Разделы презентаций


Коррекция дисграфии у младших школьников, профилактика ошибок на письме у

Содержание

Дисграфия – частичное нарушение письма.Симптоматика – специфические ошибки: не связанные с применением орфографических правил стойкие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Коррекция дисграфии у младших школьников,
профилактика ошибок на письме у

дошкольников


Заведующий ТПМПК,
учитель-логопед
высшей категории
Горшкова Т.В.

Коррекция дисграфии у младших школьников, профилактика ошибок на письме у дошкольниковЗаведующий ТПМПК,учитель-логопед высшей категорииГоршкова Т.В.

Слайд 2Дисграфия – частичное нарушение письма.
Симптоматика – специфические ошибки:
не связанные

с применением орфографических правил
стойкие

Дисграфия – частичное нарушение письма.Симптоматика – специфические ошибки: не связанные с применением орфографических правил стойкие

Слайд 3
Специфические ошибки:


пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов
зеркальное написание букв

или другое искажение
отсутствие заглавной буквы и точки в предложении


слитное написание или разрыв слова
ошибки обозначения мягкости на письме
Специфические ошибки:пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, словзеркальное написание букв или другое искажение отсутствие заглавной буквы и

Слайд 4Техника письма требует согласованной работы
различных анализаторов
Речедвигательный
анализатор
Зрительный
анализатор
Двигательный
анализатор
Речеслуховой
анализатор

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторовРечедвигательныйанализаторЗрительныйанализаторДвигательный анализаторРечеслуховой анализатор

Слайд 5Операции письма:

Побуждение, мотив, задача

Анализ звуковой структуры слова

Соотнесение выделенной из слова

фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована

от всех других, особенно от сходных графически

Моторная – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.



Операции письма:Побуждение, мотив, задачаАнализ звуковой структуры словаСоотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая

Слайд 6Что может повлиять на
процесс письма?
1) неврологические нарушения
2) неблагоприятные социальные

и средовые факторы:
неправильная речь окружающих
двуязычие в семье
недостаточность

речевых контактов
Что может повлиять на процесс письма?1) неврологические нарушения2) неблагоприятные социальные и средовые  факторы:неправильная речь  окружающихдвуязычие

Слайд 7Симптоматика дисграфии
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и

повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:

искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, различные психические наслоения.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Симптоматика дисграфии   Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно

Слайд 8Классификация дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Акустическая дисграфия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и

синтеза
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия

Классификация дисграфии Артикуляторно-акустическая дисграфияАкустическая дисграфияДисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезаАграмматическая дисграфияОптическая дисграфия

Слайд 9Артикуляторно-акустическая дисграфия
В основе данного вида дисграфии лежит отражение

неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.
ш →

с
ж → з
Артикуляторно-акустическая дисграфия   В основе данного вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на

Слайд 10До и после занятий…

До и после занятий…

Слайд 11Акустическая дисграфия
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким

звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще

всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:
свистящие и шипящие
звонкие и глухие
аффрикаты и компоненты,
входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с)
дифференциация твердых
и мягких согласных

б →п
ж →ш
з →с
д →т

Акустическая дисграфия   Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи

Слайд 12До и после занятий…

До и после занятий…

Слайд 13Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза:

деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Наиболее характерны следующие ошибки:
пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»);
перестановки букв (тропа - «прота», окно - «коно»);
добавление букв (таскали - «тасакали»);
пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»,
стакан - «ката»).
пропуски согласных при их стечении (диктант - «дикат»,
школа - «кола»);

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза    В основе лежит нарушение различных форм

Слайд 14До и после занятий…

До и после занятий…

Слайд 15Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи:

морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне

слова, словосочетания, предложения и текста.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются:
в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула», козлята-«козленки»);
изменении падежных окончаний («много деревов»);
нарушении предложных конструкций (над столом - «на столом»);
изменении падежа местоимений (около него - «около ним»);
числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»);
отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений,
пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Аграмматическая дисграфия   Связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может

Слайд 16Оптическая дисграфия
Данный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного
гнозиса, анализа

и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях

букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, э-е).

б → д

Оптическая дисграфияДанный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в

Слайд 17До и после занятий…

До и после занятий…

Слайд 18Смешанная форма дисграфии

Смешанная форма дисграфии

Слайд 19Сущность обследования детей с нарушениями письма и чтения
В основе логопедического

обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования:
комплексный
целостный
динамический
принцип

развития
принцип личностный
Сущность обследования детей  с нарушениями письма и чтенияВ основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и

Слайд 20Задачи диагностики
уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения

и письма
диагностика интеллекта
исследование устной речи, основных языковых средств и речевых

навыков, необходимых для овладения грамотой
анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Задачи диагностикиуточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письмадиагностика интеллектаисследование устной речи, основных языковых

Слайд 21Профилактика дисграфии у дошкольников
Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:
Развитие

сенсорных функций и психомоторики
Развитие межанализаторного взаимодействия
Развитие психических функций
Развитие

речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц
Профилактика дисграфии у дошкольниковНаправления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:Развитие сенсорных функций и психомоторики Развитие межанализаторного взаимодействияРазвитие

Слайд 22Направления работы по профилактике дисграфии
Формировать и развивать зрительное восприятие и

представления.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать зрительно-моторные координации.
Формировать речевые средства, отражающие

зрительно-пространственные отношения.
Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Направления работы по профилактике дисграфииФормировать и развивать зрительное восприятие и представления.Развивать зрительный анализ и синтез.Развивать зрительно-моторные координации.Формировать

Слайд 23Общие рекомендации для дошкольников:

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно

предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру,

писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.
конструировать и реконструировать буквы из элементов.
ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Общие рекомендации для дошкольников:Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина,

Слайд 24

4-5 лет
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
-Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины.
Дидактические игры:
«Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.


Слайд 25 Ориентировка в окружающем пространстве относительно

себя, дифференциация правой и левой частей тела
Показать правую, левую руку,

как называются руки (правая, левая)
Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой.
Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.
Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»
Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя, дифференциация правой и левой частей телаПоказать

Слайд 26
Определение пространственного расположения предметов
Дидактические игры:
«Какой дом справа, слева?»,«Какой транспорт едет

направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото

льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.


Определение пространственного расположения предметовДидактические игры:«Какой дом справа, слева?»,«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа,

Слайд 27

Ориентировка на листе бумаги
Положи круг в правом

верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Ориентировка на листе бумагиПоложи

Слайд 28

6-7 лет
Развитие буквенного гнозиса:
развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.
Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.



Слайд 29«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово»

Машина
Жук
Кот, ток
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово»

Слайд 30 Спасибо за внимание!


Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика