Слайд 1Культура Древневосточных цивилизаций
Лекция 3
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
1.Детерминанты развития культуры Древневосточных цивилизаций передней Азии.
2. Артефакты культуры
Месопотамии : архитектура, письменность, скульптура, мифология.
3. Картина мира культуры Месопотамии.
Слайд 3К Древневосточным цивилизациям относят культуру Месопотамии, Египта, Индии, Китая, Японии,
которые существовали с III тыс. по I тыс. до н.э.
Месопотамией
древние греки называли территорию, пролегавшую между двумя западно-азиатскими реками — Тигром и Евфратом.
В Месопотамии на протяжении трех тысяч лет существовало одно государство, населяемое одним народом, сменяя друг друга: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия.
Слайд 5Объективные условия развития культуры.
Естественные астрофизические (палящее солнце) и геофизические (потопы,
наводнение до 13-14 м., вследствие таяния горного снега, проливных дождей)
процессы.
Субъективными условиями развития культуры выступала неолитическая революция. Во-первых, это возникновение экономики нового типа: искусственное (Шумеры – Вавилон) или естественное (Египет) орошаемое земледелие, скотоводство, появление новых технологий в изготовлении орудий труда (обработка металла, появление гончарного круга, изобретение колеса). Во-вторых, появление городов-государств.
Слайд 6Государство представляло собой четкую иерархию социальных слоев: царь, жрецы, воины,
чиновники, земледельцы, ремесленники, рабы, в соответствии с разделением труда.
Власть царя
носила централизованный, деспотический и сакральный характер.
Царь считался «сыном неба», был верховным жрецом, судьей, предводителем войск.
Слайд 7Города-государства (Ур, Урук, Аккад, Вавилон) представляли собой город-крепость с мощными
стенами, башнями, без окон, построенные из кирпича.
Города насчитывали примерно
30 тыс. жителей.
Города выступали центром торговли.
Город окружали сады и поля, с оросительными каналами. Дворцы шумеро-аккадских правителей украшались скульптурой, рельефами, сюжетами которых были сцены битв, охоты и обрядов.
Слайд 8Архитектура
Основу города-крепости образует зиккурат.
Зиккурат – ( буквально священная гора)
высокая башня – храм, из усеченных четырех или семи пирамид.
Размеры зиккурата 65* 43* 60.
Зиккураты выступали в качестве административного, хозяйственного, культового, фортификационного центра.
Вокруг зиккурата воздвигались общественные здания и рынки.
Слайд 10Зиккурат укрывал жителей в период наводнений.
Здесь находились дома жрецов
и чиновников, хранился архив.
Внутри храма находились школы, в которых
обучались будущие жрецы и чиновники.
Здесь помещалась статуя божества. Вход в этот зал был открыт только жрецам.
Астрологи использовали зиккурат как площадку для наблюдений, в ходе которых была выстроена система зодиака, лунный календарь.
Самый знаменитый зиккурат – Вавилонская башня, храм бога Мардука.
Слайд 13Самым значительным достижением шумеро-аккадской культур было создание письменности, для учета
в торговых и иных операций.
Основные виды письменности
Пиктография,
рисуночное письмо, представляющее собой ряд взаимосвязанных между собой рисунков, имеющих многозначный смысл.
Клинопись – клиновидные знаки слова, либо гласные, либо согласные звуковое письмо, не имеющие еще алфавита. Создателями клинописи были шумеры. В первом веке появляется алфавит.
Формы письменности:
глиняные таблички,
свитки, из склеенных полосок стебля папируса.
Основное содержание письменных источников: гимны богам, мифы, легенды, лирика, поэмы, плачи, отражающие вечные проблемы любви, ненависти, дружбы.
Слайд 14Образец пиктограммы
Образец клинописи
Слайд 15
Глиняные, клинописные таблички которые включают, записи – подсчеты, мифы о
богах, луне, любви, солнце.
Выдающимся произведением вавилонской литературы выступает «Поэма о
Гильгамеше», отражающая идеи всеобщей эсхатологии – учение о конце мира.
Слайд 16Согласно вавилонской версии о потопе в «Поэме о Гильгамеше» боги
решили уничтожить человечество. О причинах такого решения не упоминается.
Один
из Богов решил спасти своего любимца, обладающего величайшей мудростью. Он сообщил во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и погрузить на него свое имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц и готовиться к собственному спасению.
Потоп был столь страшен, накрыл всю землю без остатка (земля здесь отождествляется с равниной Шумера). На седьмой день вода успокоилась. Утнапиштим выпустил голубя, но тот вернулся. Через несколько дней он выпустил ласточку, она прилетела назад. И только ворон нашел показавшуюся из воды сушу и остался на ней. Тогда Утнапиштим покинул корабль и принес богам жертвоприношения. В Шумеро-аккадской, вавилонской версии потопа отражаются реальные природные катаклизмы.
Слайд 17Скульптура
(статуи, рельеф, барельеф, горельеф – высокий рельеф, выступающий над плоскостью
фона более, чем на половину своего объема)
Женские статуэтки V тыс.
н.э.
Слайд 18Женские статуэтки
IV тыс. до н.э.
Слайд 19Женские статуэтки
Статуэтки из Ялангач-Депе
V тыс. до н.э.
Статуэтка из Ура
середина
IV
тыс. до н.э.
Статуэтка из Лагаша
III тыс. до н.э.
Слайд 20Рельефы отражающие сакрализацию государственной (царской) власти и воинов
Слайд 23Герб –отличительный знак, репрезентант государства
Слайд 25Рельеф, отражающий прием у царя Ашшурнасирапала II
Слайд 26Рельеф, отражающий охоту на львов.
Слайд 27Саркофаг царя Ашшурнасирапала II
Слайд 28Стела -каменная плита с рельефом,
отражающая диалог царя Дария с
воином
Слайд 29Печать с оттиском, важнейший атрибут царской власти
Слайд 30Возникают музыкальные инструменты (арфа )
Слайд 34Мифология древних государств:
Аккада, Вавилонии, Шумер, развивалась с IV по II
тысячелетие до н. э.
Пантеон древних государств Междуречья: прослеживается в
произведениях искусства и включает следующих божеств:
Уту, Нанна, Энки, Анзуд, Мардук, Нингирсу , Алад, Иштар.
.
Слайд 36Нанна – владыка знания, репрезентантом которого является золотая голова быка,
с лазуритовой бородой и рогами, украшавшая резонаторы арфы, обнаруженной в
царской гробнице.
Слайд 38Энки - владыка земли и подземных пресных вод, мирового океана.
Слайд 40Анзуд , «ветер» как посредник неба и земли.
Слайд 41Мардук буквально означает телёнок Уту или владыка богов, репрезентантом которого
выступает рыбокозел.
Мардук непосредственно связан со своей статуей, покидая статую,
бог тем самым меняет местожительство, создавая угрозу гибели государства.
Слайд 42Нингирсу - владыка справедливости.
Слайд 43Алад (репрезентант духа) – бык с головой человека и крыльями,
охраняющий вход во дворец и человека.
Слайд 44Иштар («богиня») в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия,
любви, богиня войны, олицетворение планеты Венера; ее день недели –
пятница.
Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану (неба), отцом Иштар.
Слайд 48Изразцовая облицовка из храма богини Иштар
Слайд 49Адорант (от лат. «восхищающийся») — в Междуречье фигурка человека, изготовляемая
из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в
храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.
Статуя адоранта представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт.
На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.
Слайд 51Статуэтки адорантов
Статуя жреца
Статуя бога Аб-У
Слайд 52Необходимо различать категории культура и цивилизация
Цивилизация характеризует особенности институционального
оформления общества, указывает на определенный способ производства.
Институт – (лат.
установление, учреждение) нормы экономической, политической, правовой, нравственной (этической) жизни общества, направленные на регулирование социальных отношений.
Слайд 53Культура Древневосточных цивилизаций выступает в качестве репрезентантов или образов, направленных
на совершенствование отношений между людьми, между природой и обществом.
Цивилизация
и культура выступают сторонами диалектического противоречия развития общества.
Слайд 54Специфику культуры Древневосточных цивилизаций определяет канон.
Канон в широком значении:
правило, предписание.
В искусстве совокупность художественных приемов, правил или произведение
искусства, которые считаются эталоном в ту или иную эпоху.
Слайд 56Картина мира Междуречья мифологическая.
3. Картина мира культуры Древневосточных цивилизаций
Мифологическая
картина мира господствовала на ранних стадиях развития человеческого общества. Основой
мифологического сознания выступает миф.
Миф в переводе с греческого буквально означает – предание, сказание, представления о мире, социуме, человеке, принимаемые на веру как нечто само собой разумеющееся.
Под мифологией же понимается конкретно-историческая форма общественного сознания, совокупность мифов, созданных каким-то народом.