Разделы презентаций


Кривошеина Наталья Петровна, к.б.н., методист ГОО Кузбасский презентация, доклад

Содержание

ААС – (дополнительная, поддерживающая, расширяющая коммуникация) – средства, методы, способы, используемые для понимания и продуцирования сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями речи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кривошеина Наталья Петровна, к.б.н., методист
ГОО «Кузбасский РЦППМС»
Альтернативная аугментативная коммуникация

(ААС)

Кривошеина Наталья Петровна, к.б.н., методист ГОО «Кузбасский РЦППМС»Альтернативная аугментативная коммуникация (ААС)

Слайд 2ААС – (дополнительная, поддерживающая, расширяющая коммуникация) –
средства, методы, способы,

используемые для понимания и продуцирования сообщений людьми с отсутствием или

существенными ограничениями речи



ААС – (дополнительная, поддерживающая, расширяющая коммуникация) – средства, методы, способы, используемые для понимания и продуцирования сообщений людьми

Слайд 3Знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна и полимодальна (обмен

информацией может осуществляться по разным каналам)
Требует поддержки со стороны окружения
В

процессе онтогенеза поддерживает сам процесс коммуникации и когнитивное развитие (избыточность стимулов позволяет развивать память, мышление)
При использовании ААС речь идет о дополнении одной системы другой, а не о замене вербальных средств на невербальные
Знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна и полимодальна (обмен информацией может осуществляться по разным каналам)Требует поддержки

Слайд 4Исследования показывают:
Использование ААС не препятствует развитию речи
Может привести к постепенному

увеличению речевого продуцирования
0,1-1,5% населения имеют заболевания, затрудняющие речь (отмечены наградой

фильмы «Моя левая нога», «Скафандр и бабочка», основаны на книгах пользователей ААС Кристи Браун и Жан-Доминик Боби)

ААС- один из способов коммуникации с использованием языка жестов, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, мультимедийных средств, доступных ИКТ (Международная Конвенция о правах инвалидов)
Исследования показывают:Использование ААС не препятствует развитию речиМожет привести к постепенному увеличению речевого продуцирования0,1-1,5% населения имеют заболевания, затрудняющие

Слайд 5ААС непосредственная (без использования вспомогательных средств) – использует выражение лица,

вокализации, жесты, жестовые языки и системы, которые являются частью естественной

коммуникации ( могут быть использованы для лиц с глубокими нарушениями)

ААС с использованием графических средств, символов (низкотехнологические ААС)– простые коммуникативные доски и книги, из которых пользователь выбирает слова, фразы, картинки, чтобы передать сообщение (коммуникативные панели, доски, альбомы, карточки PECS)

ААС с использованием специальных средств (высокотехнологических) – позволяют хранить и воспроизводить электронные сообщения (компьютеры, планшеты)
ААС непосредственная (без использования вспомогательных средств) – использует выражение лица, вокализации, жесты, жестовые языки и системы, которые

Слайд 6СИСТЕМЫ ААС:

СИСТЕМЫ ААС:

Слайд 7ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
85% информации приобщении передается
невербально
в

процессе общения непосредственно слова несут 10-15 % информации.
По мнению Франсуа

Сюдже (автора книги «Правда о жестах»), в 55 % случаев информация поступает через жесты, мимику, а в 38 % – через интонацию.
Эффективность делового общения определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. взгляд партнера, его мимику, жесты, а также тембр и темп речи.
Не все или не в полной мере могут контролировать собственные жесты, мимику, позы.
Глаза, движения (жесты) часто выдают человека, являются своего рода каналами утечки информации.
ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:85% информации приобщении передается   невербальнов процессе общения непосредственно слова несут 10-15 % информации.По

Слайд 8НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления

слов (передача информации интонации, жесты, мимику, пантомимику),

то есть без

речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме



Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации интонации, жесты, мимику, пантомимику),

Слайд 9

ПОДСИСТЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
оптико-кинетическая подсистема:

мимика (выражение лица);
пантомимика (позы) жесты



паралингвистическая или околоречевая подсистема:

вокальные качества голоса
диапазон
тональность

тембр


ВЗГЛЯД

пространственная подсистема
(межличностное пространство)

экстралингвистическая или внеречевая подсистема:

темп речи
паузы
смех

ПОДСИСТЕМЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:оптико-кинетическая подсистема: мимика (выражение лица);пантомимика (позы) жесты паралингвистическая или околоречевая подсистема: вокальные качества голоса

Слайд 11НЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ - целенаправленное использование жестов для коммуникации.
Этот вид общения

имеет важное компенсаторное значение.

Это «обходной путь» (Выготский Л.С.) развития

и социализации детей с ОВЗ, имеющих серьезные нарушения речевого развития

Альтернативная система коммуникации –
это любая форма языка, помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию

НЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ - целенаправленное использование жестов для коммуникации.Этот вид общения имеет важное компенсаторное значение. Это «обходной путь»

Слайд 12
Целевые группы, для которых может применяться альтернативная коммуникация:

Целевые группы, для которых может применяться альтернативная коммуникация:

Слайд 13Функции альтернативной системы коммуникации: 

Функции альтернативной системы коммуникации: 

Слайд 14Принципы включения альтернативных средств коммуникации

Принципы включения альтернативных средств коммуникации

Слайд 15основные показатели готовности детей
к коммуникативной деятельности: 

основные показатели готовности детей к коммуникативной деятельности: 

Слайд 16Русский жестовый язык  был признан
«языком общения при наличии нарушений

слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного

использования государственного языка» 18.12.2012 г.

На практике это означает, что госучреждения в России обязаны предоставлять инвалидам по слуху сурдопереводчика.
Первое в стране отделение жестового перевода начало работу в 2013 году в Московском государственном лингвистическом университете
Русский жестовый язык  был признан «языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе

Слайд 17Макатон — языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы, которая

используется для коммуникации людьми с расстройствами развития учебных навыков.
После успешной

проверки на практике сочетания речи и жестикулирования в общении с людьми с различными нарушениями Маргарет Уокер и её коллеги создали полноценный словарь Макатон.
Само название - это аббревиатура, где «Ма» — это Маргарет, «ка» — Кэти (Kathy) и «тон» — Тони. Кэти Джонстон (Kathy Johnston) и Тони Корнфорт (Tony Cornforth) - коллеги Маргарет, члены Британской ассоциации глухих и немых (сейчас Британская ассоциация глухих,The British Deaf Association (BDA)).
Макатон — языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы, которая используется для коммуникации людьми с расстройствами развития

Слайд 18Словарь жестов : Пособие по обучению детей жестовой речи /

Ирен Йоханссон. - СПб. : С.-Петерб. Ин-т ран. вмешательства, 2001.

- 111 с. : ил.; 29 см.; ISBN 5-8049-0044-7
Словарь жестов : Пособие по обучению детей жестовой речи / Ирен Йоханссон. - СПб. : С.-Петерб. Ин-т

Слайд 20
они делают слово «видимым»;
они помогают создать «мостик» к устной речи;
они

помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;
они помогают ребёнку

пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
они делают слово «видимым»;они помогают создать «мостик» к устной речи;они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые

Слайд 21РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ ЖЕСТЫ И ИЗВЛЕКАТЬ ИХ ИЗ ПАМЯТИ
НЕДОСТАТКИ:

РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ ЖЕСТЫ И ИЗВЛЕКАТЬ ИХ ИЗ ПАМЯТИНЕДОСТАТКИ:

Слайд 22Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:

«От более реального

к более абстрактному»

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:«От более реального к более абстрактному»

Слайд 23Принцип избыточности символов
 

Принцип избыточности символов 

Слайд 24Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
Принцип постоянной поддержки

мотивации

Принцип функционального использования в коммуникации 

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:Принцип постоянной поддержки мотивацииПринцип функционального использования в коммуникации 

Слайд 25ГРУППЫ ЖЕСТОВ:
1. Символические социальные жесты и движения.
Данные жесты ребёнок усваивает

постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
• Указательный жест. • Да. •

Нет. • Нельзя. • Дай. • На. • Иди сюда. • Иди на ручки. • Дай ручку. • Уходи. • Сядь. • Встань, поднимись. • Привет. • До свидания (пока-пока). • Спасибо. • Мой. • Хорошо.

2. Дополнительные социальные жесты:
• Смотри (указательный палец к глазу). • Слушай (указательный палец к уху). • Говори (указательный палец ко рту). •
ГРУППЫ ЖЕСТОВ:1. Символические социальные жесты и движения.Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:• Указательный жест.

Слайд 26ГРУППЫ ЖЕСТОВ:

3. ГРУППА ЖЕСТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИМИТАЦИЕЙ ПРОСТЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ: 

С

данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по

мере формирования предметной деятельности:
• Корова — жест «рога», «забодаю». • Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. • Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга. • Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны. • Высоко — поднять руки вверх. • Большой — развести руки в стороны. • Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки. • Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.

ГРУППЫ ЖЕСТОВ: 3. ГРУППА ЖЕСТОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИМИТАЦИЕЙ ПРОСТЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ: С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать

Слайд 27ГРУППЫ ЖЕСТОВ:
4. Жесты описательного характера.
Передают характерные черты и свойства, присущие

определённому субъекту: • Зайчик — показать, как прыгает зайчик или

изобразить «ушки». • Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы. • Курочка — жест «клюёт». • Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки. • Медведь — показать, как мишка ходит. • Петушок — изобразить гребешок. • Птичка — жест «полетели». • Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
ГРУППЫ ЖЕСТОВ:4. Жесты описательного характера.Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту: • Зайчик — показать, как

Слайд 28Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом. Когда выполняется жест и произносится

слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который

с ним общается.
При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЖЕСТОВ

Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога

Слайд 29
Счастье – это когда тебя понимают!

Счастье – это когда тебя понимают!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика