Слайд 2Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ:
Создание единого государства привело
к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том
чсисле и в развитии культуры.
П. Коровин «Взятие Казани
Иоанном Грозным»
Слайд 3Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
В XVI в.
в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие
перед Россией. В них
преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма,
крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.
Покровская башня Псковского кремля
Слайд 4Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Освобождение от ордынского
владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России
с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.
Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти
Слайд 5Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Духовная и культурная
жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви.
Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.
Слайд 6ПРОСВЕЩЕНИЕ
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На
Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях
училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму,
иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики .
Слайд 7ПРОСВЕЩЕНИЕ
С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и
культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в
людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере,
обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.
Слайд 8ПРОСВЕЩЕНИЕ
В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах
(Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки — «книгохранительные
палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.
Троице-Сергиев монастырь
Слайд 9НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского
книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке
церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его
помощник Пётр
Мстиславец
напечатали первую
русскую
датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан
«Часословец» —
книга для обучения
грамоте
Слайд 10ЛЕТОПИСАНИЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное
дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по
годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др.
Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами.
Слайд 11ЛЕТОПИСАНИЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения
событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история
в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей,
отважных воинов и
примерных христиан.
Казанская история (60-е
гг. XVI в.) – большая часть
посвящена истории
Казанского ханства и
завоеванию в 1552 г.
Слайд 12ЛЕТОПИСАНИЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература.
Одним из самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр.
Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии.
Книга «Светоч сердец»,
созданная Аднашем
Хафизом, автор размышляет
о событиях взятия Казани
русскими войсками и даёт
советы, как сохранить
самобытность в условиях
военного поражения.
Слайд 13ЛЕТОПИСАНИЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и
Сибири ещё не имели письменности. Свои исторические и общественные знания
они передавали в виде преданий.
Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои —суровые богатыри — нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами.
Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.
Слайд 14ПУБЛИЦИСТИКА
СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме
крепнувшей великокняжеской (а позже — царской) власти.
«Сказании о князьях
владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»
Монах Фелофей
Слайд 15ПУБЛИЦИСТИКА
СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Расцвет публицистики:
челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова
И.П. – защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти,
переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом
Князь Андрей Курбский
Слайд 16ПУБЛИЦИСТИКА
СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений
различных жанров.
Особое место занимал «Хронограф» — сборник занимательных и
нравоучительных сочинений. Автор
рассматривает российскую историю
как часть всемирной истории.
В первой половине XVI в. круг людей,
близких к митрополиту Макарию,
создал знаменитые Четьи минеи
(«чтения ежемесячные»). Четьи минеи
стали своего рода церковно-
литературной энциклопедией русского
средневекового общества.
Слайд 17ПУБЛИЦИСТИКА
СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно,
составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал
наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе
Слайд 18АРХИТЕКТУРА
В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на
вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию
к вопросам архитектуры и
градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
Слайд 19АРХИТЕКТУРА
Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI
века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским
мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола
Слайд 20АРХИТЕКТУРА
С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники
и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств,
а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.
Слайд 21АРХИТЕКТУРА
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках.
Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного
зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана IV.
Слайд 22АРХИТЕКТУРА
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1561 гг.
в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также
храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником
Слайд 23АРХИТЕКТУРА
Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск),
и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж,
Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.
Слайд 24АРХИТЕКТУРА
После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены
псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они
создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.
Слайд 25ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески
С конца
XV в. возрос интерес русских живописцев к реальным историческим лицам
и событиям. Состоявшийся в 1553—1554 гг.
церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т. е. исторические сюжеты. Это способствовало развитию жанра
исторического портрета (фрески Благовещенского собора Московского Кремля)
Слайд 26ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала
XVI в. был знатный князь, ставший монахом, -Дионисий. Он написал
часть икон и фресок Успенского
собора Московского Кремля.
Слайд 27ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В середине XVI в. в Москве была написана огромная,
четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани.
Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.
Слайд 28ИСКУССТВО ЛИТЬЯ
В XVI в. в России развивалось и литейное дело.
Подлинного мастерства в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер
Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.
Слайд 29МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было
церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой
слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры — тексты для церковных песнопений.
Слайд 30МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Богатой и разнообразной была в то время песенная
культура народов
России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые,
героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались.
Русские чаще использовали гусли, карелы — разновидность
гуслей кантеле, башкиры и татары — курай (флейту), варган, смычковый кубыз.
Слайд 31РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ
Народный быт в XVI в. в
основном сохранял черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и
обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых
почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный
Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.
Слайд 32РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ
Однако, помимо церковных праздников, в народной
среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались
12 дней между Рождеством и Крещением. И, не смотря на призывы церкви, по языческим
традициям, они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами — колядками.