Разделы презентаций


Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII в

Содержание

ПланОбразованиеНаукаЛитератураТеатрАрхитектураЖивопись

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII в.
История Беларуси
Билет

16
Ситник П.В.
Лицей Ивацевичского района

Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII в.История БеларусиБилет 16Ситник П.В.Лицей Ивацевичского района

Слайд 2План
Образование
Наука
Литература
Театр
Архитектура
Живопись

ПланОбразованиеНаукаЛитератураТеатрАрхитектураЖивопись

Слайд 3Образование
Развитие образования происходило в условиях полонизации, против че-го было направлено

обучение в православных школах при братствах - добровольных и культурных

объединениях горожан. С 1697 г. государ-ственными языками в Речи Посполитой были признаны польский и ла-тинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям
ОбразованиеРазвитие образования происходило в условиях полонизации, против че-го было направлено обучение в православных школах при братствах -

Слайд 4Новогрудок
Образование
Под влиянием Контрреформации обучение и воспитание молодёжи кон-тролировалось католической церковью.

Ведущее место в обучении при-надлежало ордену иезуитов. Иезуитские коллегиумы принимали

на обу-чение не только католиков, но и представителей других вероисповеда-ний. Это соответствовало задаче ордена иезуитов - расширять влияние католичества. Учебный процесс состоял из пяти классов. Образование в иезуитских коллегиумах соответствовало западноевропейскому образ-цу.

Иезуитские коллегиумы на территории Беларуси

Брест

Витебск

Гродно

Жодишки

Минск

Несвиж

Орша

Пинск

Полоцк

Слуцк

НовогрудокОбразованиеПод влиянием Контрреформации обучение и воспитание молодёжи кон-тролировалось католической церковью. Ведущее место в обучении при-надлежало ордену иезуитов.

Слайд 5Образование
С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарс-кие коллегиумы.

Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к като-лическому монашескому ордену. Свою

главную задачу они видели в обу-чении и воспитании молодёжи. На обучение принимались дети обеднев-ших родителей и содержались они за счёт ордена. За это они должны бы-ли работать на школьном хозяйстве. Дисциплина была менее строгой, чем в иезуитских коллегиумах. Поэтому эти школы пользовались боль-шой популярностью.

Пиарские коллегиумы на территории Беларуси

Витебск

Щучин

Вороново

Лида

Геранёны

Зельва

ОбразованиеС 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарс-кие коллегиумы. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к като-лическому

Слайд 6Образование
Во второй половине XVI - начале XVII в. на территории

Беларуси действо-вали аринские школы. Процесс обучения включал от 3 до

5 классов. У де-тей воспитывали уважение к человекуц и его уму, их учили самостоя-тельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье. Ректор шко-лы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первой в Беларуси по-собие по иносранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках.

Арианские школы на территории Беларуси

Ивье

Клецк

Любча

Несвиж

Новогрудок

Лоск

ОбразованиеВо второй половине XVI - начале XVII в. на территории Беларуси действо-вали аринские школы. Процесс обучения включал

Слайд 7Образование
Во многих городах Беларуси были открыты кальвинистские школы. Срок обучения

в них составлял от 6 до 10 лет. Основное внимание

в этих школах уделялось богословию и физическому воспитанию. Лучшие вос-питанники получали возможность продолжить учёбу в университетах Англии и Германии. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. Она просу-ществовала вплоть до 1918 г.

Кальвинистские школы на территории Беларуси

Слуцк

Витебск

Глубокое

Заславль

Ивенец

Минск

Орша

Могилёв

Свислось

ОбразованиеВо многих городах Беларуси были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10

Слайд 8Образование
С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. После

на-чального образования в них изучали «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика)., затем

- «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Учени-ков набирали в основном из непривилегированных сословий: мещан и крестьян.

Первые православные братские школы на белорусских землях

Вильня

Могилёв

Брест

ОбразованиеС 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. После на-чального образования в них изучали «тривиум» (грамматика,

Слайд 9Образование
В 1579 г. привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуи-тский

коллегиум в Вильне был пре-образован в академию (универси-тет). Первым ректором

академии стал известный иезуит Пётр Скарга. Сначала обучение велось на фило-софском и богословском факульте-тах, позже - на правовом и медицин-ском.

Пётр Скарга

ОбразованиеВ 1579 г. привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуи-тский коллегиум в Вильне был пре-образован в академию

Слайд 10Образование

Образование

Слайд 11Образование
В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Ми-нистерства

образования), открывшая за 20 лет своей деятельности 20 школ средней

ступени и около 200 начальных школ. Система образова-ния стала более доступной и получила светский характер. Управление образованием перешло от церковных учреждений к государственным органам.
ОбразованиеВ 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Ми-нистерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности

Слайд 12Наука
В области науки среди известных ученых был К.Семенович - автор

кни-ги «Великое искусство артиллерии», вышедшей в 1650 г. в Амстердаме.

Трактат был переведён на французский, английский, немецкий, голлан-дский и другие языки, что свидетельствовало о его популярности в Ев-ропе. К.Семенович одним из первых создал проект многоступенчатой ракеты и считается предшественником теории полётов в космическое пространство.

Казимир Семенович

НаукаВ области науки среди известных ученых был К.Семенович - автор кни-ги «Великое искусство артиллерии», вышедшей в 1650

Слайд 13Наука
Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич, который

жил в Амстердаме. Он был сторонником рос-сийского царя Петра I

и пропагандистом светских знаний. Копиевич на-писал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, ариф-метике, грамматике, астрономии, навигации.

И.Копиевич

НаукаПередовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич, который жил в Амстердаме. Он был сторонником рос-сийского

Слайд 14Наука
Уроженец Брестчины К.Лыщинский размышлял о человеке и его божьем начале.

В своем трактате «О несу-ществовании бога» он писал: «Чело-век -

создатель бога, а бог - создание человека. Таким образом, бог являет-ся не настоящей сущностью, а созда-нием человеческого разума». Он выс-казал мысль также о том, что наша планета - не центр вселенной, изб-ранный богом, а один из немногих населённых объектов. Церковники, в руки которых попала рукопись Лы-щинского, потребовали смертной казни для безбожника. По приговору суда Речи Посполитой он был обезг-лавлен и сожжён, а его прах развеяли выстрелом из пушки.

Казимир Лыщинский

НаукаУроженец Брестчины К.Лыщинский размышлял о человеке и его божьем начале. В своем трактате «О несу-ществовании бога» он

Слайд 15Наука
Распространению идей Просве-щения содействовал православ-ный церковный и общественный деятель Георгий

Конисский. Бога он считал первопричиной всего сущего и вместе с

тем уважи-тельно относился ко взглядам Коперника и Галилея. Собирал архивные источники по истории православной церкви в Белару-си. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Пос-политой и защищал права дисси-дентов - шляхты некатолическо-го вероисповедания. Его речь пе-ред последним королём Речи Посполитой Станиславом Авгус-том Понятовским в защиту дис-сидентов была переведена на ев-ропейские языки как образец ве-ротерпимости.

Георгий Конисский

НаукаРаспространению идей Просве-щения содействовал православ-ный церковный и общественный деятель Георгий Конисский. Бога он считал первопричиной всего сущего

Слайд 16Наука
Философскую мысль представ-лял виленский профессор Кази-мир Нарбут. Он считал, что

фи-лософия должна служить общес-тву. К.Нарбут поддерживал ре-формы, которые проводились в

Речи Посполитой, в частности, высказывал своё восхищение строительством Днепровско-Бугского канала, развитием ма-нуфактур.

Казимир Нарбут

НаукаФилософскую мысль представ-лял виленский профессор Кази-мир Нарбут. Он считал, что фи-лософия должна служить общес-тву. К.Нарбут поддерживал ре-формы,

Слайд 17Наука
По предложению короля извес-тный польский поэт, уроженец Пинщины Адам Нарушевич

подготовил «Историю польско-го народа». Он интересовался взаимоотношениями церкви и государства,

происхождением крепостного права, способами преодоления упадка страны. Его идеалом была сильная ко-ролевская власть.

Адам Нарушевич

НаукаПо предложению короля извес-тный польский поэт, уроженец Пинщины Адам Нарушевич подготовил «Историю польско-го народа». Он интересовался взаимоотношениями

Слайд 18Наука
Значительный вклад в раз-витие науки внёс уроженец Гродненщины, ректор Глав-ной

школы ВКЛ (так с 1781 г. называлась Виленская ие-зуитская академия),

учёный-природовед и астроном М. Почобут-Одляницкий. Он изучал планету Меркурий, определил координаты мно-гочисленных населённых пунктов на территории Бе-ларуси. Был избран членом-корреспондентом Парижс-кой академии наук и Лон-донского астрономического общества.

Мартин Почобут-Одляницкий

НаукаЗначительный вклад в раз-витие науки внёс уроженец Гродненщины, ректор Глав-ной школы ВКЛ (так с 1781 г. называлась

Слайд 19Литература
Одним из самых значительных деятелей белорусской и русской культуры стал

уроженец Полоцка, поэт, учёный, мыслитель и просве-титель Симеон Полоцкий (С.Г.Пет-ровский-Ситнианович).

Он был наставником восьмилетнего Петра I - будущего российского импера-тора, для которого издал «Букварь языка славенска». По его инициа-тиве было создано первое в России учебное заведение - Славяно-гре-ко-латинская академия. По произ-ведениям С.Полоцкого студент этой академии М.Ломоносов поз-накомился со стихосложением. Си-меон Полоцкий стоял у истоков первого в России театра, открыто-го при царском дворе в 1672 г., где часть актёров составляли жители Беларуси.

Симеон Полоцкий

ЛитератураОдним из самых значительных деятелей белорусской и русской культуры стал уроженец Полоцка, поэт, учёный, мыслитель и просве-титель

Слайд 20Литература
Книгоизданием в Амстердаме занялся уроженец Мстиславщины И. Ко-пиевич. По поручению

царя Петра I он подготовил и издал в Амстердаме первое

пособие по математике на русском языке. Вместе с приглашён-ными в Россию голландскими издателями И.Копиевич стал создателем нового гражданского шрифта, используемого в нашем письме и сегодня. Он издал первый в России календарь, стал автором первой в России кар-ты звездного неба.

Илья Копиевич

ЛитератураКнигоизданием в Амстердаме занялся уроженец Мстиславщины И. Ко-пиевич. По поручению царя Петра I он подготовил и издал

Слайд 21Театр
В XVIII в. европейскую славу по-лучил крепостной театр Михала Казимира

Огинского, который был разносторонней и талант-ливой личностью: оперным композитором, музыкантом-виртуозом,

поэтом. Театр Огин-ского, который размещался в Слониме, был назван «усадьбой муз». Он вмещал до 2500 зрите-лей. Здесь давались грандиоз-ные представления на сцене, размеры которой позволяли выезжать на неё на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений.

Михал Казимир Огинский

ТеатрВ XVIII в. европейскую славу по-лучил крепостной театр Михала Казимира Огинского, который был разносторонней и талант-ливой личностью:

Слайд 22Театр
«Северными Афинами» называли имение Залесье (нынешний Сморгонский район Гродненской области),

принадлежавшее Миха-лу Клеофасу Огинскому. Он соче-тал театральную деятельность с государственной,

был активным участником восстания 1794 г., направленного против раздела Речи Посполитой, стал автором знаменитого полонеза «Проща-ние с Родиной».

Михал Клеофас Огинский

Театр«Северными Афинами» называли имение Залесье (нынешний Сморгонский район Гродненской области), принадлежавшее Миха-лу Клеофасу Огинскому. Он соче-тал театральную

Слайд 23Театр
Наибольшую известность приоб-рели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке.

Популярными были произ-ведения хозяйки Несвижа писа-тельницы Франтишки Уршули Ра-дзивилл. Ее

пьесы были олицетво-рением стиля рококо, театрализо-вавшего быт.

Франтишка Уршуля Радзивилл

ТеатрНаибольшую известность приоб-рели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были произ-ведения хозяйки Несвижа писа-тельницы Франтишки

Слайд 24Архитектура
Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации явля-лось барокко. На вторую

половину XVII - начало XVIII в. приходится зрелое (высокое) барокко.

Като-лические храмы строили с двумя башнями. Увеличилось количест-во ярусов башен. Фасады приобре-ли бóльшую пластику. Примером является Андреевский костёл в Слониме.

Слонимский Андреевский костёл

АрхитектураВедущим архитектурным стилем в период Контрреформации явля-лось барокко. На вторую половину XVII - начало XVIII в. приходится

Слайд 25Архитектура
В 1730-е гг. в церковном зодчес-тве сформировался своеобраз-ный архитектурный стиль

- ви-ленское барокко. Его разрабо-тал архитектор Ян Глаубитц. Ви-ленскому барокко

были свойст-венны изысканность пропор-ций, лёгкость и ажурность строений, пышный декор фаса-да. Всё это можно увидеть на примере Полоцкого Софийского собора. В 1738-1750 гг. храм был перестроен Глаубитцем после разрушений, вызванных взры-вом пороха.

Полоцкий Софийский собор

АрхитектураВ 1730-е гг. в церковном зодчес-тве сформировался своеобраз-ный архитектурный стиль - ви-ленское барокко. Его разрабо-тал архитектор Ян

Слайд 26Архитектура
Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выде-лялись замок в Гольшанах

(Ошмянский район Гродненской области), Гродненский Новый замок, Несвижский дворец Радзивиллов

(минская область).

Гольшанский замок в XVII в. Реконструкция

Новый замок в Гродно

Замок Радзивиллов в Несвиже

АрхитектураПродолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выде-лялись замок в Гольшанах (Ошмянский район Гродненской области), Гродненский Новый замок,

Слайд 27Архитектура
Во второй половине XVIII в. параллельно с поздним барокко развивался

классицизм, а с конца XVIII в. этот стиль стал определяющим

в искусстве. Для классицизма характерны симметричность строений, точность и строгость форм, гармония архитектуры и окружающего природного ландшафта. Под влиянием французских образцов магнаты и шляхта на-чали создавать в своих имениях дворцово-парковые ансамбли. Их отли-чало сочетание элементов классицизма и традиций архитектуры барок-ко. В этом стиле был простроен Ружанский дворец.

Ружанский дворец. Рисунок Н.Орды

АрхитектураВо второй половине XVIII в. параллельно с поздним барокко развивался классицизм, а с конца XVIII в. этот

Слайд 28Живопись
На рубеже XVI-XVII вв. формиро-валась белорусская иконописная школа. В иконописи

появилось стремление к передаче прост-ранства, естественных пропор-ций, отдельные персонажи стали

изображаться в светской одежде. Для икон «Святая Параскева» из-под Мостов, «Умиление», «Пок-ров», «Успение» с Брестчины был характерен оптимизм, светлое настроение, вера в высшую спра-ведливость. Шедевром считается икона Петра Евсеевича из Го-лынца «Рождество Марии», соз-данная в 1649 г. Это единствен-ная икона, автор которой извес-тен, потому что оставил на ней свою фамилию.

Рождество Марии. Автор - Пётр Евсеевич

ЖивописьНа рубеже XVI-XVII вв. формиро-валась белорусская иконописная школа. В иконописи появилось стремление к передаче прост-ранства, естественных пропор-ций,

Слайд 29Живопись
Особую популярность приобрёл портрет сарматского типа. Сарматизм стал осо-бенностью шляхетской

культуры Речи Посполитой. В его основу был положен миф о

происхождении польской шляхты от древних сарматских племён. В жанре сарматского портрета плодотворно рабо-тал в Вильне, Гродно и Несвиже немец-кий мастер Иоганн Шретер. Он в 1646 г. написал портрет Катажины и Марии Ра-дзивилл.

Портрет Катажины и Марии Радзивилл. Худ. И.Шретер

ЖивописьОсобую популярность приобрёл портрет сарматского типа. Сарматизм стал осо-бенностью шляхетской культуры Речи Посполитой. В его основу был

Слайд 30Живопись
А художник Даниэль Шульц выполнил портрет Януша Радзивилла.
Портрет Януша Радзивилла.

Худ. Д.Шульц

ЖивописьА художник Даниэль Шульц выполнил портрет Януша Радзивилла.Портрет Януша Радзивилла. Худ. Д.Шульц

Слайд 31Живопись
В 1797 г. в Виленском университете была создана кафедра рисунка

и жи-вописи, которую назвали Виленская художественная школа. Известными её преподавателями

были Франтишек Смуглевич и Ян Рустем. Известны художественные полотна Смуглевича на историческую тематику: «Битва около Берестечка в 1651 г.», «Битва при Хотине в 1673 г.», «Присяга Т.Кос-тюшко на Краковском рынке».

Присяга Т.Костюшко на Краковском рынке. Худ. Ф.Смуглевич

Ф.Смуглевич. Худ. Ю.Пешка

ЖивописьВ 1797 г. в Виленском университете была создана кафедра рисунка и жи-вописи, которую назвали Виленская художественная школа.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика