Слайд 1Культура и быт мордовского народа
Слайд 2 Вплоть до начала 20 века внутри
мордвы широко распространялось язычество, которое включало культ предков и веру
в божеств. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в зверином облике, полулюдей – полузверей, а также в виде растений. Мордва имела укоренившееся мнение о мире через мифологию .
Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств. Это объясняется тем, что заложение этих верований происходило в эпоху материнского родового строя, в период которого было характерна главная роль женщины в общественной и хозяйственной жизни.
Слайд 3 Главной составной частью духовной культуры мордовского
народа, являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества драматического, декоративно-прикладного
искусства. Они разделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные. В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.
Слайд 5Свадебные традиции и обряды
Вплоть до
начала 20 века наряду с оформлением брака по полному свадебному
обряду имели место брак умыканием и так называемые свадьбы «самохотки» или «самокрутки», когда молодые люди в тайне от родителей или с их молчаливого согласия заключали брак между собой. Родители молодых соглашались на такой брак в целях экономии на свадьбе.
Слайд 6Обряд детского цикла
Сразу после появления на
свет проводились разного рода обряды для обеспечения новорожденному счастья и
долгой жизни: выбор ребёнку имени, представление его членам родового коллектива, крещение. Так же были важны и другие моменты жизни, которые считались не менее важными: появление первого зуба, первые шаги ребёнка, первая стрижка волос и т.д.
Слайд 7Похоронные и поминальные обряды
После смерти, по
верованиям мордовского народа, люди попадали в иной мир, где все
люди занимались трудом, женились, веселились. Судьба умершего, по представлениям мордовского народа, в загробном мире зависела от выполнения обрядов над его телом.
Слайд 8 Обряды народных праздников
15 сентября -
Озим-пуря (моленье за уборку хлебов)
через неделю за
Озим-пуря молян Кереметь
около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво)
Слайд 9Зимние календарные праздники
Зимние календарные праздники приурочивались
к декабрьскому солнцестоянию и следующим за ним дням. Кульминационные его
точки - 25 декабря,
1 и 6 января определяются христианскими праздниками
Слайд 10Весенние и летние праздники
Весенний цикл начинался
с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из
теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.
Кульминацией всей весенне - летней обрядности был сам праздник Троицы, который впитал прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела.
Слайд 11Осенние праздники и обряды
В осеннем цикле
самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных
работ и сбора плодов.
Первым осенним праздником был Яблочный Спас.
В начале октября праздновался Покров.
Слайд 12Мордовские игры
«В платочки» («Пацинесэ» - эрз., «Руцыняса» - мокш.)
Жеребьевкой определяют водящего. До начала игры играющие называют
себя разными именами водящему. Потом завязывают глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Водящий произносит какую – нибудь считалку, затем начинает ловить играющих. Когда он поймает кого – либо из играющих, то должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем видит тот, чье имя угадано.
Правила игры. Если водящий долго не может поймать кого – нибудь, то игроки должны подать ему голос. Дети не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условных границ. Пойманного водящий должен узнать и назвать по придуманному имени, не снимая повязки