Слайд 1Культурное пространство империи во второй половине XIX в: художественная культура
народов России
Слайд 2Федотов Павел Андреевич
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положившийначало
критического реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал
в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки.
Слайд 3«Свежий кавалер» 1848
«Все холера виновата» 1848
Слайд 4Василий Васильевич Верещагин
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) знаменитый русский художник,
большой мастер батальной сцены. Родился 26 октября 1842 года, в
семье помещика.
Слайд 6«Наполеон I на Бородинских высотах» 1897
«Японка» 1903
Слайд 7Скульптура во второй половине XIX века переживает кризис .В отличие
от первой половины девятнадцатого века с его стилем строгого классицизма,
во второй половине девятнадцатого века в произведениях станковой скульптуры появились жанровые и бытовые сцены народной жизни, стало больше деталей и подробностей.
Слайд 8Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902)
Наиболее известным из мастеров этого времени был
М. М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам.
изображением "монументальных личностей": "Иван Грозный" 1870), "Петр I" (1872), "Ермак" (1891), "Христос" (1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883) - таковы главные произведения скульптора, сами названия которых достаточно красноречиво свидетельствуют о склонности к историческим
Слайд 9«Иван Грозный»
«Петр I»
«Ермак»
Слайд 10Опекушин, Александр Михайлович
Также важным событием в культурной жизни страны стало
открытие в 1880 году памятника А. С. Пушкину в Москве,
который был установлен на народные пожертвования. Автором памятника был скульптор А. М. Опекушин.
Слайд 11Михаил Осипович Микешин
Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался
и на развитии монументальной скульптуры. Скульптура, конечно, не исчезает вовсе,
но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего не избежал и М.О. Микешин в своем памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873).
Слайд 12«Тысячелетие России»
«Екатерина II»
Слайд 13На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского
капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений
того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ - способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил. Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству.
Слайд 14Примером господства эклектики могут служить здания архитекторов : М.Е. Месмахера
(Архив государственного совета в Петербурге)и Балтийский вокзал архитектора А. И
Кракау.
Слайд 15
ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ
(1890-1893 гг.)
А.Н. ПОМЕРАНЦЕВ
Слайд 16ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (интерьер)
Слайд 17А. А. Семенова и О. В. Шервуда
Исторический музей в Москве (1875-1881 гг.)
Слайд 18А. А. Парланда Храм Спаса на крови в Петербурге (1883-1907 гг.)
Слайд 19Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль) . В моду
вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени:
инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. Также собой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.
Слайд 20АРХИТЕКТУРА и СКУЛЬПТУРА
II ПОЛОВИНЫ XIX В.
ПСЕВДОРУССКИЙ (РОПЕТОВСКИЙ) СТИЛЬ – это
течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на
использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.
И.Ропета «Терем» в Абрамцеве
под Москвой (1873)
Слайд 21Музыка:
Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства.
Его символом стало творчество «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся
русских композиторов: М. А. Балакирева , М. П. Мусорского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского- Корсакова.
Слайд 22Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено
творчеством различных поколений. В 1880 — 1890-е годы еще интенсивно
сочиняет Чайковский, который к началу 1890-х годов стал автором таких выдающихся творений, как Пятая (1888) и Шестая симфонии (1893), балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), оперы «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891)..
Слайд 23До 1908 г. неутомимо продолжает композиторскую деятельность Римский-Корсаков, чутко откликаясь на запросы
времени. В своих последних операх-сказках «Кащей Бессмертный» (1901) и «Золотой
петушок» (1907) он выступает со злой сатирой на самодержавие. К середине 1890-х годов достигает полной зрелости творчество их учеников, младших соратников и последователей — Глазунова, Лядова, Танеева, Аренского, Калинникова. В годы, предшествующие первой русской революции, расцветает творчество выдающихся композиторов XX в. — Скрябина и Рахманинова. Наконец, в предоктябрьское десятилетие уже становятся известными имена Стравинского, Прокофьева, Мясковского.
Слайд 24Театр:
Появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского, который создал
около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки овцы» и др.).
Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись»
Слайд 25Свой вклад в отечественную музыку внес и рано скончавшийся Василий Сергеевич
Калинников (1866 — 1901). Его Первая симфония (1895) до сих пор
покоряет необыкновенной свежестью, русской распевностью, глубоким ощущением родной природы.
Слайд 26Театр:
В 1870-е годы взошла звезда М. Н. Ермоловой. Благодаря ее
игре театр получил такое острое социальное звучание , что был
запрещен после нескольких представлений.
Слайд 29Вторая половина 19 века стала временем возрождения интереса к древним
полузабытым русским ремеслам.
Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются
в произведения искусства.
В России складываются или возрождаются художественные школы , получившие мировую известность .
Слайд 30 Дымковская игрушка
В слободе Дымково близ
Вятки, женщины с давних пор были заняты изготовлением глиняных свистулек
в виде коней, всадников, птиц.
Также сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками.
Дымковские «барыни», «няньки», с пышными воротниками и оборками, яркими юбками,
пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.
Слайд 32 Русские матрёшки
В
конце 19 века в мастерской Московского губернского земства в Троице
- Сергиевом Посаде появился промысел , изделия которого стали символом народной России –деревянные куклы –матрешки.
Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность .В 1900 г. Русская матрёшка была показана на Парижской всемирной выставке , и мастерская стала выполнять заказы не только для России , но и для других стран .
Слайд 34 Скопинская керамика
Во второй половине 19
века в Скопине появилась отрасль, прославившая его- производство глазурованных фигурных
сосудов ,подсвечников ,украшенных сложной лепниной ,выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц , рыб и животных.
Слайд 36 Гжельская посуда
Свое художественное своеобразие
гжельская посуда сохранила с синим рисунком на белом фоне.
Статуэтки,
выполнены вручную в небольших крестьянских мастерских.
Слайд 38 Вологодское кружево
Вологда всегда была
одним из центров русского кружевоплетения, а в 19 веке стала
самым знаменитым.
Вологодские кружева напоминают узоры инея на стекле, или тончайшую паутину.
В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого.
Береста
В 19 веке на хлебницах, ковшах появляется изображение
крестьянских домов, посиделок, чаепитий.
Все фигуры выполнены крупно , одного размера. Это характерная черта народного искусства, в которой размером подчёркивается значимость персонажей.
Слайд 42В художественной культуре второй половины 19 века отчетливо прослеживаются несколько
направлений
Источником вдохновения мастеров культуры становятся народное творчество и традиции
.
Искусство решает задачи просвещения народа , стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения .