Разделы презентаций


Культура народов России в XVII в

Содержание

Цель урокаПознакомиться с особенностями, направлениями и основными достижениями русской культуры XVII века.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура народов России в XVII в.

Культура народов России в XVII в.

Слайд 2Цель урока
Познакомиться с особенностями, направлениями и основными достижениями русской культуры

XVII века.

Цель урокаПознакомиться с особенностями, направлениями и основными достижениями русской культуры XVII века.

Слайд 3План урока
Влияние европейской культуры.
2) Образование.
3) Научные знания.
4)

Литература.
5) Архитектура.
6) Живопись.
7) Театр.
8) Культурное взаимодействие

народов России
План урокаВлияние европейской культуры. 2) Образование. 3) Научные знания. 4) Литература. 5) Архитектура. 6) Живопись. 7) Театр.

Слайд 4Влияние европейской культуры.
В XVII столетии войны России с

Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также

присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного
(в том числе и европейского) влияния на развитие российской культуры.
Влияние европейской культуры. В XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей,

Слайд 5Для службы в русской армии и организации собственного дела из

Западной Европы в Москву приезжали итальянцы, немцы, англичане, голландцы и

др. Это были купцы и ремесленники, живописцы и лекари, аптекари и архитекторы, ростовщики и дипломаты. Власти приняли решение поселить иностранцев на окраине столицы в Немецкой слободе 

Немецкая слобода в Москве 17в.

Для службы в русской армии и организации собственного дела из Западной Европы в Москву приезжали итальянцы, немцы,

Слайд 6Образование.
*В XVII в. возросла потребность в широком распространении грамотности

и просвещения.
*К концу столетия в Москве грамотными были 24%

взрослого мужского посадского населения.
*Быстро росла грамотность среди дворян.
*Среди черносошных и даже крепостных крестьян тоже были грамотные люди.

Подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.
Образование. *В XVII в. возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. *К концу столетия в Москве

Слайд 7Детей посадских учили в основном чтению, письму и счёту. Учителями

выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо «мастера» из числа

духовенства. Дворянские и боярские семьи стали приглашать учителей из-за границы 

Для XVII в. самой распространённой формой получения образования было домашнее обучение.

Детей посадских учили в основном чтению, письму и счёту. Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо

Слайд 8В 1654 г. при Аптекарском приказе была основана первая в

России лекарская школа.
При Посольском приказе была открыта школа для

подготовки переводчиков.

Аптекарский приказ

В 1654 г. при Аптекарском приказе была основана первая в России лекарская школа. При Посольском приказе была

Слайд 9Увеличился выпуск печатных книг. Во второй половине XVII в. Печатный

двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс.

церковных учебных книг. Самым известным из учебников стал «Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова.
Увеличился выпуск печатных книг. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и

Слайд 10Школы открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские

и белорусские школы, в качестве учителей приглашали учёных православных монахов

из Речи Посполитой.
Школы открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали

Слайд 11В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён

Симеон Полоцкий.  В 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была

открыта государственная школа для подготовки служащих приказов.

Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича.

В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён Симеон Полоцкий.  В 1665 г. при московском

Слайд 12Большой вклад в распространение распространение книжных знаний сделали глава Московского

печатного двора Карион Истомин и книгохранитель Московского печатного двора, духовный

писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев.

Иллюстрированный букварь
Кариона Истомина

Большой вклад в распространение распространение книжных знаний сделали глава Московского печатного двора Карион Истомин и книгохранитель Московского

Слайд 13В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в

России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия).

Приём в него был разрешён детям из свободных сословий. 
В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище

Слайд 14Научные знания
В XVII в. главным источником научных знаний продолжали оставаться

книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это

были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.
Научные знанияВ XVII в. главным источником научных знаний продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык.

Слайд 15Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся

затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально

через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.
Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в

Слайд 16По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства.

Появились первые сводные карты страны.

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства. Появились первые сводные карты страны.

Слайд 17Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы. Во второй

половине XVII в. интересные сведения были получены русским послом Николаем

Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

Николай Спафарий

Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы. Во второй половине XVII в. интересные сведения были получены

Слайд 18Иннокентий Гизелъ.
В 1674 г. в Киеве была издана первая печатная

история Российского государства с древнейших времён до начала 1670-х гг.

— Синопсис. Её автором предположительно был киевский монах Иннокентий Гизелъ.

Синопсис

Иннокентий Гизелъ.В 1674 г. в Киеве была издана первая печатная история Российского государства с древнейших времён до

Слайд 19Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские мастера

изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола. За один год

был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).
Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола.

Слайд 20Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко

использовались водяные двигатели.



Познания в астрономии применялись для более точного определения

дат переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников (например, Пасхи).

Церковь Вознесения Господня на Никитской. Москва. 1634г.

Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.Познания в астрономии применялись для

Слайд 21Литература.
Какие новые явления происходили в литературе?
Работа с текстом стр.97
*Литература

переставала быть лишь богословской, церковной — всё больше появлялось светских

произведений.
*В XVII в. впервые стали записывать выдающиеся литературные памятники устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры.
Литература.Какие новые явления происходили в литературе?Работа с текстом стр.97 *Литература переставала быть лишь богословской, церковной — всё

Слайд 22Перечислите основные жанры русской
литературы XVII в.

Работа с текстом стр.97-98
*Сатирические повести («О Шемякином суде» и т.д.);
*

Анекдоты, пословицы и поговорки;
*Биографическая повесть («Повесть об Улиянии Осорьиной»);
* Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения;
*Возникает и оригинальный русский роман;
*Продолжало развиваться летописание. Одним из самых значительных памятников позднего русского летописания является «Новый летописец», созданный около 1630 г.
* публицистические и исторические произведения.
Перечислите основные жанры русской литературы XVII в.    Работа с текстом стр.97-98*Сатирические повести («О Шемякином

Слайд 23ПУБЛИЦИСТИКА — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей

жизни общества
Подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря, выдержавших многомесячную осаду польских войск,

нашёл своё отражение в «Сказании» Авраамия Палицына.
ПУБЛИЦИСТИКА — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни обществаПодвиг защитников Троице-Сергиева монастыря, выдержавших многомесячную

Слайд 24Архитектура.
Для архитектуры был характерен постепенный отход от строгих канонов

и традиций, стремление
к внешней нарядности, которую современники называли

«дивное узорочье».

Теремной дворец Московского Кремля.

Архитектура. Для архитектуры был характерен постепенный отход от строгих канонов и традиций, стремление к внешней нарядности, которую

Слайд 25Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой.

Летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой.

Слайд 26Успенская церковь
Алексеевского монастыря в Угличе
Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Успенская церковь Алексеевского монастыря в УгличеЦерковь Ильи Пророка в Ярославле

Слайд 27Почти сорок лет (1656—1698) шло строительство величественного комплекса Новоиерусалимского (Воскресенского)

монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха

Никона.
Почти сорок лет (1656—1698) шло строительство величественного комплекса Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря, который должен был стать одной из

Слайд 28В 1670—1680-е гг. был создан ансамбль Ростовского кремля, в котором

со временем были установлены самые красивые по звучанию колокола в

России.
В 1670—1680-е гг. был создан ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красивые по

Слайд 29 В 1624—1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Московского

кремля Б. Огурцов надстроил ещё один ярус. Под руководством

английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.
В 1624—1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Московского кремля  Б. Огурцов надстроил ещё один

Слайд 30Главная площадь Москвы стала именоваться Красной (Красивой).
Васнецов А. Красная площадь

во второй половине 17 века

Главная площадь Москвы стала именоваться Красной (Красивой).Васнецов А. Красная площадь во второй половине 17 века

Слайд 31В конце XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль,

получивший название московского или нарышкинского барокко. Его отличительными чертами были

многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов).

Церковь Покрова в Филях. Москва

В конце XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название московского или нарышкинского барокко. Его

Слайд 32Живопись.
Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены

в основном иконами. Выдающимся мастером иконописи был Симон Ушаков.
Симон Ушаков


Спас Нерукотворный
Живопись.Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены в основном иконами. Выдающимся мастером иконописи был

Слайд 33Своего расцвета в XVII столетии достигла самобытная ярославская школа иконописи.

В ярославских иконах нашли своё отражение исторические события (например, нашествие

Батыя на Русь, Куликовская битва и др.).

Илья Пророк с житием. Художник Семён Спиридонов. Ярославская иконописная школа. 1678 г.

Своего расцвета в XVII столетии достигла самобытная ярославская школа иконописи. В ярославских иконах нашли своё отражение исторические

Слайд 34Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитие портретной

живописи.
Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Конец 17в.

Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Конец 17в.

Слайд 35Какие материалы использовали русские живописцы в XVIIв. для создания своих

произведений?
Работа с текстом стр. 100
*В первой половине XVII в. портреты

(парсуны) писались в старой иконописной манере яичными красками на доске (темпера),
*Во второй половине столетия они создавались масляными красками на холсте.
Какие материалы использовали русские живописцы в XVIIв. для создания своих произведений?Работа с текстом стр. 100*В первой половине

Слайд 36Театр.
Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672

г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра (закрыт

в 1676г. после смерти царя)
Театр. Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в

Слайд 37Подведем итоги
*Для русской культуры XVII в. характерно переплетение традиционного религиозного

и нового светского мировоззрения. 
*Если в XIV —начале XV в. на

первое место в развитии русской культуры вышла живопись, а в XV—XVI вв. её сменило зодчество, то в XVII в. передовые позиции принадлежали литературе.
*XVII столетие стало временем расцвета самобытной русской культуры. Однако она была открытой для лучших мастеров и произведений культуры ряда европейских стран и народов самой России. 
*Власть и Русская православная церковь следили за тем, чтобы культурные новшества не подрывали основ культурной традиции русского народа.
Подведем итоги*Для русской культуры XVII в. характерно переплетение традиционного религиозного и нового светского мировоззрения. *Если в XIV —начале

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика