Слайд 2Основные вопросы темы:
1. Понятие «организационная культура»
2. Формирование организационной культуры
3. Основные
модели организационной культуры
4. Культура качества
Слайд 31. Понятие «организационная культура»
Организационная культура - это совокупность традиций, ценностей,
установок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего,
что делается и о чем думается при выполнении работы в организации.
Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Слайд 4Проявление организационной культуры
Символы «высокого» профиля
Символы «низкого» профиля
Ритуальные процедуры
Коммуникации
Физические формы
Общий язык
Слайд 5Вопросы для анализа культуры:
Какова степень требуемой официальности?
Насколько основательно распланирована работа?
Какое
сочетание исполнительности и инициативы требуется от подчиненных?
Какое значение придается соблюдению
распорядка дня, одежде, личным странностям?
Как организованы делопроизводство, контроль счетов?
Кто осуществляет контроль – комитеты или отдельные люди?
Существуют ли правила ведения работы или важны только её результаты?
Слайд 6Ситуации, позволяющие определить тип культуры в организации:
Упражнение для новичка
Герои и
злодеи
Некто нарушает «шаблон»
Как организация реагирует на неординарные события
Слайд 7Организационная культура способствует:
Устойчивости компании во время кризиса
Оптимизации затрат на персонал
Плавному
внедрению организационных изменений
Слайд 82. Формирование организационной культуры
1) определение миссии организации, базовых ценностей;
2)
формулирование стандартов поведения членов организации;
3) формирование традиций организации;
4)
разработка символики.
Слайд 9Трудности внешней адаптации – это все то, что связано с
выживанием организации во внешнем окружении: определение своей рыночной ниши, установление
контактов с партнерами и потребителями, характер конкурентной борьбы.
Трудности внутренней интеграции – это формирование единого коллектива сотрудников: распределение власти и ответственности, разрешение конфликтов между отдельными людьми и группами, выбор стилей работы и поведения и др.
Слайд 103. Основные модели организационной культуры
1. Модель Т. Дила-А. Кеннеди
Риск
Обратная
связь
низкий
высокий
быстрая
медленная
Слайд 13Культура задачи
Культура личности
Слайд 15Модель Э.Шейна
Уровни организационной культуры
1. Поверхностный – может увидеть сторонний наблюдатель
2.
Средний – снаружи можно увидеть только небольшую часть
3. Глубинный
Артефакт
Ценности,
нормы
Поведение, архетипы
Слайд 16Другие модели организационной культуры:
Модель Сате
Модель Питера и Уотермена
Модель Парсона
Модель Миллера
Модель
Квина и Рорбаха
Модель Г. Джонсона
Слайд 174. Культура качества
«Качество – это полное удовлетворение согласованных требований
потребителя при минимальных внутренних затратах» (Дж. Бэнк, 1992).
«Качество - совокупность
свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности» (Гличев А.В.).
«Качество - степень, с которой совокупность собственных отличительных свойств (характеристик) выполняет потребности или ожидания заинтересованных сторон, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными» (Международные стандарты ИСО серии 9000:2000).
Слайд 19Этапы развития философии качества:
1. Качество продукции как соответствие стандартам (1905
г., система Ф. Тейлора)
2. Качество продукции как соответствие стандартам и
стабильности процессов (1924 г., статистическое управление качеством)
3. Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям (1951 г., TQC)
4. Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих (1980 г., TQM)
5. Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, потребителей и служащих (1990 г., TQM)
Слайд 21Потребителя интересует:
спецификация (что я ожидаю);
соответствие (получил ли я, что ожидал);
надежность
(оправдывает ли это мои ожидания);
стоимость (сколько я должен заплатить);
поставка (когда
я могу это получить).
Слайд 228 ПРИНЦИПОВ МС ИСО 9000:2000
Ориентация на потребителя
Лидерство руководства
Вовлечение персонала в
деятельность в области качества
Процессный подход
Системный подход к менеджменту
Постоянное улучшение
Принятие решений,
основанных на фактах
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Слайд 231. Ориентация на потребителя
«Чем больше вы знаете о том, что
в действительности нужно потребителю, тем более успешным будет ваш бизнес…
Если вы довольно долго и достаточно внимательно послушаете потребителя и если вы зададите правильные вопросы и верно проанализируете ответы, - случится чудо. Перед вами откроется информация, которая окажется настолько ценной и важной, что сможет преобразить ваш бизнес. Это тот самый самородок, который каждая организация всегда ищет, но редко находит, тот самородок, что приводит к золотоносной жиле».
Джон Ф. Литл
Слайд 24«Потребитель не знает, что ему понадобится через год, три, пять
лет. Если поставщик будет ждать момента, чтобы узнать о желании
потребителя, то вряд ли он будет готов предложить ему свои услуги»
Э.Деминг
Слайд 252. Лидерство руководства
Определение миссии, видения и целей организации, на основе
которых формулируется политика организации
Политика – это документ, в котором описываются
действия организации в конкретной области.
Слайд 263. Вовлечение персонала
«Дело в том, что каждый японец с утра
и до вечера находится на своём рабочем месте и своим
маленьким молоточком старательно и умело ударяет по отведённой ему точке общенациональной наковальни». При этом «…все «молотобойцы» не просто «ударяют», но ещё и постоянно думают о том, как бы завтра «ударить» ещё точнее и лучше»
С. Инаба
Слайд 274. Процессный подход к деятельности организации
Слайд 28Процессы первого уровня:
Управленческая деятельность руководства
Процесс жизненного цикла продукции
Менеджмент ресурсов
Измерения
Слайд 295. Системный подход к управлению качеством
Слайд 306. Постоянное улучшение качества
Пути улучшения:
Проекты прорыва
Постоянное улучшение
Цикл Э. Деминга
Слайд 31Основные процедуры:
1. Самооценка
2. Мониторинг
3. Внутренний аудит
KOLA – система непрерывного совершенствования
Слайд 327. Принятие управленческих решений на основе достоверных данных
Использование специальных статистических
методов регрессионного и корреляционного анализа, специфичных методик, рекомендованных стандартами ИСО
9000.
Принятие решений на основе достоверных данных снижает огромные потери от неэффективных управленческих решений.
Слайд 338. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Поставщики являются необходимым условием успеха организации.
Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и
закупленной продукции, должны зависеть от его воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию. Для этого должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки.
Слайд 34Выводы:
1.Организационная культура диктует модели и типы поведения и выполнения работы
в организации. Она проявляется через символы «высокого» и «низкого» профиля.
2.
Формирование корпоративной культуры – длительный и сложный процесс.
3. Для описания организационной культуры можно использовать различные модели.
Слайд 354. Культура организации и качество являются тесно связанными понятиями, так
как они ориентированы на способ выполнения работы и на оценку
деятельности организации внешними потребителями.
5. Управление тотальным качеством предполагает построение организации по принципу «поставщик – потребитель» на основе международных стандартов ИСО 9000.