Слайд 1Куколка с секретом
игра - путешествие
Слайд 2Словно репка она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело,
бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Как две радуги выгнуты брови.
Губы – мака
пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцеватые щеки горят.
Так же с третьей, четвертой и пятой –
Вынимай их одна за другой!
Пусть становятся в ряд, что солдаты
Рдеют щеки и брови – дугой.
Бус цветнистых на них мы нанижем,
А милей они чопорных дам,
И дивятся им Лондон с Парижем.
И, должно быть, завидуют нам.
Всеволод Рождественский
Слайд 3Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной
мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному
из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Слайд 4Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей
разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до
завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Слайд 5Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот
когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то
и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем , что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Слайд 6Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства,
символ русских художественных традиций.
Матрёшка - символ жизни. Женщина даёт жизнь
дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему существу и так далее.
Матрёшка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе.
Слайд 7Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий
философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв,
одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Слайд 8Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна
в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок.
Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.
Слайд 9Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных
деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их
с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация «исконно русских».
Слайд 10Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней
весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках,
тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Слайд 11Этапы росписи матрешки.
Шлифовка заготовки
Обводка контура узора
Прорисовывание фона
Прорисовывание деталей
Окончательная обводка
Слайд 12Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных
районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла
Матрена! И все они делали это по-разному.
Слайд 13Матрёшки из Полховского Майдана
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого
и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с
наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.
Слайд 14Вятская матрешка
Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку
стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.
Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку.
Слайд 15Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает
голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.
Слайд 16Матрёшка семёновская
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является
город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных
рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси.
Слайд 17Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем
лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы,
наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.
Слайд 18В настоящее время мастера используют в росписи три цвета –
красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и
фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
Слайд 19Матрёшки из Сергиева Посада
До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись
в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство
и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь.
Слайд 20Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь,
расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой:
купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день.
Богородская фабрика игрушек, Сергиев Посад
Слайд 21Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму,
верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью
и лаковое покрытие.
Слайд 22Авторская матрешка
В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный
тип сергиево-посадской матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее
время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками.
Слайд 23Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты
из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят
эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.
Слайд 24Музеи матрёшки
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском
переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. Экспозиция, посвящённая матрешкам и
иным сувенирам с урало-сибирской росписью, произведённым Туринской фабрикой детской игрушки, выставлена в краеведческом музее г. Туринска Свердловской области.
Музей матрёшки в Москве
Слайд 261.
Когда и где была выточена и расписана первая русская матрешка?
Слайд 27Ответ:
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной
мастерской в 90-х годах XIX века
Слайд 282. Почему кукла называется «Матрёшка»?
Слайд 29
Ответ:
Возможно, это связано с тем , что на разных вечерах
чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же всеми любимую русскую
куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России.
Слайд 31Ответ:
Матрёшка - символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в
свою очередь, даст жизнь следующему существу и так далее.
Матрёшка символизирует
богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства,
символ русских художественных традиций.
Слайд 33Ответ:
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно
ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на
станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Слайд 345. Какая матрёшка изображена на картинке?
Слайд 366. А эта матрёшка какой росписи?
Слайд 37Ответ:
Вятская
Памятник Вятской матрёшке в г. Нолинск Кировской области
Слайд 387. Как называется матрёшка, изображённая здесь?
Слайд 39Ответ: Сергиево - Посадская
Сергиев Посад
Слайд 408. А что за матрёшка на этом слайде?
Слайд 41Ответ: Семёновская
Г. Семёнов Нижегородской обл.
Слайд 429. Определите, какой росписи эта матрёшка.