Слайд 1Коррекция дисграфии у младших школьников,
профилактика ошибок на письме у
дошкольников
Заведующий ТПМПК,
учитель-логопед
высшей категории
Горшкова Т.В.
Слайд 2Дисграфия – частичное нарушение письма.
Симптоматика – специфические ошибки:
не связанные
с применением орфографических правил
стойкие
Слайд 3
Специфические ошибки:
пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов
зеркальное написание букв
или другое искажение
отсутствие заглавной буквы и точки в предложении
слитное написание или разрыв слова
ошибки обозначения мягкости на письме
Слайд 4Техника письма требует согласованной работы
различных анализаторов
Речедвигательный
анализатор
Зрительный
анализатор
Двигательный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
Слайд 5Операции письма:
Побуждение, мотив, задача
Анализ звуковой структуры слова
Соотнесение выделенной из слова
фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована
от всех других, особенно от сходных графически
Моторная – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.
Слайд 6Что может повлиять на
процесс письма?
1) неврологические нарушения
2) неблагоприятные социальные
и средовые факторы:
неправильная речь окружающих
двуязычие в семье
недостаточность
речевых контактов
Слайд 7Симптоматика дисграфии
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и
повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:
искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, различные психические наслоения.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Слайд 8Классификация дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Акустическая дисграфия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и
синтеза
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Слайд 9Артикуляторно-акустическая дисграфия
В основе данного вида дисграфии лежит отражение
неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.
ш →
с
ж → з
Слайд 11Акустическая дисграфия
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким
звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще
всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:
свистящие и шипящие
звонкие и глухие
аффрикаты и компоненты,
входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с)
дифференциация твердых
и мягких согласных
б →п
ж →ш
з →с
д →т
Слайд 13Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза:
деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Наиболее характерны следующие ошибки:
пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»);
перестановки букв (тропа - «прота», окно - «коно»);
добавление букв (таскали - «тасакали»);
пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»,
стакан - «ката»).
пропуски согласных при их стечении (диктант - «дикат»,
школа - «кола»);
Слайд 15Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи:
морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне
слова, словосочетания, предложения и текста.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются:
в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула», козлята-«козленки»);
изменении падежных окончаний («много деревов»);
нарушении предложных конструкций (над столом - «на столом»);
изменении падежа местоимений (около него - «около ним»);
числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»);
отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений,
пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Слайд 16Оптическая дисграфия
Данный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного
гнозиса, анализа
и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях
букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, э-е).
б → д
Слайд 19Сущность обследования детей
с нарушениями письма и чтения
В основе логопедического
обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования:
комплексный
целостный
динамический
принцип
развития
принцип личностный
Слайд 20Задачи диагностики
уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения
и письма
диагностика интеллекта
исследование устной речи, основных языковых средств и речевых
навыков, необходимых для овладения грамотой
анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Слайд 21Профилактика дисграфии у дошкольников
Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:
Развитие
сенсорных функций и психомоторики
Развитие межанализаторного взаимодействия
Развитие психических функций
Развитие
речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц
Слайд 22Направления работы по профилактике дисграфии
Формировать и развивать зрительное восприятие и
представления.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать зрительно-моторные координации.
Формировать речевые средства, отражающие
зрительно-пространственные отношения.
Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Слайд 23Общие рекомендации для дошкольников:
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно
предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру,
писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.
конструировать и реконструировать буквы из элементов.
ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
4-5 лет
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
-Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины.
Дидактические игры:
«Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
Слайд 25 Ориентировка в окружающем пространстве относительно
себя, дифференциация правой и левой частей тела
Показать правую, левую руку,
как называются руки (правая, левая)
Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой.
Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.
Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»
Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Слайд 26
Определение пространственного расположения предметов
Дидактические игры:
«Какой дом справа, слева?»,«Какой транспорт едет
направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото
льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
Ориентировка на листе бумаги
Положи круг в правом
верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
6-7 лет
Развитие буквенного гнозиса:
развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.
Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.
Слайд 29«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово»
Машина
Жук
Кот, ток