Слайд 1Культура, искусство и образование в годы правления Екатерины II
Слайд 2 Екатерина II проводила реформу образования, вдохновляясь идеями Просвещения.
В первую очередь
образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан.
Слайд 3 Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в
сфере образования – эта фигура стала основной во всех вопросах
школьных реформ екатерининской эпохи.
В 1764 году было организовано первое образовательное учреждение для женщин - Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет.
Слайд 4 1783 — учреждение Российской академии, играющей важное значение в будущем
развитии научной и образовательной деятельности в стране.
Она создана Екатериной II
и княгиней Е. Р. Дашковой как центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Главным результатом деятельности этого продукта Русского Просвещения явилось издание Российского академического словаря.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук.
Слайд 5 В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев,
а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.
Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного
процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания.
За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили около 190 тысяч детей.
Слайд 6 Русская культура при Екатерине II вступила в пору своего расцвета.
Время
Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в
русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество.
Слайд 7 Ряд интереснейших достижений имела в России и техническая мысль. Русский
народ выдвинул из своих рядов замечательных новаторов
Поразительной разносторонностью дарования отличался
механик Академии наук Иван Петрович Кулибин.
Слайд 8 Особая заслуга принадлежит Екатерине в развитии русской журналистики: среди авторов
сатирического еженедельника под названием «Всякая всячина» публиковала свои статьи и
сама императрица. Она вступала в спор с известным общественным деятелем и владельцем типографии и журнала «Трутень» Н.И. Новиковым.
Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность, проявившаяся в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Прочитав эту книгу, Екатерина II назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачева».
Слайд 9 Г. Р. Державин несомненно был величайшим русским поэтом XVIII в.
А.П.
Сумароков, «отец русской драмы» , был одним из основателей и
руководителей первого постоянного театра.
Известным драматургом был Д.И. Фонвизин, стяжавший славу двумя комедиями – «Бригадир» и «Недоросль».
Слайд 10 При Екатерине были достигнуты выдающиеся успехи в искусстве. Екатерина II
приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею "Эрмитаж",
основательницей которого она считается.
Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства.
Слайд 11 В полную силу работала основанная еще Иваном Шуваловым Академия художеств.
Резец одного из ее выпускников, Федота Шубина, «оживил» холодный мрамор
в скульптурных портретах его современников, а поставленный в 1782 г. «Медный всадник» Э. Фальконе до сих пор поражает зрителя могучим порывом царственного наездника. В русской живописи того времени царили Д. Г. Левицкий с его знаменитыми портретами смолянок, а также Ф. С. Рокотов и В. Л. Боровиковский.
Слайд 12 Федот Иванович Шубин — наиболее значительный русский скульптор XVIII века,
представитель классицизма.
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это
бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.
Слайд 13 Дмитрий Григорьевич Левицкий — русский художник-живописец, мастер парадного и камерного
портрета. Академик Императорской Академии художеств.
Вершиной его творчества стала серия портретов
воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).
Слайд 14 Фёдор Степанович Рокотов — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший
в период Русского Просвещения. Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился
на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II.
Слайд 15 Владимир Лукич Боровиковский — русский художник, мастер портрета, академик Императорской
академии художеств. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских
образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи.
Слайд 16 Один из первых русских профессоров в Академии художеств Антон Лосенко
обращался к героическим античным образам, как в картине «Прощание Гектора
с Андромахой», а также к образам русской истории, как в картине «Владимир и Рогнеда»
Слайд 17 Самым важным монументом екатерининской эпохи нужно признать знаменитый Медный всадник,
ставший сразу же и на века символом имперского Петербурга.
Сооружение его
стало подлинной эпопеей. Создатель его французский скульптор Этьен Морис Фальконе был приглашен Екатериной II в 1766 году для создания памятника Петру I. Здесь он даже получил звание академика Академии художеств.
Слайд 18 Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор
трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II
советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. Постаментом для памятника послужил Гром-камень, который был доставлен в столицу. В честь этой необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».
Слайд 19 Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов
в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции.
Именно при Екатерине Великой
в культурном отношении Россия вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.