Разделы презентаций


Культура

Содержание

КультураСовокупность материальных и духовных ценностейМатериальные ценности:Техника производстваТехнологииРемеслоОрудия трудаПредметы бытаДуховные ценности:ИдеологияНаукаОбразованиеЛитератураискусствоИскусство – художественное творчествоПространственныеВременныеАрхитектураДекоративно-прикладное искусствоИзобразительное искусство (живопись, скульптура)МузыкаТеатрТанцыКинематографТелевидение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура
Культура – это социально значимый

опыт, накопленный человечеством и передаваемый из поколения в поколение, при

этом постоянно изменяющийся. Она включает в себя традиции и обычаи, нормы, идеалы.

От лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Культура

Ценности,
унаследованные от прошлого

Вклад современников

Заимствования у других народов

Культура     Культура – это социально значимый опыт, накопленный человечеством и передаваемый из поколения

Слайд 2Культура
Совокупность материальных и духовных ценностей



Материальные ценности:
Техника производства
Технологии
Ремесло
Орудия труда
Предметы быта



Духовные ценности:
Идеология
Наука
Образование
Литература
искусство

Искусство

– художественное творчество
Пространственные
Временные
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство
Изобразительное искусство (живопись, скульптура)
Музыка
Театр
Танцы
Кинематограф
Телевидение

КультураСовокупность материальных и духовных ценностейМатериальные ценности:Техника производстваТехнологииРемеслоОрудия трудаПредметы бытаДуховные ценности:ИдеологияНаукаОбразованиеЛитератураискусствоИскусство – художественное творчествоПространственныеВременныеАрхитектураДекоративно-прикладное искусствоИзобразительное искусство (живопись, скульптура)МузыкаТеатрТанцыКинематографТелевидение

Слайд 3
ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы

культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского общества;
традиционализм и

консерватизм. Это была культура, преимущественно обращенная в прошлое, именно там находившая большую часть своих идеалов и ценностей;
религиозный характер. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. При этом испытывала все усиливавшееся влияние византийской христианской традиции;
анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего числа культурных памятников Древней Руси. Это связано не только с тем, что от средневековья нас отделяет несколько столетий, но и с тем, что христианское мировоззрение расценивало смертного автора как инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной ситуации являлась естественным проявлением «страха Божьего» и смирения.

Особенности древнерусской культуры

ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского

Слайд 4Славянский поселок
Изучаем карту и иллюстрации. Какую особенность расположения древних городов

вы заметили. Как это можно объяснить?

Славянский поселокИзучаем карту и иллюстрации. Какую особенность расположения древних городов вы заметили. Как это можно объяснить?

Слайд 5Основным строительным материалом у жителей лесной полосы было дерево. Постройки

сооружались из бревен, крышу покрывали соломой или камышом. Бревенчатые дома

образовывали круг или стояли рядом по одну и другую сторону мощенной бревнами улицы.
Основным строительным материалом у жителей лесной полосы было дерево. Постройки сооружались из бревен, крышу покрывали соломой или

Слайд 6Основным занятием славян было земледелие. Орудиями труда служили борона –

суковатка для того, чтобы боронить вспаханную сохой землю. Зерно толки

в деревянной ступе или мололи на ручных жерновах.

1

2

3

4

5

6

7

?

Сельскохозяйственная культура славян

Основным занятием славян было земледелие. Орудиями труда служили борона – суковатка для того, чтобы боронить вспаханную сохой

Слайд 71
3
2
1
4
3
2

1321432

Слайд 8Слово «скот» означало деньги. Костные остатки выявлены при раскопках многих

поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду

должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными Стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Второе место принадлежит костям свиньи, третье - мелкого рогатого скота, четвертое - лошади.
Слово «скот» означало деньги. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают представление о составе стада.

Слайд 9Охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и

других животных. На охоту брали лук со стрелами и копья


Занятия славян

Охота в лесу была не только важной отраслью хозяйства, но и местом, где молодые соплеменники проявляли свою силу, храбрость, охотничью сметку. Добыча пушного зверя давала мех, необходимый для пошива зимней одежды и для торговли.

Охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных. На охоту брали лук со

Слайд 10Ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и

других рыб. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными

приспособлениями

Для ловли рыбы, в изобилии водившейся в прозрачных водах рек и озер, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши.

Ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами

Слайд 11В лесу охотник мог брать ровно столько, сколько нужно для

прокорма семьи. Лишнего зверя убивать нельзя, ибо в этом случае

недобрый хозяин чащобы — леший, не только уведет с пути охотника лесных зверей и птиц, но и самого заведет в чащу, откуда уже не будет возврата. Нельзя было ловить рыбу больше необходимого — водяной мог принести несчастье.

Лес, где охотился человек, река, где он удил рыбу, в представлениях наших предков, были частью живого мира.

Белку или волка надо было бить стрелой точно в глаз. И не только для того, чтобы не испортить шкуру, но и для того, чтобы не доставить мучений животному.

В лесу охотник мог брать ровно столько, сколько нужно для прокорма семьи. Лишнего зверя убивать нельзя, ибо

Слайд 13Одним из важных занятий славян было бортничество –
сбор меда

диких пчел.

Какое значение имел этот вид деятельности?
?
Борть – природный пчелиный

улей в дупле дерева.
Одним из важных занятий славян было бортничество – сбор меда диких пчел.Какое значение имел этот вид деятельности??Борть

Слайд 14Неумение древнего человека найти естественное объяснение явлениям природы
Складывание пантеона языческих

богов у восточных славян
Выделение прослойки языческих жрецов (волхвов)
Создание капищ с

идолами

Вера восточных славян в существование злых и добрых духов (домовых, русалок, леших, водяных, упырей, берегинь, кикимор, вурдалаков)

Ритуальные праздники, жертвоприношения, магические заклинания, ношение амулетов

Сварог (бог неба и огня)

Перун
(бог грома и молнии)

Даждьбог (бог солнца)

Стрибог (бог ветра)

Род
(бог плодородия и семей)

Макошь (богиня земли,
покровительница женщин)

Зарождение веры в природных духов и богов (язычество)

Бессилие и страх человека перед таинственными явлениями природы

Язычество

Человек стал связывать явления природы с некими невидимыми всемогущими сверхъестественными силами

Неумение древнего человека найти естественное объяснение явлениям природыСкладывание пантеона языческих богов у восточных славянВыделение прослойки языческих жрецов

Слайд 15 Языческие обряды
Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» -

идол – изображение бога из глины, камня, дерева); место для

костров; требище – место для принятия жертвенной пищи;
жрецы – волхвы (кудесники)– совершали обряды, изготовляли идолов, произносили языческие заклинания…
погребальный обряд – с покойником клалось все необходимое для загробной жизни – зажигали священный костер – делали погребальную насыпь - курган, проводили тризну – поминки.
Языческие обряды  Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» - идол – изображение

Слайд 16Устное народное творчество Киевской Руси
Песни и пляски на праздновании Коляды

и Купалы, Масленицы, русалиях.
Причитания во время поминального обряда («плач»).
Бытовые пословицы

(«Не погнетши пчел, меду не едать»).
Исторические пословицы («Погибли аки обры»).
Загадки (этот жанр создавался не для развлечения, а как тайный иносказательный язык, понятный далеко не всем).
Сказки.
Местные сказания.
Заговоры, заклинания



Были и былины. Былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!»

Устное народное творчество Киевской РусиПесни и пляски на праздновании Коляды и Купалы, Масленицы, русалиях.Причитания во время поминального

Слайд 17 С принятием христианства азбука, письменность, книга стали для крещеных славян

священными, Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к

Божественному, к религии. Отсюда – равнодушие к мирской, светской литературе, отношение к ней, как к «неполезной» - этим объясняется отсутствие в древнерусских рукописях любовной лирики, романов, поэм, драм. Не было и поэзии: фольклорные лирические и богослужебные тексты пелись, но не являлись поэзией в общепринятом смысле слова. Отсутствовали и сатирические, пародийные сочинения – к смеху относились настороженно.

С принятием христианства азбука, письменность, книга стали для крещеных славян священными, Слово, текст должны были раскрывать христианские

Слайд 18Архитектура – искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы

в соответствии с их назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями

общества.

Ветрувий

(архитектурные особенности, пропорции, вовлеченность в окружающий ландшафт, единение с природой)

(точные расчеты общих габаритов, толщины стен, формата камней или кирпичей, радиусов арок; использование различных материалов, конструкций, приемов и технологий)

В настоящее время известны 150 памятников архитектуры домонгольского периода.До конца Х века на Руси не было монументального каменного строительства, постройки были деревянные или деревянно-земляные.


Дерево (+: много лесов; легко поддается обработке; быстрое строительство; легко разобрать и перевезти на другое место; гигиеничность – дышит зимой, в прохладное время – тепло, летом – прохладно; - - влага, огонь).
Плинфа – тонкий плиткообразный плоский большой кирпич (40 х 40 х 3 см) + раствор (известь, песок, толченый кирпич).
Камень: серый известняк (Новгород), белый известняк (Владимир, Суздаль).
Кирпич (глина, песок, вода) 30 х 14 х 7 см

Формула архитектуры:

Архитектура Древней Руси.

Материал для строительства:

Архитектура – искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с их назначением, современными техническими

Слайд 19Первые деревянные церкви:
церковь Ильи в Киеве,
собор в Ростове,
Церковь Бориса

и Глеба в Вышгороде,
13-главая деревянная София Новгородская.

Первые известные мастера-древодели (зодчие):
Миронег

(нач. ХI в.), Ждан-Никола (конец ХI в.).
Первые деревянные церкви: церковь Ильи в Киеве,собор в Ростове,Церковь Бориса и Глеба в Вышгороде,13-главая деревянная София Новгородская.Первые

Слайд 20купол
барабан
закомара
пилястра
аркатурный пояс
Архитектурные детали

куполбарабанзакомарапилястрааркатурный поясАрхитектурные детали

Слайд 21Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

Слайд 22Святая София Киевская.
Когда построена?

В честь какого события?

При каком князе?

Перестроена в XVII веке в псевдоукраинском стиле

Святая София Киевская.      Когда построена?      В честь

Слайд 23Каменные сооружения:
конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в Киеве

в честь Богородицы
1037 г. – Софийский собор в г. Киеве

– 13 куполов
Золотые ворота в Киеве.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
Храм Святой Софии в Новгороде
Золотые ворота во Владимире
Успенский собор во Владимире
Дмитровский собор во Владимире
Остатки светского дворца князя Андрея в Боголюбове
Церковь Покрова на Нерли
Соборы в Переяславле-Залесском, Суздале, Юрьеве-Польском.

Русские мастера внесли в каменное строительство элементы национального деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность.

Каменные сооружения:конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в Киеве в честь Богородицы1037 г. – Софийский собор

Слайд 24«Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через

изображение».

«Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение».

Слайд 25 Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Требует быстроты и точности

в работе. Зависит от качества штукатурки (известь + вода). Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и нощно мыли, меняя воду каждые 5-6 часов, зимой выдерживали на морозе, а весной снова мыли; цель – вывести «емчугу» - светлый налет, который мог проступить на поверхности штукатурки и испортить фрески.
Красками для фрески служили мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в известковой воде. Писать – только пока не высохла штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт, приходилось высохшую штукатурку сбивать и начинать сначала.
Недостаток: со временем известь частично съедает цвет, и фрески выглядят поблекшими.

Живопись
в Древней Руси

Фреска

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.        Требует

Слайд 26 Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня,

мрамора, керамики, смальты. Очень сложная и дорогостоящая техника.
Только 5 древнерусских

храмов были украшены мозаикой, и лишь в одном (Киевской Софии) она сохранилась.
Сырье: смальта (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску.
Техника: стены и своды метр за метром в несколько слоев покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мастера вдавливали в раствор кусочки смальты (1 кв.дм = 400 кусочков).
Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. У смальты Софии Киевской 177 оттенков различных цветов (34 – зеленого, 25 – коричневого, 23 – желтого, 21 – синего, 25 – золотого).
Во время вечернего богослужения при мерцающем свете лампад и свечей мозаики горели мистическим огнем. Эффект «оживания» изображения.

Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве. ХI в.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Очень сложная и дорогостоящая

Слайд 27Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали

рукописи.
Миниатюра

= книжная иллюстрация.
Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (евангелистов), иллюстрации к тексту.
Сильное влияние иконописи. Меньшие размеры (по сравнению с иконами) требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились.
Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали рукописи.

Слайд 28 Иконопись – с греч. – «изображение, образ» (на Руси

– «образа») – изображения ликов святых на деревянных досках.



Предмет культа, поклонения.
Первые на Руси иконы написали греческими мастерами.

Развешивались по стенам, углам, составлялись в иконостасе. В домах – в красном углу. У развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город. Нельзя «купить» - только «выменять на деньги». Нельзя по ветхости уничтожать --- закопать, пустить по воде.

Иконопись – с греч. – «изображение, образ» (на Руси – «образа») –  изображения ликов святых

Слайд 29
Изображения святых
Св. Георгий – воинам и земледельцам
Параскева Пятница – торговцам

и купцам
Николай – плотникам, строителям, путешественникам, купцам
Федор Тирон – колодцам
Святой

Христофор – хранит от эпидемий, от мора
Козьма, Демьян – кузнецам, лекарям
Фрол, Лавр – коневодам…

Христианское имя при крещении покровительство святого.
Покровительство различным категориям населения:












Мерные иконы (в рост родившегося царевича + образ святого-покровителя)

Изображения святыхСв. Георгий – воинам и земледельцамПараскева Пятница – торговцам и купцамНиколай – плотникам, строителям, путешественникам,

Слайд 30Иконопись
Иконопись – работа сложная и трудоемкая
Плотник :
а) Дерево: липа (мало

сучков), сосна, ель, лиственница.
б) Долго (несколько лет) высушивали.
в) Выглаживали топором.
г)

Вырезали ковчег – неглубокую прямоугольную выемку.
д) На тыльной стороне – поперечные пазы + шпонки (брусочки) – чтобы не коробилась.

Мастера: ХI в. – Алимпий, Олисей, Георгий
Самые известные ранние иконы: «Петр и Павел», «Святой Георгий», «Ангел Золотые Власы», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Оранта», «Спас Нерукотворный».

ИконописьИконопись – работа сложная и трудоемкаяПлотник :а) Дерево: липа (мало сучков), сосна, ель, лиственница.б) Долго (несколько лет)

Слайд 31Иконопись
Иконописец:
а) Холстина (паволока) наклеивалась на лицевую сторону, защищала живопись от

трещин на дереве.
б) Левкас – грунт – рыбий клей +

толченый мел
в) Полировка пемзой, медвежьим зубом, хвощем – до блеска
г) Краска – темпера: яичный желток + красочный пигмент – цветные глины и минералы. Сочные, звучные цвета – на века.


Требования к иконописцу: должен быть праведником (писание икон – богоугодное дело), иметь талант художника и знания богослова. Не допускались женщины и еретики.
«Стоглав»: «подобает бо бытии живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, но же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте же и молитве пребывати…»

ИконописьИконописец:а) Холстина (паволока) наклеивалась на лицевую сторону, защищала живопись от трещин на дереве.б) Левкас – грунт –

Слайд 32Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного,

накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к

работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.


Артели художников, получая заказ , распределяли работу между собой. Порядок работы: набросок обугленной лучиной общей композиции, подмастерья золотили фоны и нимбы, элементы пейзажа, одежды святых; в последнюю очередь – лики, руки, ноги святых. Покрывали олифой – конопляным маслом: живой блеск, защита от пыли и сырости. Несколько месяцев – на свет – сохнуть. Через 60-80 лет потемнение иконы – черная доска: несколько новых слоев – расчистка икон.

Особо почитаема на Руси иконопись, изображающая богоматерь с младенцем.
Владимирская Богоматерь ХII в. Греческий художник – радость материнства, нежное любование своим ребенком, предвидение мук, ожидающих ее дитя.

Иконопись

Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую

Слайд 33Народное музыкальное творчество
Обрядовое пение и танцы во время языческих ритуалов,

сопровождавшиеся игрой на различных музыкальных инструментах, о которых можно судить

по фрескам и книжным миниатюрам – это дудки, деревянные рожки, трубы, бубны, гудки, свирели и гусли.

Носителями народной музыкальной традиции выступали скоморохи – бродячие музыканты, акробаты, фокусники, танцоры и сказители. Свое искусство скоморохи могли демонстрировать и на деревенском празднике и при княжеском дворе. Несмотря на усиливавшиеся гонения со стороны церкви они были любимы и популярны во всех слоях древнерусского общества.

Народное музыкальное творчество Обрядовое пение и танцы во время языческих ритуалов, сопровождавшиеся игрой на различных музыкальных инструментах,

Слайд 34Единственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был живой

человеческий голос.
Особое место в русской музыкальной культуре традиционно занимает

колокол. Еще в языческие времена люди использовали колокольчики для того, чтобы отгонять злых духов. Перезвон церковных колоколов смирял беса, прославлял Господа, объединял людей во время праздников и бедствий.


Церковно-певческое искусство

Единственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был живой человеческий голос. Особое место в русской музыкальной

Слайд 35Письменность
О наличии у восточных славян письменных навыков упоминают древнегреческие и

арабские авторы.
922 г. – договор Олега с Византией – на

греческом и русском языках.
1\2 Х в. – Гнездово (под Смоленском) – найден сосуд с надписью «гороухча» (много версий: «горчица», «Горух писал»).

До появления на Руси славянской азбуки, во времена язычества у восточных славян была своя письменность. Известны знаки-символы в виде рисунков («Черты» - пиктографическое письмо: круг – солнце, волнистая линия – вода, крест - огонь) и зарубок («Резы») на коре или дощечках, а также «русськие письмена» на буквенно-звуковой основе. Болгарский писатель Черноризец Храбр называет славянское письмо «Черты и ризы».

ПисьменностьО наличии у восточных славян письменных навыков упоминают древнегреческие и арабские авторы.922 г. – договор Олега с

Слайд 36Берестяные грамоты
В 1951 г. в Новгороде найдены берестяные грамоты. Горожане

для записей пользовались не дорогим пергаменом, а берестой. Значительное количество

берестяных грамот найдено археологами при раскопках в Новгороде, Пскове и других городах.
История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства.
Берестяные грамотыВ 1951 г. в Новгороде найдены берестяные грамоты. Горожане для записей пользовались не дорогим пергаменом, а

Слайд 37Кирилл и Мефодий
Во второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл

(в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для

перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках — греческом и славянском.

Кирилл и МефодийВо второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую

Слайд 38Кирилл и Мефодий
Существовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица

имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII-IX

вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом.

Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX — начале X в. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.

Кирилл и  МефодийСуществовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит

Слайд 39 До появления на Руси арабских цифр (XVI век) для

счета использовались буквы.
Чтобы отличить цифры от букв,

сверху ставился особый знак - ~ - титло (отсюда и пошло слово «число»).
Особым образом записывались числа от 11 до 19: в них вначале писались единицы, а затем – десятки (например, 16 = SI, 18 – NI, 19 – ДI). Остальные числа писались так же, как сейчас: вначале десяток, затем единицы (NД – 54, ЛА = 31).
Чтобы отличать буквы от цифр, на письме с обеих сторон ставились точки.
Знак ‡ обозначал одну тысячу (.‡ АЦГ.= 1903)

Кириллица

До появления на Руси арабских цифр (XVI век) для счета использовались буквы.   Чтобы отличить

Слайд 40Центры образования
Центрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую

очередь Киево-Печерская обитель).
При них создавались школы, в них переписывались

книги и возникали библиотеки.

При Владимире Святом начали переводиться и переписываться книги.
Его сын Ярослав Мудрый возвел это дело в ранг государственного. В построенном при нем Софийском соборе в Киеве создали мастерскую по переписке книг и книгохранилище при ней – библиотеку.

Центры образованияЦентрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую очередь Киево-Печерская обитель). При них создавались школы,

Слайд 41Грамотность
До принятия христианства умеющих читать и писать на Руси

было мало, но с 988 г. грамотность начала быстро распространяться.

Грамотным было духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.
Учить на Руси в школах стали при Владимире I. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. Первую в средневековой Европе школу для девочек основала сестра Владимира Мономаха Янка, монахиня Андреевского монастыря. В школе учили писать, считать и читать. Княжеских детей обучали дома.
Специального образования не существовало. Зодчие, художники, военные, врачи учились на практике.
Грамотность До принятия христианства умеющих читать и писать на Руси было мало, но с 988 г. грамотность

Слайд 42Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор

переводных книг был обусловлен религиозным влиянием.
С принятием христианства в

X в. началась история русской литературы, складывался единый древнерусский язык.
Первые книги были рукописными, написанными на пергамене (выделанная кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных (как, например, «Остромирова Евангелия» XI в. и «Мстиславова Евангелия» XII в.) оковывался серебром и золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью).
Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.
Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен религиозным влиянием. С

Слайд 43летописи – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями

очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо

по поручению князя.
Летописи: общерусские и местные.
Дошли до нас в более поздних списках.
Авторы – чаще всего монахи. Писали по повелению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря.
Каждый летописец по традиции начинал повествование с глубокой древности и затем переходил к событиям последних лет.

Летопись – погодная запись событий («год» - «лето») - историческое повествование, в котором события расположены по определенным годам. В Европе – хроники, анналы.

"Повесть временных лет"

условное название общерусского летописного свода,
составленного во втором десятилетии XII века
монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Нестор закончил свой труд, доведя повествование
до современных ему событий первого десятилетия XII в.
"Повесть временных лет" легла в основу большинства дошедших
до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля русская, кто в Киеве начал править первее и откуда Русская земля стала есть»

летописи – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по

Слайд 44Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его

называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом — в нем

сплелись все жанры древнерусской литературы

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.)..

Оригинальная древнерусская литература

Хождения («хожения») описание путешествий,заморских земель, впечатления, перечисление «святынь» (гора Афон, Царьград). Рассказ о путешествиях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).

Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом

Слайд 45жития (агиография) – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных (признанных

святыми) христианской церковью.
Жития святых
Жития святых – сборники, содержащие назидательные рассказы

о добродетелях и пороках, праведности и неправедности, описание жизни, страданий и подвигов людей, канонизированных церковью.
В Житиях прославляется кротость, самоотречение, духовная чистота.
Описываются чудеса – исцеления больных.
Жизнь святых уподобляется жизни Иисуса Христа.

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Житие Феодосия Печерского»

жития (агиография) – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью.Жития святыхЖития святых – сборники,

Слайд 46Поучения
«Слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру.
«Поучения» -

о необходимости покаяния, о суетности мирской жизни, Страшном суде, обличении

пьянства, жадности, лени, лжи и других пороков.

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей.

Поучения«Слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру. «Поучения» - о необходимости покаяния, о суетности мирской жизни,

Слайд 47
Содержит две части: обращение к сыновьям и грамоту (письмо) к

черниговскому князю Олегу.
«Поучение Владимира

Мономаха» написано одним из самых известных князей Древней Руси в зрелом возрасте. Это единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, написанного не духовным лицом, а князем, политическим деятелем.

Требования соблюдать христианскую мораль (кротость, покорность старшим), мир между князьями, без притеснений и кровопролития, не поддаваться гордыни, лени…

Содержит две части: обращение к сыновьям и грамоту (письмо) к черниговскому князю Олегу.

Слайд 48Летосчисление
Система счета больших промежутков времени
На Руси в древности – до

1700 г.
византийская система
от сотворения мира
5508

лет до Рождества Христова

С 988 г. до конца ХV в.

мартовские годы

С конца ХV в. –

сентябрьские годы

Вычисления:
С 1 января до 31 августа – 5508 лет;
С 1 сентября до 31 декабря – 5509 лет.

ЛетосчислениеСистема счета больших промежутков времениНа Руси в древности – до 1700 г.     византийская

Слайд 49Деревообработка (+ резьба):
Посуда (ложки, чашки, ковши)
Наличники, коньки на крыше
Корабли (нос

и корма)
Узорная мебель
Игрушки
Производство стекла.
Стеклянные браслеты. Секреты были утеряны после

нашествия монголо-татар.

Гончарное ремесло.
Производство многоцветной керамики: посуды, кирпич, плитки для декора.
Орнамент – линейно-волнистый.

Кузнечное дело.
Замки из 40 деталей – пользовались спросом даже в Европе.
Самозатачивающиеся ножи (из 3 металлических пластин).
Литье колоколов.

Резьба по камню:
Иконы
Плиты (рельефы)

Развитие ремесла

В этот период – более 60 специальностей




Деревообработка (+ резьба):Посуда (ложки, чашки, ковши)Наличники, коньки на крышеКорабли (нос и корма)Узорная мебельИгрушкиПроизводство стекла. Стеклянные браслеты. Секреты

Слайд 50Оружейное дело
Производство кольчуг, колющих мечей, сабель.
ХII в. – появление арбалетов

(арбалет – стальной лук, укрепленный на деревянном станке, тетива натягивалась

воротом.
Оружейное делоПроизводство кольчуг, колющих мечей, сабель.ХII в. – появление арбалетов (арбалет – стальной лук, укрепленный на деревянном

Слайд 51Ювелирное ремесло
Украшения: колты (подвески к головному убору, полые внутри –

пахучие травы, ароматизированные вещи), бармы (роскошные оплечья), медальоны, кресты, перстни,

широкие браслеты, ожерелья, диадемы, оклады книг…
Техники: литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка.

Эмаль –
особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов (прозрачные и непрозрачные)

Скань –
ажурный узор, выполненный из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной из двух нитей

Зернь – покрытие ювелирного изделия миниатюрными металлическими шариками (до 0,5 мм в диаметре)

Чернь –
черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черным сплавом (серебро, медь, сера…).

Ювелирное ремеслоУкрашения: колты (подвески к головному убору, полые внутри – пахучие травы, ароматизированные вещи), бармы (роскошные оплечья),

Слайд 52Высоко развитая культура Киевской Руси погибла в пламени монгольского нашествия:

горели города, рушились храмы, население угонялось в далекие каракорумские степи.

Дальнейшее развитие культуры было прервано, прежде всего, внешними факторами. Но культура не исчезла.
В период феодальной раздробленности в русских княжествах появились разные школы живописи и архитектуры, появились памятники, ставшие сокровищницами мировой культуры.
Культура была сохранена, сбережена народом и стала воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра – Москвы.

Ремесло Киевской Руси было очень развито и находилось на высокой ступени развития, изделия русских ремесленников находили широкий спрос по всей Европе.

Вывод

Высоко развитая культура Киевской Руси погибла в пламени монгольского нашествия: горели города, рушились храмы, население угонялось в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика