Слайд 1Ибсен Генрик (1828-1906 гг.)
Слайд 2В этом здании находится музей-квартира в Осло
Слайд 3Г.Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке
Шиен в Норвегии.
Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев.
Слайд 4Родился в портовом городе Шиен
Слайд 5Г.Ибсен учился в элементарной школе,
где поражал учителей превосходными сочинениями.
На 16-м году ему пришлось поступить
в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта. Он покинул безо всякого сожаления Шиен и больше никогда не возвращался в родной город.
Слайд 6Г.Ибсен четверть века провел за границей.
Жил в Риме, Дрездене, Мюнхене.
Первыми всемирно известными его пьесами
стали стихотворные драмы «Каталина»(1850), «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867).
Слайд 7Интересные факты:
Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем
и журналистом, внук Танкред Ибсен — кинорежиссёром.
В честь Генрика Ибсена
назван кратер на Меркурии.
С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года — Международная премия Ибсена.
В городе Шиен действует Театр Ибсена.
Ибсен, пролежав несколько лет в немом параличе, привстав, сказал: «Напротив!» - и умер.
Слайд 8Рождение новой драмы.
В 1879 г. был написан «Кукольный дом». Этот год в
истории литературы считают годом рождения новой европейской драмы — драмы психологической
и социальной.
Слайд 9 Ее основные черты:
— это драма сильных характеров и больших идей;
— в основе
сюжета лежит спор об основных проблемах современности;
— аналитический характер конфликта драмы:
в ней основной интерес представляет не то, что происходит на глазах зрителей, а отношение героев к своему прошлому, его переоценка и анализ настоящего, являющегося следствием этого прошлого;
— в драме отсутствуют реплики в сторону, так как их не существует в действительности;
— основа драматического действия — подтекст, который прячется за совершенно незначительными словами.
Слайд 10«КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» ИБСЕНА – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА.
Слайд 11"… нужно чтобы случилось чудо из чудес, чтобы сожительство по-настоящему
стало браком".
Г.Ибсен
Слайд 12Словарная работа.
Сожительство - совместное существование, жизнь людей.
Брак - семейный союз мужчины и
женщины.
Слайд 13Беседа по вопросам
1.Каким вы представляете себе дом Хельмеров?
2.
Как они живут?
3.Определите значение Рождества в пьесе.
4.Почему Ибсен назвал драму
"Кукольный дом"? Раскройте глубинный смысл этого символа.
Слайд 15
Анализ сюжета и композиции произведения.
а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь
сожительством, их пути расходятся.
б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает,
что счастье - жить хотя бы ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.
Слайд 16в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает
попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное
счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.
г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.
Слайд 17
КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ
1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров.
2.Завязка - появление Кристины
Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи
Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.
3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.
Слайд 18Беседа по вопросам
Хельмер.
— Охарактеризуйте Хельмера. Что в нем привлекает, а
что отталкивает?
— Как Хельмер относится к Норе? Как проявляется сложная душевная
жизнь Норы, которая вынуждена обманывать своего мужа?
— Дайте оценку отношению Хельмера к лживым людям. Можно ли считать ее абсолютной? Докажите, что муж Норы показан как реалистический герой, что в нем переплетаются и положительные, и отрицательные черты.
Слайд 19Крогстад.
— Почему Крогстад пытается шантажировать Нору историей с фальшивым векселем?
— Он, по-вашему,
злодей или человек, поставленный обстоятельствами жизни в сложное положение?
— «За
всю мою жизнь я ни разу не был так неимоверно счастлив». Как меняется Крогстад под влиянием фру Линне?
Слайд 20Нора.
— Вспомните, как Нора спасает своего мужа от тяжелой болезни. Почему
то, что Нора считала подвигом самопожертвования, закон считает преступлением?
— Подберите из
текста пьесы примеры, которые показывают сложное психологическое состояние Норы в ожидании ареста. Что при этом говорит она и другие герои? Как она себя чувствует в сцене исполнения тарантеллы? Почему сама сцена пляски не показывается, а остается «за кадром»? Сделайте вывод о роли подтекста в психологической драме.
Слайд 22Итоговая беседа по вопросам
1.Определите тему, главные проблемы и идею
произведения.
ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано на примере распада
семьи Хельмеров.
ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.
Слайд 23КОНФЛИКТ
- драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что
выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другим
людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.
ЖАНР
– социально-психологическая драма,
Слайд 24ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить рассказ на тему "Нужно ли "кукле" становиться Человеком?" Продумать
устный ответ на вопрос "Что нужно для семейного счастья?"