Слайд 2Древняя Индия (3 тысячелетие до н.э. – 6 век н.э.)
Слайд 4Культура Индии — одна из древнейших культур, непрерывно развивающаяся в
течение нескольких тысячелетий. На протяжении этого времени многочисленные народы, населяющие
территорию Индии, создали высокохудожественные произведения литературы и искусства.
Слайд 5Этапы развития индийской культуры
Хараппский (III-II тыс. до н.э.)
Ведический (нач. I
тыс. до н.э.)
Буддийский (VII в. до н.э. - VI в.
н.э.)
Средневековый (VII- Х III в. н.э.)
Период распространения исламского влияния (ХIII- ХVII вв.)
Слайд 6Хараппский период
(III-II тыс. до н.э.)
Слайд 7Хараппа и Мохенджо-Даро являлись, как предполагают, центрами индской цивилизации, существовавшей
в 3-м тыс. до н. э. Проводимые раскопки позволили обнаружить
города площадью около 1,5 кв.км с правильной планировкой, сложной системой канализации, остатками больших сооружений (среди которых «купальня», «зернохранилище», и др.). При раскопках обнаружено также большое количество печатей и фигурок из камня и бронзы. Индская цивилизация имела свою письменность, но язык ее не разгадан..
Слайд 8Мохенджо-Даро – остатки крупного города, который состоял из двух частей:
цитадели, возведенной на возвышении – глиняной платформе, и «нижнего города»,
где жили рядовые горожане. В цитадели раскопано большое здание , видимо дворец правителя, а также прямоуголь-ный бассейн. Этот город был центром древнего государства, в котором большую власть имели жрецы, и в бассейне совершались ритуальные омовения.
Город был четко распланирован, главные улицы имели ширину до 10 м., и пересекались под прямыми углами.
Слайд 9Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция III тыс. до н.э.
В глубокой древности
на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному
месту раскопок.
Слайд 12Удивление археологов вызвала обнаруженная здесь совершенная система водопровода и стока
грязной воды. Городские дома построены из обожженного камня, многие из
них были двухэтажными.
Индская цивилизация имела высокоразвитую культуру. При раскопках была найдена своеобразная скульптура: наиболее известна каменная статуэтка бородатого царя или жреца, а также бронзовая фигурка танцовщицы.
Слайд 14Ведический период
(нач. I тыс. до н.э.)
Слайд 15Веды - религиозно-философские песнопения
Слайд 16Выдающиеся литературные памятники этого периода -
эпические поэмы
«Махабхарата» и «Рамаяна»
Слайд 17Эпос — род литературы , повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы
свершившихся и вспоминаемых повествователем)
- жанр различных видов искусства, героическое повествование
о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.
Слайд 18Брахманизм
Это политеистическая религия
Основные божества:
Брахма (творец)
Шива (разрушитель)
Вишну (охранитель)
Ганеш (бог мудрости
и предпринимательства)
Слайд 19БРАХМА
создатель и правитель мира. Он дал людям законы.
Родившись, Брахма из своего дыхания создал весь мир.
Слайд 20ВИШНУ
Хранитель мира от злых сил
Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того,
чтобы спасти Вселенную от катастрофы.
Слайд 21
Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и
созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти.
«Танцующий
бог Шива».
Бронза. 11–12 вв.
Слайд 22ГАНЕШ
Его следует умилостивить перед началом любого практического дела.
Слайд 23Основные идеи брахманизма
Реинкарнация происходит как воздаяние
за добродетельность или греховность предшествующей жизни
Карма– сумма
совершенных при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека
Положительная карма предоставляет возможность родиться в новой жизни в более высоком социальном статусе или даже небожителя.
Карма отрицательная приведет к рождению в более низком общественном положении или даже в животном или растении.
Деление на варны (касты)
Слайд 25Брахманы = жрецы
Кшатрии = воины
Вайшьи = крестьяне \ ремесленники
Шудры =
слуги
Изменить касту невозможно, как невозможно корове родить лошадь, так невозможно
сыну вайшьи стать брахманом.
Единственная возможность изменить касту – жить праведно и переродиться.
Слайд 26Буддийский период
(VII в. до н.э. - VI в. н.э.)
Слайд 27Основатель - индийский принц Гаутама
Слайд 28 Сиддхаттха Гаутама родился царевичем, которому была
предначертана жизнь в роскоши. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал
великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания.
Однажды Гаутама в сопровождении слуги выехал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую правду жизни — что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах.
Слайд 29 Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить
свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Отказавшись от
наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.
лет он достиг «Просветления». Тогда его стали называть Гаутама Будда
или просто «Будда», что означает «Просветленный».
После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия, и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей.
Слайд 31Нирва́на — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ
и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но
обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий.
В буддизме нирвана:
свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме,
Слайд 32
Основная идея:
мир полон страданий
и человек должен пройти жизненный путь так, чтобы избавиться от
них. Нужно соблюдать ряд «истин» и тогда цепь перерождений прервется и человек больше не вернется в мир полный страданий.
Слайд 33 Первыми культовыми памятниками буддизма стали Ступы.
Считается,
что в Ступах хранятся священные реликвии Будды.
Вокруг Ступ
часто существует ограда, испещренная рельефами, которые описывают жизнь Будды.
Ступа своей формой олицетворяла модель мира
Слайд 34 Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных
реликвий. Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью
Будды и буддийских святых.
Слайд 35Классическая форма буддийского культового сооружения — ступа — представляет собой
монолитную кирпичную полусферу. Ее сакральный план символизирует космос и божественное
присутствие. Божественное присутствие отмечает центральная точка — источник возникновения и гибели вселенной.
СТУПА - архитектурное сооружение мемориального характера, которое является хранилищем ("сосудом") для различного рода реликвий. Согласно буддийской традиции, Будда в ответ на вопрос о том, как следует его похоронить, молча перевернул патру (чашу для подаяний). Полусфера перевернутой чаши соотносится с насыпью погребальных курганов, а содержимое ступы - реликвия - может быть соотнесено с драгоценным содержимым священных сосудов. По достижении Буддой нирваны его земное тело в соответствии с принятой практикой было кремировано и приобрело статус реликвии (мощи, прах ).
Слайд 36Большая ступа в Санчи (I в. до н. э.).
Купол ступы
повторяет форму могильного кургана и является по сути гигантским реликварием,
поскольку скрывает хрустальный ковчег с пеплом Будды.
Слайд 37Ступа в Санчи
Высота ступы - 16,5 м, а до
конца стержня 23,6 м,
Слайд 38Проход к ступе обеспечивают ворота, расположенные по осям север —
юг, запад — восток. Они образуют крест, центр которого совпадает
с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме того, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.
Слайд 39Ворота Санчи
Ворота состоят из двух столбов и трех изогнутых
горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Рельефы на столбах
и балках на сюжеты из жизни Будды.
Слайд 41Со временем у основания ступы на пути религиозной процессии стали
помещать статую Будды — стоящего, идущего или сидящего в позе
святого отшельника, достигшего просветления.
Слайд 42Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные
столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались буддийские
религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы, украшенные буддийскими символами должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма.
Слайд 43Стамбхи могли возводиться в честь богов — Вишну, Шивы, Лакшми
и других
Слайд 44Наиболее древняя и самая знаменитая скульптура Индии
Львиная капитель
в г.
Сарнатхе
(3в. до н.э.)
Является гербом Индии
Слайд 46(2 в. до н.э.- 5 в. н.э.)
Состоит из
29 пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой.
Потолки пещер поддерживают резные и покрытые росписями колонны.
Известность эта пещера приобрела как раз благодаря росписям на темы буддистских легенд.
Пещерный монастырь Аджанта
Слайд 51Храм в Карли 1 в.до н.э. – 1 в. н.э.
Слайд 54Пещерный храм Эллора
Состоит из индуистских и буддистских павильонов.
Всего павильонов 34
(12 - буддистские).
Создавался 6-9 веках.
Знаменит скульптурными композициями.
Слайд 59Тип храма ратха.
Поскольку храм рассматривался как символ горы
Кайласа, на которой обитает бог Шива, он представлял собой наземное
сооружение, вырубленное из целой скалы.
Слайд 60Храм Кандарья Махадева
в Кхаджурахо