Слайд 1Культура России
начала ХХ века
Слайд 5Наука и техника
Среди историков российского автомобильного транспорта считается установленным тот
факт, что первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания в Российской
империи была машина французской марки «Панар-Левассор», привезенная в 1891 г. редактором «Одесского листка» Василием Навроцким
Слайд 6Исследования Музея истории Москвы показывают, что в первопрестольной автомобиль появился
только в 1899 г.
Но еще раньше произошло самое знаменательное
событие в истории автомобилизации России - в 1896 г. в Петербурге был построен первый российский автомобиль.
Слайд 7История первого российского автомобиля началась в 1893 году в Чикаго,
на всемирной выставке, где демонстрировался автомобиль "Бенц" модели "Вело".
Он
и привлек внимание двух петербуржцев, представляющих здесь свою продукцию. Что интересно: впервые встретились они только на выставке. Это были владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Александрович Яковлев и управляющий фабрики конных экипажей Петр Александрович Фрезе.
Решение изготовлять совместными усилиями аналогичный "самобегательный экипаж" напрашивалось само собой. И через три года, в 1896 году, первый российский серийный автомобиль был представлен широкой публике.
Слайд 9В 1908 году, в Риге создан автомобильный отдел. Директор — Иван
Александрович Фрязиновский. На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен
Поттера , который перед этим работал на бельгийской фирме Фондю .
Автомобили Фондю стали прототипом первых Руссо-Балт. Собственно с самого начала автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский».
Слайд 12Автомобили этой марки были известны по всему миру благодаря своим
победам в престижных соревнованиях, например С.-Петербург — Монте Карло в 1912
и 1913 годах. «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.
О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет. Осенью 1915 , император Николай II принял решение эвакуировать завод в Москву в район Фили.
Слайд 13Еще на заре развития авиации в России были созданы весьма
совершенные по тому времени тяжелые самолеты.
Зимой 1912— 1913 гг.
на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге под руководством Игоря Сикорского был построен и летом 1913 г. испытан первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь». Он был гораздо больше любого другого самолета тех лет. Размах верхнего крыла достигал 27 м, масса самолета 4,2 т. Появление «Русского витязя» сыграло большую роль в развитии авиации.
В том же 1913 г. построен самолет «Илья Муромец» конструкции Сикорского. В отличие от «Русского витязя» он был не единственным опытным образцом: до 1918 г. было выпущено около 80 самолетов.
Слайд 15На первом образце «Ильи Муромца» установлено несколько рекордов грузоподъемности. 12
февраля 1914 г. состоялся полет с 16 пассажирами на борту
. Во время полета по крылу могли ходить люди, не нарушая равновесия самолета.
Размах верхнего крыла некоторых < Муромцев» достигал 34,5 м, а полетная масса 5 и даже 7,5 т.
Самолеты «Илья Муромец» использовались во время первой мировой войны как тяжелые бомбардировщики. Некоторые из них совершили десятки боевых вылетов. Осенью 1915 г, один из них впервые в истории авиации поднял в воздух и сбросил бомбу громадной для того времени массы — 25 пудов (410 кг). Самолеты имели для защиты совершенные для тех лет пулеметы.
Слайд 16Игорь Иванович Сикорский
( 1889 — 1972)
Русский и американский авиаконструктор, учёный,
изобретатель, философ.
Слайд 18Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта
всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким
полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
Нестеров совершил большой перелет из Киева в Гатчину, покрыв 1.200 верст в 8 часов. Он вылетел из Киева около 3-х часов утра, захватив с собою в качестве пассажира унтер-офицера киевского авиационного отряда Нелидова. Все время Нестеров летел на высоте 600 метров со средней скоростью 125 верст в час. Своим последним перелетом Нестеров побил все русские рекорды на продолжительность полета, на скорость, на скорость с пассажиром .
Слайд 20Глеб Евгеньевич Котельников
( 1872 — 1944)
Изобретатель авиационного ранцевого парашюта.
Слайд 21В 1892 году первым в Российской империи электрическим трамваем обзавёлся
Киев, а вскоре примеру Киева последовали и другие российские города:
в Нижнем Новгороде трамвай появился в 1896 году, в Москве, Казани в 1899 году, Ярославле в 1900 году, а в Одессе и в Санкт-Петербурге — в 1907 году.
Слайд 25Начало распространения кинематографа было положено съёмкой и публичной демонстрацией первых
короткометражных фильмов.
28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер
был продемонстрирован их «синематограф».
В течение 1896—1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах.
В России первый показ был организован 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге (в саду «Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были сняты первые русские любительские киносъемки .
Слайд 26На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В
физике И. Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики,
К. Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков. В.С. Соловьев П.А. Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков.
Слайд 27Иван Петрович Павлов ( 1849 — 1936)
Один из авторитетнейших учёных России,
физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о
процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы;
лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Слайд 28Илья Ильич Мечников ( 1845 — 1916)
Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель
фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, теории иммунитета,
основатель научной геронтологии.
Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
Слайд 29Николай Васильевич Склифосовский ( 1836 — 1904)
Заслуженный русский профессор, директор Императорского клинического
института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по
военно-полевой хирургии брюшной полости.
Слайд 30«Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела
к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я
думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума".
Эти слова сказаны были в 1898 г. Николаем Егоровичем Жуковским.
Слайд 31Николай Егорович Жуковский
( 1847 — 1921)
Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической
механики Императорского Московского технического училища; член-корреспондент Императорской Академии наук по
разряду математических наук (1894).
Слайд 32Константин Эдуардович Циолковский
( 1857 — 1935)
Российский и советский учёный-самоучка и
изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики.
Обосновал использование ракет для
полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
Слайд 33Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических
произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства.
Циолковский предлагал
заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке.
Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
Слайд 35Александр Михайлович Бутлеров
( 1828 — 1886)
Русский химик, создатель теории химического строения
органических веществ, учёный-пчеловод, общественный деятель, ректор Императорского Казанского университета в
1860—1863 годах.
Слайд 36Евграф Степанович Фёдоров
( 1853 — 1919)
Русский кристаллограф, минералог и
математик.
Крупнейшее достижение Е. С. Фёдорова — строгий вывод всех возможных пространственных групп
. Федоров описал симметрии всего разнообразия кристаллических структур.
В некотором смысле Федоров завершил построение здания классической кристаллографии.
Слайд 37Иван Владимирович Мичурин
( 1855 — 1935)
Русский биолог и селекционер, автор
многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии,
Слайд 38Климент Аркадьевич Тимирязев
( 1843 — 1920)
Русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк
науки, писатель, переводчик, публицист профессор Московского университета, основоположник русской и
британской научных школ физиологов растений.
Член Вольного экономического общества. Член Московского физического общества (им. П. Н. Лебедев). Был организатором съездов русских естествоиспытателей и врачей).
Слайд 39Владимир Иванович Вернадский
( 1863 — 1945)
Русский естествоиспытатель, мыслитель и
общественный деятель XX века.
Создатель многих научных школ.
Один из
представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.
Слайд 40Основным препятствием на пути развития российской науки было отсутствие систематической
материальной поддержки со стороны государства.
В начале ХХ века к научно-исследовательским
проектам подключилась часть предпринимателей.
Д.П. Рябушинский выделил средства на строительство аэродинамической лаборатории в Кучино под Москвой.
На средства Х.С. Леденцова было основано «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений им Х.С. Леденцова»
Слайд 41Самый содержательный и значительный вклад в развитие мировой философии внесла
самобытная российская религиозная философия, оказавшая огромное влияние на формирование и
религиозной культуры, и русской культуры XIX в. в целом.
В конце XIX в. Вл. Соловьев создает концепцию «всеединства»: некий синтез науки, религии, философии, в котором особая роль отводится понятию истории как процесса «богочеловечества»..
Слайд 43 Концепцию богочеловечества осмыслили представители «нового религиозного сознания»
В. Розанов, Н. Бердяев, П. Флоренский, Д. Мережковский, С.
Булгаков и др.
Суть их теории основывается на достижениях мировой философии (идеях Платона, Шопенгауэра, европейского идеализма): согласно концепции богочеловечества, взаимодействие между человеком и Богом составляют сущность всей истории.
Слайд 45Появляются работы связанные с историческими исследованиями: «Очерки по истории русской
культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История
молодой России» М. О. Гершензона.
Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве.
Издание лекционного курса по истории В. О. Ключевского в начале XX века.
Русские языковеды Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов разработали вопросы для зарождающейся лингвистики.
Слайд 46По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в
мире.
В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала.
Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек.
Крупнейшими издателями были А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве.
Слайд 48Образование
Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи
(под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и
умение только читать).
Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %. и 36 % в Ярославской.
В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать. После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ. Но этих средств было недостаточно, чтобы существенно повлиять на ситуацию в народном образовании.
Слайд 49Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и
земств. Так в 1903 г. размер средств содержания начальных школ составлял
около 59 млн.руб., из которых: 30,1 млн.руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ; 15,8 млн.руб. казенное ассигнование; 13 млн пожертвования, средства. от платы за обучение и из других источников.
Всего в 1903 г. имелось 87973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5088029.
Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности—28,3 %).
Слайд 50После революции 1905—1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906—1907 гг. в думе
поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования.
В 1906 г на рассмотрение выноситься законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая 1908 г., согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование . Это сыграло очень большую роль в развитии системы образования в России.
Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании принят не был. Позже в 1910 году, было установлено 4-летнее обучение для всех начальных школ.
Слайд 51Необходимо отметить, что к этому времени во многих странах Европы
уже давно была преодолена массовая неграмотность населения и было введено
всеобщее обязательное обучение.
Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882.
Слайд 52Средние учебные заведения МНП на 1913 г. были представлены мужскими и
женскими учебными заведениями.
Мужские: гимназий −441, прогимназий — 29, реальных училищ —
284, 32 и 27 технических училищ.
Женские: гимназии 873, прогимназии 92.
Слайд 53Высшее образование в 1913/1914 гг. было представлено 63 казенных, общественных,
частных и ведомственных учебных заведений высшей школы.
В государственных, общественных
и частных высших школах обучалось 123532 студента (из них 71379 - в государственных вузах). В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов.
Слайд 54Стали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские
рабочие общества и народные дома.
Слайд 55Искусство
Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры
принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским
веком, серебряным веком русской культуры.
Слайд 56Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный
и противоречивый период в развитии русского общества.
Культура рубежа веков
всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры.
Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени.
Слайд 57Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных
веяний западной культуры.
Пестрота направлений и школ – черта русской
культуры рубежа веков.
Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием.
Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль.
Слайд 58Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся
к тому времени в России с конфликтом эпох, который с
одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений.
И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.
Благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима.
Слайд 62Символизм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе,
музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и
достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Слайд 65Акмеизм (от греч. άκμη — «пик, максимум, цветение, цветущая пора») –
это течение в русской поэзии первых двух десятилетий 20 века,
центром которого был кружок «Цех поэтов», а главной трибуной – журнал «Апполон».
Акмеисты противопоставляли социальному содержанию искусства реализм материальной матери-природы и чувственную пластически-вещную ясность художественного языка, отказываясь от поэтики туманных намеков и мистики символизма во имя «возврата к земле», к предмету, к точному значению слова (А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилев, О.Мандельштам).
Слайд 67Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для
обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста
Томмазо Филиппо Маринетти.
Слайд 68Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир
Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Бенедикт
Лившиц), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:
1. На увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
Слайд 70Северянин
Цветаева
Ходасевич
Пастернак
Слайд 72Театр
Крупнейший реформатор русского театра К.С.Станиславский вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898
г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену.
Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма.
Слайд 76В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра,
созданного в 1904 г. В.Ф.Комисаржевской.
Слайд 77Московская частная русская опера — оперный театр в Москве в 1885—1904
годах. Носил многочисленные названия: в 1885— в 1900—1904 — «Товарищество частной
оперы», «Московское товарищество артистов частной русской оперы».
Известен также как Мамонтовская опера. Все эти коллективы объединяла финансовая и моральная поддержка Саввы Мамонтова.
Слайд 80Рождение российского кинематографа
Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не
только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских
игровых лент оставалось еще целых 10 лет.
Слайд 81Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил
первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан
Разин»). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная.
Слайд 83В 10-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая
дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть»)
и другие тогдашние мастера режиссуры создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.
Слайд 85Вера Холодная
Иван Мозжухин
Владимир Максимов
Слайд 87 Александр Алексеевич Ханжонков — российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр,
сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
Слайд 89Русские меценаты
Бахрушин, Алексей Александрович— русский купец, меценат, собиратель театральной старины,
создатель частного литературно-театрального музея.
Слайд 90Савва Тимофеевич Морозов — русский предприниматель и меценат.
Слайд 91Пётр Иванович Щукин — русский коллекционер.
Слайд 92Михаил Абрамович Морозов — купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской
живописи, скульптуры.
Слайд 93Иван Абрамович Морозов - меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило
начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Слайд 94Архитектура
В течение всей второй половины ХIХ века русская архитектура не
знала единого художественного стиля, какими раньше были барокко, классицизм или
ампир.
Слайд 95Среди множества исторических стилей, к которым обращались отечественные архитекторы на
рубеже веков , особую популярность получил «русский стиль».
Образцом для него
послужила средневековая русская архитектура.
Слайд 96Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн ( 1858 — 1924) — русский и советский
архитектор, реставратор и преподаватель, работавший преимущественно в Москве.
Один из
самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX — начала XX века.
Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников.
Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры — строил в неоклассическом стиле.
Слайд 100Вильям Францевич Валькот ( 1874 — 1943) — британский архитектор и художник,
работавший в Москве в 1898—1908.
Автор проекта гостиницы «Метрополь» и
двух особняков в Пречистенском переулке, мастер стиля модерн.
По возвращении в Великобританию, стал знаменит как мастер архитектурной графики и городского пейзажа.
Слайд 106Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель ( 1859 - 1926) — русский архитектор, живописец,
график, сценограф.
Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в
русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий.
Слайд 112Достижения российского спорта в начале 20 века
Начиная с первой половины
20 века, спорт получает широкое распространение среди студентов.
На правительственном
уровне в стране разрешена организация спортивных кружков для занятий физическими упражнениями в высших учебных заведениях.
В крупных городах, таких как Томск, Москва, Петербург появляются студенческие спортивные лиги, что дает очередной толчок развитию спорта в России. Преимущественно это – фехтование, гимнастика, силовая борьба, гребля, плавание, легкая атлетика, конькобежный и лыжный виды спорта.
Слайд 1141901 году в Петербурге основана футбольная лига – это событие
положило начало розыгрышам футбольных кубков в России. Далее футбольные клубы
появляются и во многих других российских городах - Орехове-Зуеве, Москве, Риге, Киеве, Одессе, Тифлисе, Твери, Харькове.
В 1911 году в стране создается Российский олимпийский комитет.
В 1913 году, - Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, которая была учреждена по инициативе Николая II для руководства развитием спорта в России.
Слайд 115Всего к 1914 году Россия насчитывает порядка 800 спортивных клубов
и обществ, объединяющих более 50 тысяч спортсменов.
В стране проводятся
спортивные соревнования, в том числе и на первенство России. Русские спортсмены также принимают участие в международных спортивных состязаниях, в первенствах Европы и мира, в Олимпийских играх.
Впервые Россия приняла участие в олимпийских играх в 1900 году на летней парижской олимпиаде. Из российских спортсменов, первую олимпийскую золотую медаль завоевал в 1908 году фигурист Николай Панин-Коломенкин на IV Олимпиаде в Лондоне.
Именно в этот период времени в историю российского спорта вошли имена таких выдающихся спортсменов как Н. Панин-Коломенкин, В.Ипполитов, Н.Струнников, Н.Орлов, А.Петров, С.Елисеев, И.Поддубный, П.Исаков, П.Богатырев и многие.
Слайд 117В изобразительном искусстве талантливые художники - И.Е.Репин, В.М.Суриков В.М.Васнецов продолжали
развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А.Коровин, Н.А.Касаткин пейзажисты
А.К.Куинджи, В.Д.Поленов, баталист В.В.Верещагин.
Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых здании (Ф.О.Шехтель - Ярославский вокзал, А.В.Щусев - Казанский вокзал, В.М Васнецов - Третьяковская галерея).
Слайд 118В то время еще плодотворно работали ведущие мастера реализма -
И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский.
В 1890-е
годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например, Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930 гг.), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян
Слайд 119К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин (1858-1908)
и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над
своей центральной картиной “На миру” (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. В его изображениях шахтеров, угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит старый мир.
Но в искусстве этого периода обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать в жизни, прежде всего, ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и М.В. Нестеров.
Слайд 120Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но
он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако
художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”, 1896, ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).
Слайд 121Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские
масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.
В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897-1898, ГРМ).
Слайд 122К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича
Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не
только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвящены русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией - “Журавли летят”(1891), “Лоси” (1889; обе в ГТГ), “Волки” (1910, частное собрание, Москва).
Слайд 123В истории русской культуры конец XIX - начало XX в.
получил название “серебряного века” русской культуры, который начинается “Миром искусства”
и заканчивается символизмом. “Мир искусства” - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др.
Огромное значение для формирования “Мира искусств” имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых “Русских сезонов”. Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им “Русские сезоны” в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка “Два века русской живописи и скульптуры”, которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания “Мира искусства”, а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства.
Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал “Мир искусства”, состоявший из двух отделов: художественного и литературного. Можно сказать, что “серебряный век” русской культуры - это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры. Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад “Мира искусства” состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи за границей - от иконописи до современности.
Рядом с “мирискусниками” виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки “чистой” доктрины.
Слайд 124К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин (1858-1908)
и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над
своей центральной картиной “На миру” (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. В его изображениях шахтеров, угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит старый мир.
Но в искусстве этого периода обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать в жизни, прежде всего, ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и М.В. Нестеров.
Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”, 1896, ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).
Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.
В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897-1898, ГРМ).
К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвящены русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией - “Журавли летят”(1891), “Лоси” (1889; обе в ГТГ), “Волки” (1910, частное собрание, Москва).
Слайд 125Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905).
Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных
парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902, ГТГ).
Дарование К.А. Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декорационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи (“У балкона”, 1888-1889; “Зимой”, 1894 - обе в ГТГ).
“Мир искусства” во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, оказало большое влияние на художественную жизнь страны. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал “Мир искусства”, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников “Мира искусства”, стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.
Слайд 126Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом “Мира искусства”.
Он был широко образованным человеком и обладал большими познаниями в
области искусства. Он занимался главным образом графикой и много работал для театра. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля, его творческая фантазия загоралась, когда он снова и снова посещал парки и дворцы петербургских пригородов. В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно бы неживыми фигурами людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта (“Парад при Петре 1”, 1907, ГРМ).
Ярким представителем “Мира искусства” был Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Он получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои - словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудренных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно это сказалось в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе поэтов А.А. Блока и М.А. Кузмина (1907, 1909; оба в ГТГ).
Слайд 127В художественной жизни России начала 20 века значительную роль сыграла
также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники
К.А. Коровин, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Л.В, Туржанский, К.Ф. Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они являлись преемниками пейзажной живописи второй половины 19 века.
В конце 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Ильи Репина (1844-1930) Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Михаила Александровича Врубеля (1896-1902). В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи. Один из наиболее прославленных русских художников этого периода Илья Репин добился славы и почестей своими картинами на библейские сюжеты и из жизни рабочих.
Слайд 128Мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но
и мировой культуры. Врубель оставил более 200 произведений. Среди них
- портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. В религиозной композициях Врубеля, как бы возвращается подлинная внутренняя сущность древних прототипов: большое человеческое содержание, эмоциональная выразительность. Если сопоставить изображения Моисея Врубеля с фрагментом древней фрески, найденным в Киеве при раскопках на месте Десятинной церкви Х века, то при этом обнаруживается их внутренняя, духовная близость. Моисей Врубеля не столько библейский пророк, сколько существо, полное затаенной страсти и зарождающегося сомнения. Моисей Врубеля - мятежник в потенции. Именно этим он вызывает ассоциации и с его Демоном, самим своим существованием, бросающим вызов людям. "Демон поверженный" (1902) - самое трагическое произведение Врубеля. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Редчайший дар колориста проявил Врубель в своей картине "К ночи", созданной в 1900 году. Лирическое откровение пейзажа, как бы обволакивающего зрителя своим красочным маревом, особенно впечатляет в "Сирени" 1901 год.
Еще одни художник, чье творчество тесно связано с женским образом. Это Борисов-Мусатов, выгодно возвышающийся над обозначившейся к началу XX века односторонностью петербургского графического и московского - преимущественно живописного направлений. Его лучшие картины, такие как “Водоем” (1902), “Призраки” (1903), “Изумрудное ожерелье” (1903-1904), “Реквием” (1905), трудно безоговорочно причислить к модерну, если понимать под последним искусство с твердой преднамеренностью определенных стилевых установок. В своих произведениях художник шел не от “стиля”, а от “настроения”, от желания воплотить гармонию и красоту природы и возвышенной женской души.
Еще один художник из “Мира искусств” - Билибин иллюстрировал русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Можно сказать, что он, являясь продолжателем дела Васнецова и Поленовой, представлял то направление в русском искусстве, которое искало опоры в национальных духовных традициях, поэтическом мире сказок и былин, в образно-пластической системе народного ремесла. Но вместе с тем с графикой Билибина в русский модерн вошло влияние японской цветной гравюры. Особенно сильно это влияние сказалось в созданных в 1905 году известных иллюстрациях к “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина.
Практические его ровесник Рерих много размышлял о национальной духовной традиции. Для него она связывалась с историческими событиями древности, с нераскрытыми тайнами природных сил и верований. Все это ему хотелось воплотить в станковых картинах и в больших декоративных панно, в сценическом оформлении спектаклей на историческую темы, и в мозаиках, призванных войти в идейно-пластический образ храма-памятника. В некоторых отношениях Рерих был близок здесь к Врубелю - оба они шли навстречу модерну в желании облечь свои романтические идеи в декоративную систему устойчивых пластических образов, оба видели путь к решению своих художественных проблем в синтезе различных видов искусства. Монументальные работы Рериха в Талашкине - один из примеров наглядно характеризующий и творческие помыслы художника и те компромиссные результаты, которые можно было достигнуть в этой сфере в пределах нового стиля.
Слайд 129Выше шла речь о художниках, чьи произведения формировали русский модерн,
определяли его характерные черты. Врубелю, одному из творцов русского модерна,
новый стиль казался средством обретения свободы для собственного творческого волеизъявления, формат выражения своей художественной индивидуальности. В то же время Серов в своих поздних работах (“Похищение Европы”, “Портрет Иды Рубинштейн”, все 1910 года) шел к модерну, усматривая в нем наоборот, дисциплинирующие стилевые установки, способ “самообуздания” личности.
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.
Слайд 130Нет сомнения, что “путь в XX в.” был противоречив. Модерн
частично принадлежал и прошлому и будущему. Как и предварившее направление
модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.
Не удовлетворяясь созданием изысканных “очагов” красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, “поэтику улицы”, хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип “антиискусства”, отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом.
Спектр направлений велик. Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма. Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.
Слайд 131В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный
авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард
в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье.
В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном, устанавливает контакт с массовой культурой. Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую “революционную” энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной ему альтернативы.
Один из самых ярких представителей авангарда, Василий Кандинский, принадлежит к числу открывателей нового художественного языка XX столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное искусство - он смог придать ему масштаб, цель, объяснение и высокое качество.
Другой яркий представитель - Казимир Малевич (1878-1935), о котором по настоящему о заговорили в кругах не только художественных, но и в широкой прессе после следующей выставки, на которой он показал уже так называемые супрематические полотна, иначе говоря геометрические абстракции. С тех пор Малевича, к сожалению, стали считать только художником супрематизма и даже художником одной картины "Черного квадрата". Эту славу отчасти Малевич поддерживал сам. Он считал, что "Черный Квадрат" - это вершина всего. Малевич был разносторонним живописцем. В 20-30-е годы он написал крестьянский цикл, незадолго до смерти стал писать портреты в духе старых мастеров, пейзажи в духе импрессионизма.
Слайд 132Малевич, российский художник, основатель супрематизма, один из немногих в России,
работавших в направлениях кубизма, футуризма. Был незаслуженно забыт в Советском
Союзе, хотя его творчество одна из самых ярких страниц в мировом изобразительном искусстве первой половины ХХ века. Казимир Малевич участник знаменитых выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912), один из столпов русского, а затем и советского авангарда. Супрематизм основан на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Знаменитый "Черный квадрат" (1913) стал манифестом беспредметного, нонфигуративного искусства, отправной точкой абстракционизма. В 1919-м состоялась Х Государственная выставка под названием "Беспредметное творчество и супрематизм", а в декабре 1919 - январе 1920-го XVI Государственная выставка с ретроспективой "Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму". На выставках показывались и концептуальные подрамники с чистыми холстами, и загадочно медитативный цикл картин "Белое на белом" с "Белым квадратом на белом".
Слайд 133На рубеже десятилетий супрематизм становится если не тотальной модой, то
очень заметным увлечением в художественных кругах, каждый мастер, так или
иначе причисляющий себя к современности, стремился сделать что-то "супрематическое" в порыве полемики, самоутверждения, восхищения, наконец. В искусстве того времени легко было обнаружить где угодно если не черные квадраты (Чехонин, Шагал), то обязательный геометрический акцент (Филонов, Кандинский).
В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов (“Синий всадник”, 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах “Песня Волги” (1906), “Пестрая жизнь” (1907), “Рок” (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга “Мир искусства” (“Дамы в кринолинах”, масло, 1909, Третьяковская галерея).
Ранний период творчества художника не прошел бесследно. Как ни парадоксально, свое искусство он рассматривал как развитие великих традиций прошлого. Символизм и теософия помогли Кандинскому открыть романтическую традицию, в 1911 г. написал картину “Романтический пейзаж”. С романтической традицией “совокупного художественного продукта” (“gesamtkunstwerk”), отредактированной позже в духе поисков синтеза искусств эпохи модерна, связаны представления художника о синтетичности искусств, иначе говоря, об их глубокой внутренней связи и взаимопроникновении. Его знаменитые “Звуки” (1913) - синтез поэтического, музыкального и живописного (это 38 поэм с 12 цветными и 54 черно-белыми гравюрами).
Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна (“Смутное”, Третьяковская галерея, “Сумеречное”, Русский музей, обе 1917; “Белый овал”, 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи (“Москва. Зубовская площадь”, “Зимний день. Смоленский бульвар”, обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле (“Амазонка”, 1917; “Дамы в кринолинах”, ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало (“Москва. Красная площадь”, Третьяковская галерея; “Москва II”, частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916).
Кандинский, как все крупные мастера нового времени, был универсален в своей художественной деятельности. Он занимался не только живописью и графикой, но и музыкой (с ранних лет), поэзией, теорией искусства. Художник оформлял интерьеры, делал эскизы росписей по фарфору, проектировал модели платьев, создавал эскизы аппликаций и мебели, занимался фотографией, интересовался кинематографом. Поражает необыкновенная организаторская деятельность Кандинского на всех этапах его жизненного пути. Она видна уже по организации им первого объединения - “Фаланга” (лето 1901 г.).
Слайд 134Филонов Павел Николаевич (1883-1941), российский живописец и график. В символических,
драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода
мировой истории (“Пир королей”, 1913). С сер. 1910-х гг. отстаивал принципы “аналитического искусства”, основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развертыванию композиций (“Формула пролетариата”, 1912-13, “Формула весны” 1928-29). Ученики Филонова составили группу “Мастера аналитического искусства”.
Глубинные философско-культурологические размышления Филонова определили художественно-пластический строй картин “Запад и Восток”, “Восток и Запад” (обе 1912-13), “Пир королей” (1913) и др. Тема современной городской цивилизации, в противовес героизации ее европейскими футуристами, была представлена русским мастером как источник зла, уродующий людей; антиурбанистический пафос определял смысловое звучание многих картин, в том числе работ “Мужчина и женщина” (1912-13), “Рабочие” (1915-16), рисунка “Постройка города” (1913) и др. В иной группе произведений холстах “Крестьянская семья (Святое семейство)” (1914), “Коровницы” (1914), цикле “Ввод в мировый расцвет”, вторая половина 1910-х, рисунках “Георгий Победоносец” (1915), “Мать” (1916) и др. художник воплотил свои утопические мечтания о будущем воцарении справедливости и добра на земле.
Татлин Владимир Евграфович (1885-1953) российский художник, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма. Самыми значительными работами стали холсты “Матрос (Автопортрет)” (1911, Русский музей), “Продавец рыб” (1911, Третьяковская галерея). Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие “левые художники”, ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К.С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов.
Слайд 135В искусстве рубежа XIX-XX вв. зрели предпосылки для становления многих
крупных “измов” последующих десятилетий, для фовизма, экспрессионизма, кубизма, абстрактного искусства
и сюрреализма.
Отсчет новых направлений в русской живописи начинается с группировки "Голубой розы. Программа входивших в нее мастеров определялась идеями символизма. М.С. Сарьян нашел свою "землю обетованную", путешествуя по странам Ближнего Востока. Характерный представитель московского символизма, Н.Д. Милиоти тяготел к музыкальному звучанию колорита. С.Ю. Судейкиным было написано немало натюрмортов, картин на мотивы эпохи романтизма, исполненных в стилистике “лубочного гротеска”. Свои особенные краски внес в русский живописный символизм В.И. Денисов. Мастера “Бубнового валета” (И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, В. Рождественский, А. Куприн), их друзья и оппоненты М. Ларионов и Н. Гончарова сделали следующий шаг к созданию поэтики искусства нового времени. В своем творчестве они ориентировались с одной стороны на творчество французских мастеров: П. Сезанна, фовистов, с другой - на российский городской фольклор: городская вывеска, народная игрушка.