Разделы презентаций


Культура Московской Руси в XIV-XVI вв

Содержание

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Московской Руси в XIV-XVI вв.
В основе – презентация С.К.

Свечникова, svechnikov-sk@mail.ru

Культура  Московской Руси  в XIV-XVI вв.В основе – презентация С.К. Свечникова, svechnikov-sk@mail.ru

Слайд 2Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

Слайд 3Фольклор
XIV-XV века

Сказания:
о битве на реке Калке
о разорении Рязани Батыем
о Куликовской

битве
осовремененные былины о богатырях, защищающих Киев

Новгородские былины:
о Василии Буслаеве
о Садко

Исторические

песни (о реальных событиях):
«Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.)

XVI век

Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами

Исторические песни:
Песни о взятии Казани
Песни о Ермаке

Фольклор	XIV-XV века	Сказания:о битве на реке Калкео разорении Рязани Батыемо Куликовской битвеосовремененные былины о богатырях, защищающих Киев	Новгородские былины:о

Слайд 4Просвещение
Школы
при
церквях
Монастыри – центры книжности
(книгописные мастерские и
библиотеки)
Бумага
с XIV века
С XV

века
полуустав и
скоропись
как и прежде…
Середина XVI в. – зарождение книгопечатания
Первая
типография –

1553 г.

1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)

ПросвещениеШколы прицерквяхМонастыри – центры книжности(книгописные мастерские ибиблиотеки)Бумагас XIV векаС XV векаполуустав искорописькак и прежде…Середина XVI в. –

Слайд 5Литература в XIV-XV вв.
Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)
1409 г. –

первый общерусский летописный свод
(Троицкая летопись)
Воинские повести
«Задонщина» (конец XIV в.)
«Сказание о

Мамаевом побоище» (конец XIV в.)

Хождения
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в.)

Жития святых
Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана
Пермского и др.

Литература в XIV-XV вв.Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)1409 г. – первый общерусский летописный свод(Троицкая летопись)Воинские повести«Задонщина» (конец

Слайд 6Литература в XVI в.
Летописи
Никоновский летописный свод
Лицевой свод (16 000 миниатюр!)
Степенная

книга
Хронограф (+всемирная история)
Воинские повести
«Казанская история»
«Повесть о прихождении Стефана Батория на

град Псков»

Жития святых
«Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный
митрополитом Макарием)

«Домострой» Сильвестра (?) (свод правил поведения и
энциклопедия домашнего хозяйства)

Публицистика
Челобитные Ивана Пересветова
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

Литература в XVI в.ЛетописиНиконовский летописный сводЛицевой свод (16 000 миниатюр!)Степенная книгаХронограф (+всемирная история)Воинские повести«Казанская история»«Повесть о прихождении

Слайд 7Общественная мысль
Ереси
Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.)
Отрицали необходимость церкви, отвергали обряды

и
церковные таинства
Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.)
Отрицали необходимость церкви, не признавали

икон и
Святую Троицу

Иосифляне
(Иосиф Волоцкий):
Церковь должна быть
богатой, владеть земельной
собственностью

Нестяжатели
(Нил Сорский, Максим Грек,
Вассиан Патрикеев)
Отказ от церковного и
монастырского имущества

XV-XVI века

Филофей (I пол. XVI в.)
«Москва – третий Рим»

Общественная мысльЕресиСтригольники (Новгород, Псков; XIV в.)Отрицали необходимость церкви, отвергали обряды ицерковные таинстваЖидовствующие (Новгород, Москва; XV в.)Отрицали необходимость

Слайд 8Московский Кремль

При Дмитрии Донском

Белокаменный Кремль
(1367-1368 гг.)

при Иване III

Краснокирпичный Кремль
(конец

XV – начало XVI вв.)

1530-е годы – Китай-город
Кон. XVI в.

– Белый город
Московский КремльПри Дмитрии ДонскомБелокаменный Кремль (1367-1368 гг.)при Иване IIIКраснокирпичный Кремль(конец XV – начало XVI вв.)1530-е годы –

Слайд 9Ансамбль Соборной площади Московского Кремля
Успенский собор
(1475-1479)
Аристотель
Фиорованти
Благовещенский
собор
(1484-1489)
Псковские
мастера
Архангельский собор
(1505-1508)
Алевиз Фрязин Новый
Колокольня
Ивана

Великого
(1505-1508)
Бон Фрязин
Достроена
в 1660 г.
Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин
Пьетро Антонио
Солари

Ансамбль Соборной площади Московского КремляУспенский собор(1475-1479)АристотельФиоровантиБлаговещенскийсобор(1484-1489)Псковские мастераАрхангельский собор(1505-1508)Алевиз Фрязин НовыйКолокольняИвана Великого(1505-1508)Бон ФрязинДостроенав 1660 г.Грановитая палата(1487-1491)Марк ФрязинПьетро АнтониоСолари

Слайд 10Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) иконописец
Успение Богородицы. 1392 г.
Родом

из Византии.
Работал в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский

соборы в
Московском Кремле).

Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит

Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) иконописецУспение Богородицы. 1392 г.Родом из Византии.Работал в Константинополе,Новгороде (церковь Спаса

Слайд 11Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)
Богоматерь Донская

Третьяковская галерея

Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)Богоматерь ДонскаяТретьяковская галерея

Слайд 12Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)
Преображение Господне

Третьяковская галерея

Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)Преображение ГосподнеТретьяковская галерея

Слайд 13Феофан Грек (ок.1340-1405 г.). Троица.
Росписи Церкви Спаса Преображения на Ильине

улице в Новгороде

Феофан Грек (ок.1340-1405 г.). Троица.Росписи Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Слайд 14Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) иконописец
Троица.
1410-1420-е гг.
Икона Христа.
1410-1415

гг.
Наивысший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана

Грека — гениального русского художника Андрея Рублева.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Был монахом Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря.

Среди его работ:
1. Фрески Благовещенского собора
Московского Кремля,
2. Успенского собора во
Владимире.

Его работы отличает мягкость и человечность, более сдержанная манера письма, чем у Феофана Грека.
Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) иконописецТроица. 1410-1420-е гг.Икона Христа. 1410-1415 гг.Наивысший подъем русского иконописного искусства связан

Слайд 15Андрей Рублёв (1370-1430)
Троица. 1410-1420-е гг.

Третьяковская галерея

Андрей Рублёв (1370-1430)Троица. 1410-1420-е гг.Третьяковская галерея

Слайд 16Андрей Рублёв (1370-1430)
Икона Христа. 1410-1415 гг.

Третьяковская галерея

Андрей Рублёв (1370-1430)Икона Христа. 1410-1415 гг.Третьяковская галерея

Слайд 17Дионисий (ок.1440 – после 1503 г.) иконописец
Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.
Митрополит
Петр.
1481 г.
Крупнейший

русский живописец, живший в конце XV - начале XVI в

1.

Фрески церкви Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
2. Икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др.

Работам Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.
Дионисий (ок.1440 – после 1503 г.) иконописецВседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.МитрополитПетр.1481 г.Крупнейший русский живописец, живший в конце XV

Слайд 18Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Митрополит Петр.1481 г.

Успенский собор Московского Кремля

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)Митрополит Петр.1481 г.Успенский собор Московского Кремля

Слайд 19Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Митрополит Алексей.

Третьяковская галерея

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)Митрополит Алексей.Третьяковская галерея

Слайд 20Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Распятие.

Третьяковская галерея

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)Распятие.Третьяковская галерея

Слайд 21Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
БогоматерьОдигитрия

Третьяковская галерея

Дионисий (ок.1440-1503 гг.)БогоматерьОдигитрия Третьяковская галерея

Слайд 22Дионисий (ок.1440- после 1503 г.)
Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Дионисий (ок.1440- после 1503 г.)Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Слайд 23Церковь Вознесения
в селе Коломенском (1532 г.).
Построена в честь рождения

Иоанна Васильевича (Ивана IV)
Первый шатровый храм на Руси

Церковь Вознесенияв селе Коломенском (1532 г.). Построена в честь рождения Иоанна Васильевича (Ивана IV)Первый шатровый храм на

Слайд 24Собор Покрова, что на Рву
(храм Василия Блаженного)
(1555-1561) шатровый храм

Архитекторы:
Барма и

Постник Яковлев

Построен в честь взятия в 1552 г. Казани

Собор Покрова, что на Рву(храм Василия Блаженного)(1555-1561) шатровый храмАрхитекторы:Барма и Постник ЯковлевПостроен в честь взятия в 1552

Слайд 25«Благословенно воинство Небесного Царя» ( «Церковь воинствующая»), 1550-е гг. Третьяковская

галерея

Написана по заказу Ивана Грозного в память о Казанском походе

1552 г.
«Благословенно воинство Небесного Царя» ( «Церковь воинствующая»), 1550-е гг. Третьяковская галереяНаписана по заказу Ивана Грозного в память

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика