Слайд 1
| Преподаватели ОАО «РЖД» Коркина И.В. | 2016
Предмет: «Электрические
машины»
Тема: «Особенности работы двигателей постоянного тока при пульсирующем напаряжении»
Профессия: «Машинист
электровоза»
Ярославское подразделение Северного УЦПК
Слайд 2 Цель
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Изучить характеристики
пульсирующего тока, вредные последствия пульсаций и меры применяемые для удовлетворительной
работы тяговых электродвигателей.
Слайд 3 План занятия
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Характеристики пульсирующего
тока.
Вредные последствия пульсации.
Влияние пульсаций тока и магнитного потока на условия
коммутации.
Меры, применяемые для удовлетворительной работы ТЭД.
Слайд 4Характеристики пульсирующего тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
На электровозах
переменного тока полупроводниковые выпрямители дают не постоянное а пульсирующее напряжение
с частотой 100Гц, создающее соответствующую пульсацию тока в тяговых электродвигателях и его магнитного потока.
Пульсирующее напряжение состоит из двух составляющих: постоянной Uпост и не меняющейся по величине и направлению, и переменной Uпер. Аналогично и пульсирующий ток представлен как сумма постоянной Iпост и переменной Iпер составляющих.
Слайд 5Характеристики пульсирующего тока
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Отношение максимального
значения переменной составляющей напряжения к постоянной его составляющей (среднему значению
пульсирующего напряжения) называют коэффициентом пульсации напряжения:
Аналогично отношение максимального значе- ния переменной составляющей тока к постоянной его составляющей называют коэффициентом пульсации тока
Слайд 6
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Пульсация тока зависит от
индуктивности цепи, по которой проходит выпрямленный ток, и от силы
этого тока. При увеличении индуктивности цепи происходит сглаживание пульсирующего тока, т. е. уменьшается Iпер maх
Характеристики пульсирующего тока
Слайд 7
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Вредные последствия пульсации.
При пульсации
магнитного потока в остове двигателя возникают значительные вихревые токи. Они
увеличивают потери мощности на 5-12% и вызывают дополнительный нагрев остова. При этом ухудшается отвод тепла от катушек полюсов и возрастает их температура.
Взаимодействие Iпер и Ф приводит к появлению вибраций, передающихся на узлы ЭПС, шум, возникающий при работе тягового двигателя, а также усиленный нагрев узлов двигателя. Помимо этого, вибрации приводят к ухудшению условий сцепления колесной пары с рельсами, что снижает степень использования силы сцепления.
Ухудшение коммутации.
Слайд 8Влияние пульсаций тока и магнитного потока
на условия коммутации
|
Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
В двигателе, работающем при пульсирующем напряжении
и токе значительно ухудшаются условия коммутации по двум причинам;
Из-за пульсации реактивной ЭДС и замедления изменения магнитного потока добавочных полюсов вследствие действия вихревых токов нарушается соответствие изменений реактивной ер и коммутирующей ек ЭДС. Это приводит к росту нескомпенсированной ЭДС ер- ек и к усилению искрения под щетками.
Слайд 9
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Влияние пульсаций тока и
магнитного потока
на условия коммутации
2. Из-за пульсаций магнитного потока главных
полюсов в коммутируемой секции индуцируется так называемая трансформаторная ЭДС етр. Она не зависит от частоты вращения якоря и определяется только значением и частотой изменения переменной составляющей магнитного потока возбуждения. Без специальных мер по уменьшению пульсаций этого потока етр может достигать (1,0-1,5) В (нормальная коммутация при (0,8-1,0) В.
Слайд 10
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Меры, применяемые для удовлетворительной
работы ТЭД
Для удовлетворительной работы тяговых электродвигателей, работающих при пульсирующем токе
применяют следующие меры:
Включают последовательно в цепь двигателя сглаживающие реакторы, конструктивно выполненные в виде катушек со стальными сердечниками. При допустимых габаритных размерах они обеспечивают уменьшение коэффициента пульсации тока до 0,20-0,25.
Слайд 11
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Меры, применяемые для удовлетворительной
работы ТЭД
2. Параллельно обмотке возбуждения включают шунтирующий резистор Rш (сопротивление
которого примерно в 10-15 раз больше активного сопротивления самой обмотки).
Iпост распределяется между обмоткой возбуждения и резистором обратно пропорционально их активным сопротивлениям. (на 7-10% уменьшается Iов и Фмаш)
Iпер проходит в основном по резистору, т.к. обмотка возбуждения обладает большой индуктивностью и представляет для этого тока очень большое сопротивление. В результате ток, проходящий через обмотку возбуждения, и создаваемый им магнитный поток практически не будет иметь никаких пульсаций.
Слайд 12
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Меры, применяемые для удовлетворительной
работы ТЭД
3. Чтобы уменьшить вредное действие вихревых токов на процессе
коммутации, сердечники добавочных полюсов тяговых двигателей, работающих при пульсирующем токе, изготовляют шихтованными из листов электротехнической стали и увеличивают воздушный зазор в магнитной цепи добавочных полюсов (используя дополнительную диамагнитную прокладку между полюсом и остовом). Эти мероприятия позволяют уменьшить сдвиг во времени пульсаций коммутирующей ЭДС ек относительно реактивной ЭДС ер.
Слайд 13
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
Меры, применяемые для удовлетворительной
работы ТЭД
4. Применяют компенсационную обмотку. Она позволяет существенно уменьшить переменную
составляющую реактивной ЭДС, т.к. поток компенсационной обмотки направлен против потока якоря и вихревые токи воздействуют на них одинаково (эти потоки замыкаются по одной и той же магнитной цепи). Кроме того, компенсационная обмотка существенно снижает максимальное значение напряжения, действующего между соседними коллекторными пластинами, что повышает устойчивость двигателя против кругового огня.
Слайд 14Домашнее задание
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2016
А.Ю. Николаев «Устройство
и работа электровоза ВЛ-80с», стр. 82-95.
Работа с конспектом.
Подготовка к опросу
по пройденному материалу.
Слайд 15
Спасибо за внимание
Желаю успехов!
| преподаватели ОАО «РЖД» |
2016