пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту
русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим.Дневников Левитан не вёл, и детали его пребывания в Крыму даже для самых дотошных биографов до сих пор фрагментарны. Предполагают, художник посетил Ялту и Гурзуф, Массандру и Алупку. Он был молод и чрезвычайно впечатлителен, и южная природа, столь отличная для привычной его глазу и кисти подмосковной, поначалу не могла не потрясти Левитана. Различным было всё — ландшафт, растительность, интенсивность красок. Здесь открывалась новая, плохо представимая до этого реальность — скалы, татарские сакли, море.
Полтора-два месяца Левитан провёл в Крыму. С кем он общался, где бывал и у кого остановился на постой, что видел и какие новые впечатления владели им — мы можем только догадываться.
Уже в середине мая Левитан, пресытившись впечатлениями и затосковав по «милому северу», покинет Крым, чтобы почти полтора десятилетия не вспоминать о нём и не возвращаться. В следующий раз он приедет в Ялту только в 1900-м году, за несколько месяцев до смерти, — проститься.