо. Однако, принимая во внимание случайный характер бифуркации, можно предположить значительную непредсказуемость поведения интеграционного процесса за пределами «горизонта видимости».
Слайд 4 При этом конечный продукт — интегрированная система должна обладать в
условиях высшего образования следующими характеристиками:
открытостью — каждый студент имеет программу индивидуальной
профессиональной подготовки;
воспитательной направленностью на самореализацию — учебно- воспитательный процесс должен обеспечить студенту широкие возможности для наиболее полной самореализации в пространстве профессионально ориентированной образовательной среды (что следует понимать как максимально возможную пользу, которую он может принести себе и обществу в процессе обучения) ;
функциональной определенностью — учебно-воспитательный процесс сориентирован на создание педагогических механизмов, обеспечивающих студенту успешное решение образовательных задач;
непротиворечивостью — образовательные процессы не должны вступать в противоречие с принципами и закономерностями педагогики;
адаптивностью — интеграционная система не привязана к конкретной специальности;
диагностичностью — студенту предоставляется возможность на всех этапах обучения самостоятельно диагностировать уровень сформированности отдельных компетенций, определенных ФГОС ВО.
Слайд 5
Педагогический опыт и предыстория модернизации образовательных систем дают основание для
следующих двух, также очень важных, выводов:
1) устойчивый характер эволюционирования интеграционной
образовательной системы в значительной мере обеспечивается путем систематического пополнения ее новыми, более эффективными формами, методами и средствами обучения;
2) для поддержания высокого уровня эволюционирования интеграционной системы необходимо систематически или даже непрерывно пересматривать состояние ее компонентов для внесения в них корректив в соответствии с изменением субъектов воспитательного процесса и педагогической среды.
Слайд 6 Таким образом, интеграционный подход в образовании нацеливает вузы на новые,
прогрессивные формы организации подготовки бакалавра, на внедрение в педагогическую практику
форм, методов и средств открытого образования, на широкое использование в учебном процессе оптимизационных и активных методов дидактики, компьютерных технологий. Действительно, только в системах открытого образования каждый студент (независимо от форм организации учебных занятий) имеет индивидуальную программу обучения, призванную обеспечить ему оптимальное протекание процесса обучения с разумным и экономным использованием его психических и физиологических возможностей, с наиболее целесообразным отбором содержания профессиональной подготовки и одновременно форм организации, приемов и методов самостоятельной работы. Довольно детально конкретизируют сущность таких систем условия их синтеза:
отказ от линейной структуры в организации сети информационных потоков в пространстве образовательной среды во всех случаях, когда такая структура не продиктована учебной необходимостью;
придание образовательному процессу способности адаптироваться к индивидуальности каждого студента;
создание для студентов оптимальных условий для реализации собственной программы обучения;
увеличение удельного веса тех форм организации учебных занятий, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для протекания процессов взаимодействия студентов с профессионально ориентированной образовательной средой в достижении целей обучения и воспитания;
Слайд 7
Ведущей формой организации учебно-воспитательного процесса в системе интегрированного профессионального образования
является так называемая ситуативная обучающая система. К числу определяющих признаков
такой системы мы относим:
обращенность к процессам самореализации и само актуализации личности: механизмом запуска и функционирования ситуативной обучающей системы является учебная деятельность студента;
динамичность: ситуативная система по мере развертывания процесса обучения во временном пространстве может менять свою структуру и системные характеристики;
диалогичность в постановке и разрешении учебных задач;
неразрывность процессуальных составляющих обучения: дидактические средства ситуативной обучающей системы обеспечивают органическое единство процессов обучения и формирования личностных качеств профессионала;
непрерывно накапливаемый результирующий балл оценки учебной деятельности студента.
Слайд 8 Из сказанного выше следует, что в образовательном пространстве, генерируемом интеграционной
системой, существенно усиливается роль воспитательной составляющей процесса профессиональной подготовки. Острая
социально-педагогическая необходимость решения этой проблемы очевидна. Но есть и настоятельная собственно педагогическая необходимость, связанная с переходом высшей школы на компетентностную модель подготовки бакалавра. В этой связи учебно-воспитательный процесс должен обеспечить объединение усилий отдельных учебных дисциплин в решении не только задач формирования системных знаний из соответствующих областей наук, но и конкретных качеств личности. Субъектам образования должны быть предложены образовательные технологии, реализация которых в учебном процессе обеспечивает одновременно целенаправленное формирование и конкретных знаний, и конкретных структур личности будущего профессионала.
Слайд 9 Именно в этом плане далее и рассмотрим другие грани сущности
интеграции профессионального образования. В системе двухступенчатой подготовки специалистов сегодня от
вузов требуется разработать образовательные структуры, призванные обеспечить человеку непрерывную профессиональную подготовку на всех ее ступенях: рабочий — бакалавр — магистр — повышение квалификации.
Отсюда следует, что интеграция профессионального образования не может истолковываться как огульное объединение, например, технических вузов и профессиональных училищ, или как объединение вузов и профессиональных лицеев, или как организация подготовки бакалавра в системе «производство — вуз». Речь идет о принципиально новой составляющей профессионального образования, которая не допускает в структуре непрерывного образования «рабочий — бакалавр — магистр — повышение квалификации» выбросить ее первое звено «рабочий» (на самом же деле, до сих пор выпускник общеобразовательной школы имеет возможность получить степень бакалавра, не приобретая в избранной области профессиональной деятельности соответствующих умений и навыков высококвалифицированного рабочего).
Слайд 10 С позиции рассматриваемого требования к организации подготовки бакалавра четко просматриваются
следующие ведущие направления интеграции образования:
усиление в рамках ФГОС ВО тех
составляющих подготовки инженера, которые позволяют будущему специалисту овладеть умениями и навыками высококвалифицированного рабочего;
внедрение в учебно-воспитательный процесс подготовки бакалавра методик и технологий профилированного обучения;
сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций;
дополнительное профессиональное образование по заказу промышленных предприятий вне рамок учебного плана.
Из сказанного выше следует, что в центре внимания высших образовательных организаций должны находиться следующие актуальные задачи организации учебно-воспитательного процесса в системе «бакалавр»:
сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в условиях формирования производственно-образовательного кластера;
разработки социально-педагогических основ образовательных систем высшей школы, реализующих на практике идею оптимального сочетания фундаментального образования и подготовки профессионала, способного успешно выполнять как функции высококвалифицированного рабочего, так и инженера;
внедрения компетентности модели обучения как специальной образовательной системы, интегрирующей усилия учебных дисциплин в решении основной задачи вуза — качественной подготовки специалиста;
внедрения опыта подготовки и переподготовки молодежи по рабочим профессиям в рамках программ дополнительного образования системы «производство — вуз»;
теоретико-методологического и технологического обеспечения системы непрерывного профессионального образования;
внедрения в учебный процесс личностно ориентированных технологий профессиональной подготовки специалистов в вузе.