Разделы презентаций


Культура Руси X – начало XIII в

Содержание

Основные даты и события 988 г. — принятие христианства. 1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве. 1045—1050 гг. — строительство Софийского

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Руси X – начало XIII в.

Культура Руси X – начало XIII в.

Слайд 2Основные даты и события
988 г.

— принятие христианства.
1037 г. — заложен

Софийский собор в Киеве.
1045—1050 гг. — строительство Софийского собора в Новгороде.
IX—X вв. — возникновение кириллицы.
Ок. 1113 г. — составление Нестором «Повести временных лет».
X в. — возникновение героического былинного эпоса.
Основные даты и события    988 г. — принятие христианства.    1037 г.

Слайд 3Ей свойственны открытость и синтетичность.
Взаимодействие наследия восточных славян

с византийскими и , следовательно, античными традициями создало самобытный духовный

мир.
Значительное влияние на историко-культурный процесс оказало принятие христианства. Княжеская власть получила в лице церкви надежную опору – духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала новое ощущение единства и общности. Крещение Руси превратило её в равноправного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Культура Древней Руси впитала в себя и некоторые традиции угро-финских и балтских народов (постройки, способы обработки земли, баня и пр.). Это и влияние старого языческого мира восточных славян с их народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами.

Культура Древней Руси – явление уникальное

Ей свойственны открытость и синтетичность.  Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и , следовательно, античными традициями

Слайд 4Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Византийские

монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой

лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском . На нем написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ. Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь.

Письменность, грамотность, школы

Это надпись на глиняном сосуде, сделанная кириллицей

Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку,

Слайд 5Новгород, {1100–1120}
Раскоп Неревский, усадьба «Д»
Условная дата: 1100–1120, cтратиграфическая дата:

кон. XI – сер. 10-х гг. XII в. , внестратиграфическая

дата: первое 20-летие XII в.
Категория: письма
Содержание: От Жизномира к Микуле (дело о покупке краденой рабыни).
Сохранность: целый документ

Перевод
`Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего'

Берестяные грамоты

Новгород, {1100–1120} Раскоп Неревский, усадьба «Д»Условная дата: 1100–1120, cтратиграфическая дата: кон. XI – сер. 10-х гг. XII

Слайд 6Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи –

ГРАФФИТИ. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись на стене Софийского

собора в Киеве. Юный князь вывел: «Ох, тяжко мне!» – и подписался своим христианским именем: Василий.

Записи-граффити на стене Софийского собора в Киеве о смерти «цесаря нашего» Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 г.

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – ГРАФФИТИ. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись

Слайд 7Первоначально записывались исторические сказания о деяниях князей. В конце X

в. (в правление Владимира), все эти записи и устные рассказы

были сведены в первую обобщающую историю Руси (вероятно, при Десятинной церкви в Киеве). Вторая летопись (во времена Ярослава Мудрого). С этого времени проявилась их особенность: каждый последующий летописный свод включал в себя предшествующие повествования.
Третий составил, вероятно, Илларион.

Летописи

Первоначально записывались исторические сказания о деяниях князей. В конце X в. (в правление Владимира), все эти записи

Слайд 8Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до

10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около

1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича.

На этом работа летописцев в XII веке на текстом "Повести" не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий - автор "Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского", вошедшей в "Повесть временных лет". В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синоидальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции "Повести" в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225 - 1228 годов.

Повесть временных лет

http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php

Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция

Слайд 9 СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ

МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

О ЗАКОНЕ,

ДАННОМ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ, И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННОЙ ИИСУСОМ

ХРИСТОМ, И О ТОМ, КАК ЗАКОН МИНОВАЛ, А БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛА ВСЮ ЗЕМЛЮ И ВЕРА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ВО ВСЕХ НАРОДАХ ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО; И ПОХВАЛА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ, КОТОРЫМ МЫ БЫЛИ КРЕЩЕНЫ; И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НАШЕЙ

Литература

http://old-ru.ru/02-2.html

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА О ЗАКОНЕ, ДАННОМ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ, И О БЛАГОДАТИ И

Слайд 10Во второй половине XI века появилось литературно-публицистическое произведение «Памяти и

похвале Владимира», «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание

о Борисе и Глебе», монаха Иакова, посвященные истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан.

«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюра. 15 век.

Во второй половине XI века появилось литературно-публицистическое произведение «Памяти и похвале Владимира», «Сказание о первоначальном распространении христианства

Слайд 11Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний

жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Нестор написал

одно из первых житий Бориса и Глеба.

Борис и Глеб. Фрагмент иконы.

Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику

Слайд 12Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его -

те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь

проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

http://old-ru.ru/02-1.html

Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности

Слайд 13В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые

места». Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим,

к гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе и с крестоносцами.

«Хождение игумена Даниила». Миниатюра.

В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой

Слайд 14Слово о полку Игореве
"Слово о полку Игореве" - известнейший памятник

древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского

князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году.

Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича! Или да начнется песнь ему по былям нашего времени - не по замышлению Боянову! Ведь Боян вещий когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками. Поминал он давних времен рати - тогда пускал десять соколов на стаю лебедей; какую догонял сокол, та первая песнь пела старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу. Боян же, братья, не десять соколов на стаю лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами князьям славу рокотали.

Слово о полку Игореве

Слайд 15Архитектура

Архитектура

Слайд 17Киев. Золотые ворота

Киев. Золотые ворота

Слайд 18Софийский собор XI век.
В г. Киеве
Интерьер Софийского Собора

Софийский собор XI век.В г. КиевеИнтерьер Софийского Собора

Слайд 19Софийский Собор в Новгороде

Софийский Собор в Новгороде

Слайд 20Крестово-купольный храм
тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном

классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4

столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей
Крестово-купольный храмтип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах

Слайд 21Успенский собор во Владимире
ЦЕРКОВЬ
ПОКРОВА НА НЕРЛИ
Церковь Спаса на Нередице


под Новгородом

Успенский собор во ВладимиреЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИЦерковь Спаса на Нередице под Новгородом

Слайд 22Храм Святой Софии в Константинополе
Собор Святой Софии в Киеве.
Первоначальный.

Макет.
Собор Святой Софии в Новгороде.

Храм Святой Софии в КонстантинополеСобор Святой Софии в Киеве. Первоначальный. Макет.Собор Святой Софии в Новгороде.

Слайд 23Изобразительное искусство
(от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками

(на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая

при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной; Ф. называют также произведение, выполненное в этой технике.

Фреска

(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства.

Мозаика

(от греч. eikón — изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении — произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение

Икона

процесс придания камню требуемой формы и внеш. отделки

Резьба по камню

Изобразительное искусство(от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей,

Слайд 24Архангел. Резьба по камню. XII век.
Плитка с рельефом. Галич. XII

век.

Архангел. Резьба по камню. XII век.Плитка с рельефом. Галич. XII век.

Слайд 25Дмитрий Солунский. Икона.
Конец XII - начало XIII века
Икона «Знамение».

XII век.
Предположительно киевского происхождения

Дмитрий Солунский. Икона. Конец XII - начало XIII векаИкона «Знамение». XII век.Предположительно киевского происхождения

Слайд 26http://rutube.ru/tracks/1618464.html

http://rutube.ru/tracks/1618464.html

Слайд 27Ювелирное изделие «Колт с эмалью»

Художественное ремесло
Серебряный колт и серебряная

лунница с зернью и сканью.

Ювелирное изделие «Колт с эмалью» Художественное ремеслоСеребряный колт и серебряная лунница с зернью и сканью.

Слайд 28Какие три памятника зодчества относятся к истории Древнерусского государства?

Благовещенский собор

в Москве
2) Софийский собор в Киеве
3) Успенский собор в Москве
4)

Десятинная церковь в Киеве
5) Грановитая палата
6) Золотые ворота в Киеве

246

Как называлась на Руси роспись по сырой штукатурке?
Иконопись
2) Фреска
3) Мозаика
4) парсуна

2

Какие три памятника зодчества относятся к истории Древнерусского государства?Благовещенский собор в Москве2) Софийский собор в Киеве3) Успенский

Слайд 29Установите соответствие между понятиями и их определениями.
К каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу

выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
A) чернь, скань, эмаль 1) жанры древнерусской литературы
Б) кириллица, глаголица 2) виды ювелирной техники
B) фреска, мозаика 3) виды письменности в Древней Руси
Г) летописи, сказания 4) виды древнерусской живописи
5) архитектурные стили


Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и

Слайд 30 Расставьте отрывки из летописи в хронологическом порядке.

А) «Ярослав же сел в Киеве, утер пот с

дружиною своею, показав победу и труд велик».
Б) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — Святой Богородицы Благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины».
В) «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом».
Г) «Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира».
Ответ: ___________

А - 1019 год начало великого княжения Ярослава Мудрого
Б - 1037 год
В – смерть Владимира 1015 год, убийство Святополком (вероятно сын Ярополка) сыновей Владимира Бориса и Глеба)
Г – 1111 год (взята Шарукань, поход на половцев) Владимир Мономах

Расставьте отрывки из летописи в хронологическом порядке.    А) «Ярослав же сел в Киеве,

Слайд 31а) Войско Древней Руси состояло из дружин киевского великого князя

и местных князей, а также ополчения, собираемого на период похода

(войны). Войско обычно насчитывало 15—25 тыс., реже 40—50 тыс. человек. В XI в. возрастает роль княжеской дружины, а следовательно, конницы. Вооружение состояло из мечей, копий, боевых ножей, топоров, луков. С X в. применялись камнеметные машины, вежи, тараны. Защитное вооружение состояло из кольчуги, шлема и щита.
Рассматривая состав и вооружение древнерусского войска, необходимо отметить, что правовые основы военной организации Древней Руси также нашли свое отражение в Русской Правде. Например, положения о категориях ратных людей, о взаимоотношениях между дружиной и князьями, князьями и ополчением и т. п.
а) Войско Древней Руси состояло из дружин киевского великого князя и местных князей, а также ополчения, собираемого

Слайд 32Историческое эссе

Уже в следующем году изменения коснутся заданий по истории.

В ближайших планах — превратить часть C в эссе, объединив

в нем несколько вопросов по одному временному периоду. Пока же задания в этой самой сложной части посвящены разным эпохам.

При этом у выпускника будет возможность выбрать из нескольких предложенных тем ту, которую он знает лучше всех.

В отличие от двух первых частей, которые содержат максимально объективные вопросы, в части C будут возможны задания, основанные не на фактах, а на точке зрения.

Также будут представлены вопросы на анализ ситуации и сравнение фактов и событий. Планируется и введение заданий на раскрытие понятий. В итоге сдающие должны будут представить развернутый ответ на все поставленные вопросы в форме эссе.
Историческое эссеУже в следующем году изменения коснутся заданий по истории. В ближайших планах — превратить часть C

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика