Слайд 1Кто изображен на данных картинах?
Какие чувства героев передаются художниками?
Предположите, что
после возвращения домой будет делать обычный советский солдат?
Китаев «На страже
мира»
В. Костецкий «Возвращение».
Слайд 2Материальный урон, нанесённый советскому народу гитлеровской агрессией
Слайд 3Материальный урон, нанесённый советскому народу гитлеровской агрессией
Слайд 4Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны.
Тема урока
Слайд 5Из отчётного доклада ЦК ВКП(б) XIX съезду партии (1952 г.)
…Успехи в деле восстановления промышленности и сельского
хозяйства позволили уже в 1947 г. отменить карточною систему снабжения населения продовольственными и промышленными товарами и осуществить денежную реформу. Эти мероприятия, а также проведённое пятикратное снижение цен на продовольственные и промышленные товары повысили покупательную способность советского рубля и обеспечили рост материального благосостояния трудящихся…
В короткий срок был восстановлен и превзойдён довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции…
Зерновая проблема, считавшаяся ранее наиболее острой и серьёзной, решена с успехом. Решена окончательно и бесповоротно…
Слайд 6Из письма в ЦК ВКП(б).
Как коммунисту мне больно
выслушивать от колхозников такой вопрос: «Не знаете, скоро ль распустят
колхозы?»… Жизнь в некоторых колхозах невыносимо плохая. Так, в колхозе «Новая жизнь» почти половина колхозников уже по 2-3 месяца не имеют хлеба. У части нет и картошки. Не лучше положение и в половине других колхозах района.
Слайд 7Проблема: Каковы итоги экономического развития СССР после войны? Почему при
достаточно высоких темпах развития промышленности, сельское хозяйство испытывало значительные трудности?
Слайд 8Вспомните, что означают понятия:
Общество
Репатриация
Репарация
Экономика
ВПК
Слайд 9Распределите предложенные черты развития экономики на две части 1) «демократическая
альтернатива» Вознесенского; 2) довоенная модель развития страны Сталина.
Слайд 10О чём свидетельствуют эти цифры? За счёт чего шло успешное
восстановление и развитие подорванного войной промышленного производства?
в 1950 г.
национальный доход и валовой общественный продукт превысили достигнутое в 1940 г. в 1,6 раза, промышленная продукция возросла более чем в 1,2 раза. До войны мы добывали нефти 31 млн. т, а в 1950 г. 38 млн. т; выплавка стали за тот же период возросла с 18,3 до 27,3 млн. т. Производство турбин более чем удвоилось, а выпуск прокатного оборудования возрос более чем в 6 раз.
Слайд 11Как вы думаете, почему не говорилась правда о положении дел
в с/х страны?
В 1949-1953 гг. среднегодовой сбор зерна составлял
4962 млн. пудов при средней урожайности 7,7 ц с гектара. С трибуны же XIX съезда партии было объявлено, что валовой урожай зерна составил 8 млд. пудов и что теперь зерновая проблема решена окончательно. Но «решена» она была только на бумаге, по так называемой «биологической урожайности», т. е. при определении урожая на корню. В действительности в 1952 г собрали не 8 млд., а только 5,6 млд. пудов зерна. Несмотря на то, что колхозы и совхозы сдали государству даже часть семян, в стране было заготовлено всего лишь 2,1 млд. пудов хлеба, что не удовлетворяло текущих потребностей.
Слайд 12Итоги восстановления народного хозяйства
Довоенный уровень промышленного производства достигнут в 1948.
Восстановлено и построено 6200 промышленных предприятий
Приоритетное развитие тяжелой промышленности и
ВПК
Довоенный уровень развития сельского хозяйства был достигнут в н. 50-х гг.
Сокращение расходов на социальную сферу
Слайд 13Домашнее задание
а)параграф 35, вопросы после параграфа устно;
б) У кого-то из
вас есть бабушки и дедушки, родственники, знакомые, которые жили и
работали в тот тяжелый период. Расспросите их, как они жили тогда, как трудились, и напишите об этом краткое сообщение.
Дополнительно к этому написать эссе «Преимущества и недостатки довоенной модели развития страны Сталина» или «Цена восстановления: подвиг народа».
в) написать названия наиболее значимых документов по теме урока, используя информационные ресурсы исторического факультета МГУ http//www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
Слайд 14Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:
Мне больше
всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу
похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…