Слайд 2
Знание становится фундаментальной основой всех его сфер современного общества:
производственно-экономической,
политической;
духовно-культурной.
Слайд 3Диаграмма Порэта
Эволюция социальных систем с точки зрения накопления знаний:
1 – в производстве продуктов питания (аграрное общество);
2 – в
материальном производстве (индустриальное общество);
3 – в сфере услуг (постиндустриальное общество);
4 – в сфере информационных услуг (информационное общество);
5 – в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Слайд 4Ноосфера
(от греч. Noos – разум и сфера), сфера взамодействия природы
и общества, в предалах которой разумная человеческая деятельность становится главным,
определяющим фактором развития (синонимы: техносфера, антропосфера, социосфера).
Понятие ноосферы как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в н. 20 в. П.Тейяр де Шарден и Э.Леруа.
Слайд 5Закон экспоненциального роста объема знаний
с 1900 года объем знаний
удваивался каждые 50 лет, с 1950 года – каждые 10
лет, с 1970 – каждые 5 лет, с 1990 – ежегодно.
Слайд 6
Данные – это формализованная информация, существующая в виде регистрируемых
сигналов, сопровождаемых энергообмен объектов.
Знания – это данные, актуализированные субъектом.
Слайд 7Эволюция понятия «информация»
Этимология слова информация уводит нас в древнегреческие времена. Слово μορφή
(morphe) означало форму (идеи, мысли), а слово εἶδος (eidos) означало идею, добро, обрамление. Именно в
этих значениях использовались эти слова в сочинениях Платона, а затем Аристотеля, называемых «Теорией форм».
Позже, в латинском языке возникло слово in-formatio, означающее формирование, образование мысли, а также поучение и инструкция.
Далее, уже в европейских языках – английском, французском - слово information (информация) стало более четким обозначением сообщения, сведения; иного значение оно не имело и до ХХ века не относилось к числу широкоупотребляемых слов.
Слайд 8
Информацию как статистические данные рассматривал Рональд Фишер, англ. математик и
биолог в ходе разработки методов математической статистики (1921 г.)
Хартли
развивал понятие информации, основанной на «физическом противопоставлении психологическим рассмотрениям», для изучения электрических коммуникаций. Он рассматривал информацию как средство коммуникации между передатчиком и приемником информации по электрическим проводам (1928-1942 г.г.)
Слайд 9
Клод Шеннон: информация – это «сигнал, коммуникация и связь, в процессе
которой устраняется неопределённость». (1948 г.)
Математик Норберт Винер обобщил все понятия:
«Информация —
это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств».
«Информация – это то, что управляет».
«Информация – это не материя и не энергия».
Слайд 10
«Отрицание энтропии» - Лео́н Николя́ Бриллюэ́н - французский и американский физик,
основатель современной физики твёрдого тела.
«Передача разнообразия» - Уильям Росс Эшби –
англ. психиатр, специалист по кибернетике, пионер в исследовании сложных систем.
«Вероятность выбора» - Аки́ва Моисе́евич Ягло́м, советский и американский физик, математик; доктор ф.-м. наук.
Слайд 11
Академик Виктор Михайлович Глушков: «Информация - это совокупность сведений, которые циркулируют
в природе и обществе, в том числе и в созданных
человеком технических системах. … мерой информации является степень неопределенности или неоднородности в распределении энергии или вещества в пространстве и во времени. Информация и существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и созданные ими неоднородности. Ведь всякая неоднородность, по сути дела, несет в себе какую-то информацию».
Слайд 12
«По мнению многих авторитетных исследователей, информация представляет собой один из
наиболее значимых и в то же время загадочных феноменов окружающего
нас мира. Попытки осмыслить сущность этого феномена предпринимались многими учеными на протяжении нескольких десятилетий, начиная с середины 20-го века. Однако общепризнанных представлений о концептуальной природе информации в научной среде до сих пор не еще выработано».
Всеобщее, базовое понятие: информация – определенное разнообразие.
Слайд 13Соотношение понятий «данные», «информация», «знания»
Слайд 14Информация
это продукт взаимодействие данных и адекватных методов (Б.В. Соболь).
Формирование
информации:
Слайд 15Дуальность современного информационного общества:
смена тоталитарных режимов демократическими;
глобализация экономики – конфликты
национальных ценностей и традиций;
научная картина мира – кризис рационализма;
информационная культура
– массовая культура насилья и порнографии.
Слайд 16Информатизация
- системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и
развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества
и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.
А.Д. Урсул
Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.
Слайд 17Информационное общество
любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой
точке страны и в любое время могут получить за соответствующую
плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
А.И. Ракитов
Слайд 18Социальные последствия информатизации
К. Хессенг в книге «Страх перед компьютером»
+
последствия
- последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Свободное развитие индивида «Автоматизация» его
Информационно общество Дегуманизация жизни
Социализация информации Технократич. мышление
Коммуникативное общество Снижение культ. уровня
Преодоление кризиса Лавина информации
Элитарное знание Изоляция индивида
- последствия
ПОЛИТИКА
Расширение свобод Снижение свобод
Децентрализация
Централизация
Выравнивание иера- Государство – «надзи-рхии власти ратель»
Расширение участия Расширение гос.
в обществ. жизни бюрократии
Усиление власти Усиление манипулиро-
благодаря знаниям вания людьми
- последствия
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности Все возрастающая сложность
Рационализация Обострение промышл. кризиса
Повышение компетентности жизни Концентрация
Увеличение богатства Подверженность кризисам
Преодоление кризиса Стандартизация промышленности
Экономия ресурсов Массовая безработица
Охрана окружающей среды Мобильность трудящихся
Децентрализация промышленности Дегуманизация труда
Новая продукция Стрессы
Улучшение качества Деквалификация
Диверсификация продукции Исчезновение многих профессий
Новые профессии и квалификации
- последствия
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Нац.
независимость Усиление взаимозависимости
Шанс на развитие Технолог. зависимость
у стран «третьего мира» Обострение отношений Юга-
Улучшение обороноспосо- Уязвимость
бности страны Усиление опасности новой войны из-за обновления
военных систем
Слайд 22Вопросы
Как вы относитесь к информатизации общества? Что он значит для
вас?
Какую роль играет информация для вас? Как вы ее воспринимаете,
отбираете и анализируете? От какой устраняетесь? Какую предпочитаете?
В чем заключается смысл понятия «жизнеспособность» индивида? Каким вы видите себя в этом амплуа?
Слайд 23
http://sbiblio.com/biblio/archive/negodaev_info/02.aspx#_ftn1