Слайд 1Культурно-историческая идентификация новых государств в условиях формирования наций на примере
постсоциалистических стран
Автор: студент 1 курса магистратуры Лубенец Евгений Вячеславович
Слайд 2Объект и предмет исследования
Объект – культурно-историческая идентификация.
Предмет – нациестроительство в
государствах бывшего социалистического лагеря.
Слайд 3Подходы к понятию нации
В первом случае нация рассматривается как общность,
связанная общим языком и культурно-исторической идентичностью.
Во втором случае под нацией
понимается совокупность граждан, своего рода коллективный суверенитет, в основе которого лежит общее политическое участие.
Слайд 4Политический миф
идеологически маркированное повествование, претендующее на статус истинного представления о
событиях прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего и воспринятое социальной группой
как верное в основных чертах.
Слайд 5Нациестроительство в Беларуси
Попытки десоветизации Беларуси в начале 1990-х;
консервация советской государственности
в 1994 – 2010 гг.;
относительное возрождение национальной государственности с внедрением
европейского компонента идентичности.
Слайд 6Нациестроительство в Казахстане
В Казахстане же вот уже более 25 лет
решается дилемма: казахская или казахстанская нация.
Казахстан пошёл по пути выстраивания
гражданской нации, включая в неё представителей всех народов, не пытаясь ассимилировать их в казахскую этническую нацию.
Слайд 7Миграция в Казахстане в постсоветский период
Слайд 8Поиск национальной идеи
С повышением роли религии в казахстанском обществе к
цели укрепления межэтнического согласия была добавлена идея о межконфессиональном согласии.
Но
кроме идеи об общественно-политической стабильности должны быть и другие условия для формирования нации. К ним, например, относится языковой вопрос.
В качестве новых национальных идей поочередно предлагались независимость и конкурентоспособность страны.
Слайд 9Нациестроительство в Черногории
Притязания на признание черногорского языка самостоятельным.
Слайд 10Нациестроительство в Македонии
Отстаивание самостоятельности своего языка и этноса;
позиционирование страны как
наследницы империи Александра Великого;
формирование образа врага в лице Турции, Греции,
Болгарии, Сербии и Албании.
Слайд 11Древнемакедонская символика
Вергинская звезда
Флаг Македонии
«Человек на лошади»
Слайд 12Выводы
Для сплочения нации государства используют исторический миф, который может выступать
как часть идеологии, на которой во многом строится национальная идентичность
и национальное самосознание народа; воссоздаётся национальные символы и «правильная» трактовка истории.
Слайд 13Выводы
На постсоветском пространстве актуальным вопросом стал выбор пути построения нации:
гражданской или этнической. Практика показывает, что для многонациональных государств наиболее
приемлем первый путь, которым и пошли Беларусь и Казахстан.
Слайд 14Выводы
В Черногории общее культурное ядро создаётся через систему образования, в
которой и те, кто продолжает считать себя сербом, и собственно
черногорцы изучают общий язык.
В Македонии проблемы нациестроительства решаются формированием особой исторической памяти. Современная, по большей части славянская, страна объявила себя наследницей империи Александра Великого, таким образом обособив себя и от Сербии, и от Болгарии, но нажив при этом себе врага в лице Греции, что в свою очередь препятствует взращиванию европейской идентичности.