Слайд 1Кривошеина Наталья Петровна, к.б.н., методист
ГОО «Кузбасский РЦППМС»
Альтернативная аугментативная коммуникация
(ААС)
Слайд 2ААС – (дополнительная, поддерживающая, расширяющая коммуникация) –
средства, методы, способы,
используемые для понимания и продуцирования сообщений людьми с отсутствием или
существенными ограничениями речи
Слайд 3Знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна и полимодальна (обмен
информацией может осуществляться по разным каналам)
Требует поддержки со стороны окружения
В
процессе онтогенеза поддерживает сам процесс коммуникации и когнитивное развитие (избыточность стимулов позволяет развивать память, мышление)
При использовании ААС речь идет о дополнении одной системы другой, а не о замене вербальных средств на невербальные
Слайд 4Исследования показывают:
Использование ААС не препятствует развитию речи
Может привести к постепенному
увеличению речевого продуцирования
0,1-1,5% населения имеют заболевания, затрудняющие речь (отмечены наградой
фильмы «Моя левая нога», «Скафандр и бабочка», основаны на книгах пользователей ААС Кристи Браун и Жан-Доминик Боби)
ААС- один из способов коммуникации с использованием языка жестов, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, мультимедийных средств, доступных ИКТ (Международная Конвенция о правах инвалидов)
Слайд 5ААС непосредственная (без использования вспомогательных средств) – использует выражение лица,
вокализации, жесты, жестовые языки и системы, которые являются частью естественной
коммуникации ( могут быть использованы для лиц с глубокими нарушениями)
ААС с использованием графических средств, символов (низкотехнологические ААС)– простые коммуникативные доски и книги, из которых пользователь выбирает слова, фразы, картинки, чтобы передать сообщение (коммуникативные панели, доски, альбомы, карточки PECS)
ААС с использованием специальных средств (высокотехнологических) – позволяют хранить и воспроизводить электронные сообщения (компьютеры, планшеты)
Слайд 7ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
85% информации приобщении передается
невербально
в
процессе общения непосредственно слова несут 10-15 % информации.
По мнению Франсуа
Сюдже (автора книги «Правда о жестах»), в 55 % случаев информация поступает через жесты, мимику, а в 38 % – через интонацию.
Эффективность делового общения определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. взгляд партнера, его мимику, жесты, а также тембр и темп речи.
Не все или не в полной мере могут контролировать собственные жесты, мимику, позы.
Глаза, движения (жесты) часто выдают человека, являются своего рода каналами утечки информации.
Слайд 8НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления
слов (передача информации интонации, жесты, мимику, пантомимику),
то есть без
речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме
Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека
Слайд 9
ПОДСИСТЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
оптико-кинетическая подсистема:
мимика (выражение лица);
пантомимика (позы) жесты
паралингвистическая или околоречевая подсистема:
вокальные качества голоса
диапазон
тональность
тембр
ВЗГЛЯД
пространственная подсистема
(межличностное пространство)
экстралингвистическая или внеречевая подсистема:
темп речи
паузы
смех
Слайд 11НЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ - целенаправленное использование жестов для коммуникации.
Этот вид общения
имеет важное компенсаторное значение.
Это «обходной путь» (Выготский Л.С.) развития
и социализации детей с ОВЗ, имеющих серьезные нарушения речевого развития
Альтернативная система коммуникации –
это любая форма языка, помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию
Слайд 12
Целевые группы, для которых может применяться альтернативная коммуникация:
Слайд 13Функции альтернативной системы коммуникации:
Слайд 14Принципы включения альтернативных средств коммуникации
Слайд 15основные показатели готовности детей
к коммуникативной деятельности:
Слайд 16Русский жестовый язык был признан
«языком общения при наличии нарушений
слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного
использования государственного языка» 18.12.2012 г.
На практике это означает, что госучреждения в России обязаны предоставлять инвалидам по слуху сурдопереводчика.
Первое в стране отделение жестового перевода начало работу в 2013 году в Московском государственном лингвистическом университете
Слайд 17Макатон — языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы, которая
используется для коммуникации людьми с расстройствами развития учебных навыков.
После успешной
проверки на практике сочетания речи и жестикулирования в общении с людьми с различными нарушениями Маргарет Уокер и её коллеги создали полноценный словарь Макатон.
Само название - это аббревиатура, где «Ма» — это Маргарет, «ка» — Кэти (Kathy) и «тон» — Тони. Кэти Джонстон (Kathy Johnston) и Тони Корнфорт (Tony Cornforth) - коллеги Маргарет, члены Британской ассоциации глухих и немых (сейчас Британская ассоциация глухих,The British Deaf Association (BDA)).
Слайд 18Словарь жестов : Пособие по обучению детей жестовой речи /
Ирен Йоханссон. - СПб. : С.-Петерб. Ин-т ран. вмешательства, 2001.
- 111 с. : ил.; 29 см.; ISBN 5-8049-0044-7
Слайд 20
они делают слово «видимым»;
они помогают создать «мостик» к устной речи;
они
помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;
они помогают ребёнку
пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
Слайд 21РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ ЖЕСТЫ И ИЗВЛЕКАТЬ ИХ ИЗ ПАМЯТИ
НЕДОСТАТКИ:
Слайд 22Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
«От более реального
к более абстрактному»
Слайд 24Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
Принцип постоянной поддержки
мотивации
Принцип функционального использования в коммуникации
Слайд 25ГРУППЫ ЖЕСТОВ:
1. Символические социальные жесты и движения.
Данные жесты ребёнок усваивает
постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
• Указательный жест. • Да. •
Нет. • Нельзя. • Дай. • На. • Иди сюда. • Иди на ручки. • Дай ручку. • Уходи. • Сядь. • Встань, поднимись. • Привет. • До свидания (пока-пока). • Спасибо. • Мой. • Хорошо.
2. Дополнительные социальные жесты:
• Смотри (указательный палец к глазу). • Слушай (указательный палец к уху). • Говори (указательный палец ко рту). •
Слайд 26ГРУППЫ ЖЕСТОВ:
3. ГРУППА ЖЕСТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИМИТАЦИЕЙ ПРОСТЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
С
данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по
мере формирования предметной деятельности:
• Корова — жест «рога», «забодаю». • Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. • Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга. • Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны. • Высоко — поднять руки вверх. • Большой — развести руки в стороны. • Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки. • Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.
Слайд 27ГРУППЫ ЖЕСТОВ:
4. Жесты описательного характера.
Передают характерные черты и свойства, присущие
определённому субъекту: • Зайчик — показать, как прыгает зайчик или
изобразить «ушки». • Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы. • Курочка — жест «клюёт». • Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки. • Медведь — показать, как мишка ходит. • Петушок — изобразить гребешок. • Птичка — жест «полетели». • Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
Слайд 28Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
Когда выполняется жест и произносится
слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который
с ним общается.
При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЖЕСТОВ
Слайд 29
Счастье – это когда тебя понимают!