Слайд 2Условия обособления приложений
Слайд 4Задание: вставьте нужные знаки препинания и укажите, чем выражены приложение
и определяемое слово
1. Ему ли карлику тягаться с исполином? (А.Пушкин)
2.Итак
два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собою!( Н.Гоголь)
3.Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться. (Н.Гоголь)
4.Угрюм и одинок грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.(М.Лермонтов)
5.Вот оно объяснение. (Л.Толстой)
6.Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим мужчина двенадцати вершков роста. (И. С.Тургенев)
7.Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти. (А.Пушкин)
8.Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту.(И.С.Тургенев)
Слайд 5Проверьте себя
1. Ему ли , карлику, тягаться с исполином? (А.Пушкин)
2.Итак,
два почтенных мужа ,честь и украшение Миргорода, поссорились между собою!(
Н.Гоголь)
3.Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина, верная подруга скупости, помогла ей еще более развиться. (Н.Гоголь)
4.Угрюм и одинок, грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.(М.Лермонтов)
5.Вот оно, объяснение. (Л.Толстой)
6.Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста. (И. С.Тургенев)
7.Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти. (А.Пушкин)
8.Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином ,по имени Егор, на охоту.(И.С.Тургенев)
Слайд 6Вставьте, где нужно. Запятые, тире или дефис.
1.В избу вбежала Феня
дочь Тихона девочка лет пятнадцати.(К.Паустовский.)
2.Сын Хаджи-Мурата восемнадцатилетний юноша Юсуф сидел
в темнице. (Л.Толстой)
3.Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне.(А,Пушкин)
4.Дрожки прыгали по твердым корням столетних дудов и лип беспрестанно пересекавшим глубокие рытвины следы тележных колес. И.С.Тургенев)
5.Особенно грустное чувство возбуждает серый осиновый сруб с дырами вместо окон остаток прежнего барского дома. (И.С.Тургенев)
6.Леонтьев увлекся этой мыслью но как человек осторожный пока о ней никому не рассказывал.(К.Паустовский)
7.Там был Ширяев парень с головой. (В.Некрасов)
8.Настоящим же моим воспитателем был наш мальчик подмастерье. (А.И.Куприн)
Слайд 7Проверь себя
1.В избу вбежала Феня, дочь Тихона, девочка лет пятнадцати.(К.Паустовский.)
2.Сын
Хаджи-Мурата, восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице. (Л.Толстой)
3.Как истинный француз,
в кармане Трике привез куплет Татьяне.(А,Пушкин)
4.Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке Турке – лучшем певце в околотке.(И.С.Тургенев)
5.Особенно грустное чувство возбуждает серый осиновый сруб с дырами вместо окон остаток - прежнего барского дома. (И.С.Тургенев)
6.Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока о ней никому не рассказывал.(К.Паустовский)
7.Там был Ширяев - парень с головой. (В.Некрасов)
8.Настоящим же моим воспитателем был наш мальчик- подмастерье. (А.И.Куприн)
Слайд 8Прочитайте предложения с нужной интонацией. Укажите обособленные приложения и объясните,
почему они обособляются.
Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться
к вам.
Мой друг, по фамилии Шарапов, - лучший ученик класса.
Я, Михаил Петрович Копылов, родился в небольшой деревушке на берегу Волги.
Очень интересный собеседник, он всю дорогу рассказывал о своих путешествиях.
Слайд 9Расставьте знаки препинания:
Как человек замечательно умный он не встречал себе
равного.
Мне любимому внуку редкому гостю разрешалось бывать в дедовой комнате.
Отец
капитан первого ранга и старший брат мичман погибли в года войны.
Горный козел горал вышел из-за кустов легко ступая прыткими стройными ногами.
«Вставай, Жулька», - приказал я. И она подошла ко мне моя любимая собака белый сеттер в частых черных пятнышках.
Слайд 10Подберите приложения к выделенным словам. Предложения запишите, расставляя знаки препинания.
На
юге алела звезда.
А.С.Пушкин создал много замечательных произведений.
Они вели себя, как
герои собственных книг.
Один из ямщиков вылез из саней, молча отвязал свою тройку.
Вслед за девушкой в будку вошел начальник отряда.
Слайд 11Задание: Раскройте скобки и вставьте, где нужно, пропущенные буквы и
знаки препинания.
Ганнибалова клятва
Он ...держал свою клятву и много раз судьба Рима в...села на волоске. В конце (концов) победа осталась за Римом. Ганнибал умер в борьбе – отравился что(бы) не попасть в руки врагов.
С той поры ганнибаловыми клятвами люди называют обеты которые человек дает в юности намереваясь посв..тить благородному делу всю свою жизнь.
В нашей истории извес...на клятва друзей Герцена и Огарева давших в юности обет всю жизнь борот...ся с царящим злом. Они остались верны своей клятве до конца. (По Э.Вартаньяну)
Слайд 12Проверь себя
Ганнибалова клятва
Он сдержал свою клятву,
и много раз судьба Рима вИсела на волоске. В конце
концов победа осталась за Римом. Ганнибал умер в борьбе – отравился, чтобы не попасть в руки врагов.
С той поры ганнибаловыми клятвами люди называют обеты, которые человек дает в юности, намереваясь посвЯтить благородному делу всю свою жизнь.
В нашей истории извесТна клятва друзей, Герцена и Огарева, давших в юности обет - всю жизнь бороться с царящим злом. Они остались верны своей клятве до конца. (По Э.Вартаньяну)
Слайд 13Использованная литература
1.Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных
заведений.- М.: Дрофа,2000.
2.Русский язык. Полный школьный курс/Под редакцией О.Л.Соболевой- М.:
АСТ-ПРЕСС,2000.(Универсальное учебное пособие)