Слайд 1«Искусство – область духовного риска».
24 октября. Фединский музей. Презентация книги
«О духовном в русской словесности». Руслан и Света Кекова.
Слайд 2Свет и тьма в искусстве. Игумен Антоний (Логинов).
«Существует ряд людей
и их творений, поддающихся вполне ординарному нравственному и рассудочному разделению
на сынов свети и сынов тьмы».
Важен не предмет изображения сам по себе, а то воздействие, которое оказывает на человека произведение искусства.
«Глашатай безысходности».
Тяга к изображению беспросветности. Невозможна без любви к ней.
Слайд 3«На искусстве и культуре изначально лежит Каинова печать».
Епископ Варнава.
Современная гуманитарная мысль признает самоценность творчества
вне каких-либо соотношений его с высшим началом бытия.
Художественное творчество и его плод – культура «… как продолжение той войны, …которую падший ангел, когда – то начал с Богом на Небе». Епископ Варнава.
Каиниты создали и первые города, изобрели музыкальные инструменты, ремесла и т.д. Достигали поразительных технических успехов.
Сифиты (потомки Сифа – третьего сына Адама иЕвы) впервые установили определенные формы общественного богослужения, жили в подвиге, покаянии, целями духовного будущего.
«Творчество, по существу дар Божий, а на практике – это почти всегда дар демонический…».
Слайд 4Проблема «сотворения кумиров».
Игумен Антоний (Логинов).
Идолы гордыни.
Идол «свободы творчества». Необходимость
выражать себя не стесняясь ни какими рамками.
Воплощается в бунтарстве и
новаторстве.
«Властелин тьмы» – идол подсознательного начала в человеке.
Идол эстетизма (обожествление творчества).
Эстетическая функция не должна стоять на первом месте.
Слайд 5Оккупация духа душой.
«Искусство – это построение образа. Образ нераздельно связан
с воображением, воображение – со страстью. В искусстве душевность подавляет
духовность… Страстные эмоции заглушают духовные чувства; воображение парализует способность созерцания; восторженность и вдохновение, имитирующие духовность, лишают душу небесного покоя, который дает благодать». Архимадрит Рафаил.
История развития искусства заключается во все большем уходе от духовного начала.
Пневматология.
Психология.
Физиология.
Патология.
Слайд 6Как вернуться в пространство христоцентричного периода развития искусства?
«Самый корень культуры,
как и культа, имеет в себе нечто религиозное, освященное особым
почитанием…
Может быть и мирская культура, на которой почиет благословение… но она должна быть доступна для этого благословения, способной к освящению». Архимадрит Киприан Керн.
Творческий акт, способный нести позитивную энергию восхождения к Свету…
Благодать Святого Духа ≠ творческому наитию. Бердяев был не прав.
Проблема смысла творчества не имеет догматически ясного ответа. Но задание дано. Человеку задано творить.
Движет творчеством стремление к духовности.
Творчество человека связано с его богоподобием. Творчество – особый дар человеку, наша обязанность перед Творцом.
Слайд 7Бесконечный духовный мир.
О трех слоях духовной жизни.
Цель поэзии. 1.
Погружение «в глубь бесконечного, чтобы найти новое». Бодлер. 2. Погружение
«в глубь конечного, чтобы найти неисчерпаемое».
«Совершить прорыв в духовное пространство». Художественный текст – многомерная реальность. Между ними – точки перехода.
От поверхности духовной жизни вглубь. 1. Жизнерадостность. 2.Противоположный слой (хандры, тоски…). 3. Слой примиряющий религиозной духовности.
Слайд 8Духовно- эстетические универсалии.
Творимое рождается, не делается умышленно.
Закономерности, связанные с процессом
превращения «физической жизни в духовную».
«Принцип просвечивания».
1. «Пробиться». 2. Откровение. «Упадет
завеса».
Достичь пребывания в Любви.