Слайд 1Культура России в середине и во второй половине XVIII века
Слайд 2Главные изучаемые разделы темы
Русская культура в середине XVIII в.
Идеи
Просвещения и просвещенное общество в России.
Достижения архитектуры и изобразительного
искусства. Барокко и классицизм в России.
Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества.
Итоги развития русской культуры в XVIII в.
Слайд 3Культура – достижения в материальной и духовной жизни.
Слайд 4Проверка знаний предыдущей темы
Работа с документом – 3 студента
Рассказ об
основных идеях века Просвещения, какое они имели значение для развития
народовластия и Свободы?
Термины «абсолютизм», «Просвещенная монархия»
Почему ее воплощала именно Екатерина Вторая?
Слайд 51. Русская культура в середине XVIII века: характеристики
Формирование национальной культуры
России
Формирование наук на базе накопления знаний
Образование литературного русского языка
и появление национальной литературы
Увеличение количества печатных изданий
Шедевры зодчества, живописи и скульптуры
Слайд 6Русская культура в середине XVIII века: характеристики
Важнейшей характеристикой русской культуры
XVIII века был ее светский характер
Также характерная черта русской культуры
– ее восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.
Слайд 72. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России.
Старые церковные и
сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных
граждан.
С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений.
В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами.
Слайд 8Крестьянское свидетельство об окончании училища
Слайд 9Училища
Училище при Академии художеств
Коммерческое училище
Медсестринское отделение при Смольном институте благородных
девиц
Горное училище в Петербурге
Пушкарская школа
Навигацкая школа
Слайд 10Здание бывших ремесленных мастерских города Петрозаводска. Для какого завода кадры?
Слайд 11Московский университет
Главным центром научной деятельности была Академия наук (по указу
1724 г. создана в Петербурге)
В целях развития высшего образования
в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян).
Слайд 12Московский государственный университет
имени М.В.Ломоносова
Слайд 13Российская Академия
В 1783г. была учреждена Российская Академия, председателем которой стала
сподвижницы Екатерины Великой княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810). Женщина-академик!
Академией был
подготовлен шеститомный "Словарь Российской Академии", содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.
Слайд 14М.В. Ломоносов. Задание: презентация о Ломоносове на след. Урок!
Выдающуюся роль
в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный
ученый, поэт, историк и естествоиспытатель (1711-1765)
Слайд 15«Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…»
Слайд 16Великая Северная экспедиция
Особое развитие в 18 в. получили естественные науки.
В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную
экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.
Карта 1745 года, Дальний Восток
Слайд 17В. Беринг прошел между Чукоткой и Аляской, ответив на вопрос
Петра – соединяется ли Азия с Америкой? -
Фотография со спутника
Слайд 18Техническая мысль в России
Механик-самоучка, «русский Леонардо да Винчи», Иван Петрович Кулибин (1735
- 1818) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип
прожектора (так называемый "зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм.
Слайд 19Проект одноарочного моста – не реализован
Слайд 20«Самобеглая» велоколяска Кулибина. Прототип прожектора.
«Более сорока лет времени занимался я во изыскании самодвижущейся машины,
упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное,
даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются»
Слайд 21Из описания часов Кулибина
«Они отбивали каждый час, половину и даже четверть
часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая
золоченый чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь.
По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся трижды.
Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба». В полдень часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен-мироносиц были отлиты из золота и серебра».
Слайд 22 И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя (1763). Проект был
отправлен Екатерине и получил премию в 400 рублей.
Слайд 23
Литература
Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество
А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»).
В романтическом стиле пишет
Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).
В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.
Слайд 24Гаврила Романович Державин (1743-1816).
Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: прославление русских
воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.
Слайд 25Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу и
бьет буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит,
Шумит,
и средь густого бора
Теряется в глуши потом;
Луч чрез поток сверкает скоро;
Под зыбким сводом древ, как сном
Покрыты, волны тихо льются,
Рекою млечною влекутся.
Слайд 26 В это время развивается стиль русского барокко, отличавшийся особой
роскошью.
Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной
формы»
Второй популярный стиль – классицизм – строгие формы без излишеств
Архитектура
Слайд 27Зимний дворец. Петербург. Архитектор Растрелли.
1754—1762. Общий вид
Слайд 28Архитектор Ухтомский. Красные ворота. Не сохранились.
Слайд 30М.Ф.Казаков. Петровский путевой дворец
Слайд 32Русская живопись
Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого,
В.Л.Боровиковского).
Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев.
Первые картины
в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.
Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
Слайд 34Вл. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной Портррет Алексея Александровича Лобанова-Ростовского (1786-1849)
и его жены Александры Григорьевны, ур.Кушелевой (1796-1848)
Слайд 35Ф. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. Портрет неизвестной.«Ее глаза, как
два тумана…»
Слайд 36Шубин. Портрет князя Голицына.Портрет Паниной.
Слайд 37Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества
В эпоху Петра
I ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского
общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами.
Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.
Слайд 39Попытки реформирования системы образования
Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом",
задумала создать "новую породу людей". Основываясь на идеях французских просветителей,
в те времена считали, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком.
Проектом было создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам.
Слайд 41Российская интеллигенция
К концу ХVIII века появляется слой людей с высоким
уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных
запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие.
Конечно, таких людей было не так уж много. Масса чиновников и дворян (особенно провинциальных) была лишена всяких высших интересов. Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, модам, презрение к родному языку, религии, "отечественным нравам".
В книжной лавке
Слайд 42Начало изучения крестьянской культуры
Русский издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) в своих журналах
развивал крестьянскую тему. В театрах начинают ставиться комедии и комические
оперы на крестьянскую тему. Живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.
Слайд 45Итоги развития русской культуры в XVIII в.
Культура России развивалась под
влиянием петровской реформации и идей Просвещения, в эту эпоху носила
светский характер.
Культурное развитие достигло высокого уровня.
Культура России отличалась демократизмом и гуманизмом.
В эту эпоху были заложены основы современной системы просвещения.
Слайд 46Задание дома:
Скачать презентацию, «Сегодня на уроке»
Закрепление.
С. 232 – что значит
термин»европеизация русской культуры»?
Слайд 47Источники
http://historynotes.ru/kultura-rossii-vo-2-y-polovine-18-veka/