Слайд 2Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов
в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 3Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Слайд 4 Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка,
которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены
на уровне наблюдения за характером его действий.
Слайд 5
Инструментальный (характеризует способы его деятельности)
Мотивационный
(характеризует отношение ребенка
к той или иной стороне действительности, а также к своей
деятельности)
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
Слайд 6Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося
в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Слайд 7Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
Повышенная,
избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным
формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Слайд 8Критерии, положенные
в основу классификации
видов одаренности
“вид деятельности и
обеспечивающие ее сферы психики”
“степень сформирован-ности одаренности”
“форма проявления”
“широта
проявлений в различных видах деятельности”
“особенности возрастного развития”
«уровень достижений»
Слайд 9Основные виды деятельности
практическая,
теоретическая (познавательная),
художественно-эстетическая,
коммуникативная,
духовно-ценностная.
Слайд 10
сенсомоторный
пространственно-визуальный
понятийно-логический
эмоционального
реагирования
эмоционального
переживания
побуждения
целеобразования
смыслопорождения
Уровни
психической организации
Слайд 11Виды одаренности
по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы
психики»
Слайд 12Виды одаренности по критерию
“степень сформированности одаренности”
Актуальная одаренность –
психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже
достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность –
это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Слайд 13Виды одаренности в соответствии с критерием «форма проявления»
проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы
“сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
Явная одаренность
Скрытая одаренность
Слайд 14
Виды одаренности по критерию
“широта проявлений в различных
видах деятельности”
общая (или умственная) одаренность
специальная
одаренность
Слайд 15Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и
выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности
являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Слайд 16Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может
быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись,
спорт и т. д.).
Слайд 17
Виды одаренности по критерию
“особенности возрастного
развития”:
поздняя одаренность
ранняя одаренность
Слайд 18Виды одаренности по критерию «уровень достижений ребенка»
Способности, превышающие средний уровень
способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой
одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.
Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.
Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.
Слайд 19Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки
зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности.
Одаренность оказывается, таким образом,
многомерным по своему характеру явлением.
Слайд 20ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Слайд 21Принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения
и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и
охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т. п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Слайд 22различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в
школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание
поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Методы выявления одаренных детей:
Слайд 23Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных
детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а
также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Слайд 24
а) систему дошкольных образовательных учреждений;
б) систему общеобразовательных школ, в рамках
которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
в) систему дополнительного
образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т. п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Направления работы с одаренными
детьми в сфере образования
Слайд 25Формы обучения детей в системе дополнительного образования
1) обучение индивидуальное или
в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2)
работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Слайд 26Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми
составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические
знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:
не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т. д.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми
Слайд 27К любому ребёнку следует относиться
с надеждой и ожиданием.
Н.С.Лейтес