Слайд 2ПРОСВЕЩЕНИЕ
Основой просвещения в XVI в. была русская
православная церковь. При
монастырях
продолжали создаваться центры книгописания,
библиотеки, школы, учителями в которых чаще
всего были
монахи и дьяки.
В число изучаемых дисциплин обычно входили:
азбука, чтение, письмо, арифметика,
«Часослов» (сборник молитв),
«Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя
Давида).
Слайд 4Куляшова И.П. 2007 г
Первопечатник Иван Фёдоров.
1564 – начало книгопечатания на
Руси.
Первая печатная книга, вышедшая в России,— «Апостол» (1564).
Слайд 5 В XVI веке развиваются жанры исторической песни
и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся событиям -
взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.
В фольклоре смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события XVI века.
Фольклор
Слайд 6Сказки
В “Сказке о Борме-Ярыжке” ее герой, простой русский человек,
добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде.
Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве”, но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.
Слайд 8Жанры литературы
Летописи
Жития святых
Историческая (воинская) повесть
Публицистика появляется впервые
Слайд 10«Лицевой летописный свод»
(«Никоновская летопись»)
с 16 тыс. иллюстраций
–
рассказ о русской истории со времен первых князей и до
царствования Ивана Грозного
Слайд 12
«Великие Четьи-Минеи »
(греч- ежемесячные чтения) - сборник,
где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их
память
Составлен под руководством митрополита Макария в 30—40-е гг. XVI в.
Включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенному месяцу и разбит по дням.
«Великие Четьи-Минеи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орнаментами.
Слайд 13Историческая повесть
«Сказание вкратце от начала царства Казанского»
«Повесть о прихождении Стефана
Батория на град Псков»
Слайд 14Публицистика
(зарождается и развивается)
«Хронограф» (обзор всемирной истории)
И.Пересветов «Сказание о Магомете-Салтане»
(идея сильной самодержавной власти)
А.Курбский «История о великом князе Московском»
Переписка Курбского
и Ивана Грозного
Послания Филофея Василию III
( идея «Москва – третий Рим»)
Слайд 15 Из первого послания князя Курбского Ивану Грозному:
«Зачем, царь … на доброхотов твоих, душу свою за тебя
положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и в чародействе, и в ином непотребстве (…) Или ты, царь, мнишь, что бессмертен…»
Слайд 16Из ответа Ивана Грозного:
«Никого мы из своей земли не изгоняли,
кроме тех, кто изменил православию. Убитые же и заточенные… получили
наказание по своей вине… А жаловать своих холопов мы вольны, вольны и казнить…»
Слайд 19Строгановская школа иконописи— русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI
века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку
наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских.
Слайд 20 Характерной особенностью икон строгановской школы являются прежде всего их
очень небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли
«мелочным письмом». Основные стилевые черты строгановской художественной манеры - это изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция.
Слайд 21Прокопий Чирин
«Иоанн Предтеча в пустыне»
«Чудо Георгия
со змием»
Никифор Савин
Слайд 22Икона
«Церковь воинствующая»(ГТГ)
Слайд 23В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина
«Церковь – воинствующая».
В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир
I, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Во главе воинства -архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем.
Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами».
Слайд 26 Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка.
Изготовлена
на московском Пушечном дворе по приказу царя Федора Ивановича в
1586 году придворным литейщиком Андреем Чоховым.
По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире. Ее вес приближается к 40 тоннам. Могла стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм
Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
ИСКУССТВО ЛИТЬЯ
Слайд 30Рождение шатрового стиля
Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен,
башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса.
Слайд 31Куляшова И.П. 2007 г
Церковь Вознесения в селе Коломенском.
Построена в 1532
г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя
Ивана Грозного.
Высота около 62 м с крестом
Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему.
«… Бе же та велми чюдна высотою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.
Слайд 35Куляшова И.П. 2007 г
Храм Василия Блаженного.
(Покровский собор). 1555—1561.
.
Построен в
честь взятия русскими войсками Казани. Зодчие Барма и Постник
Сначала собор
был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство
.
Слайд 41Декоративная отделка церкви – узорочье
Слайд 491535—1538 гг: итальянский арх. Петрок Малый возвел вторую линия укреплений,
опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город.
1585—1593 гг. под руководством
Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо).
В конце XVI в. сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу — «Скородом» (ныне Садовое кольцо).
Слайд 52Архитектор
Федор Конь
стены Белого города
в Москве
Слайд 54Куляшова И.П. 2007 г
Смоленский Кремль
конец XVI в архитектор Фёдор
Конь.
.