Слайд 1
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МАРКЕТИНГ»
Д.Э.Н., ПРОФЕССОР
ГАЛЕЕВА
ЕВГЕНИЯ ИСАЕВНА
Слайд 2
Тема 5. Товарная политика фирмы
Спрос и его стимулирование
Вопросы:
Товарная
политика организации
2. Жизненный цикл товара
3. Регулирование спроса
Слайд 3 1. Товарная политика организации
Товарная политика фирмы – это
комплекс базовых решений и целенаправленных действий по выводу на рынок
нового товара или сохранению старого, а также по изменению ассортимента выпускаемой продукции.
Главной причиной обновления товаров является конкуренция, а инновационные процессы – одной из действенных форм конкурентной борьбы.
Слайд 4 Инновационные процессы связаны со значительным риском для компании.
Согласно статистике,
товары личного пользования при выходе на рынок терпят неудачу в
40 случаях из 100.
Товары промышленного назначения – в 20 случаях.
Услуги – в 18 случаях.
Существуют разные степени новизны товара:
Слайд 5 - принципиально новый товар (пионерный), не имеющий аналогов на рынке,
созданный в результате новых технологий, открытий и изобретений. Он удовлетворяет
качественно новую потребность или поднимает старую потребность на новую качественную ступень;
- кардинально усовершенствованный – товар, имеющий качественные отличия от аналогов, представленных на рынке. Он раздвигает границы потребностей, расширяет и улучшает потребительские свойства товара;
Слайд 6 - модифицированный– товар, представленный на рынке ранее, но подвергшийся не
принципиальному, часто лишь косметическому усовершенствованию (иногда меняется только упаковка).
- товар
рыночной новизны – товар новый только для данного рынка. Либо старый товар нашедший новую сферу применения.
Процесс обновления товара называется модернизацией.
Придания ему новых свойств – модификацией.
Слайд 7 Появление модернизированного или модифицированного товара наряду со старым, не снятым
с производства, называется дифференцированием товара.
Разработка нового товара
Это комплексный процесс, включающий
параллельное осуществление маркетинговых, технических и экономических мероприятий. Взаимосвязь трёх выше названных процессов показана на рис. 1.
Слайд 9 При этом одновременно решаются три проблемы:
1. Нужен ли товар потребителю;
2.
Можно ли в принципе создать новый товар;
3. Во что это
обойдётся компании и на какую прибыль можно рассчитывать.
2. Жизненный цикл товара (ЖЦТ)
Каждый товар обладает своим жизненным циклом. Исчерпав свои возможности, он прекращает свое существование и исчезает с рынка.
Слайд 10 Период существования определённого вида товара на рынке (от его появления
до исчезновения) называется жизненным циклом товара (рис. 2). Эта концепция
была впервые опубликована в 1956 году американским экономистом и маркетологом Т. Левиттом.
Число этапов ЖЦТ может быть ограничено четырьмя, но иногда вводят этапы: разработки товара, насыщенности рынка, реанимации спроса.
Слайд 12 Данная модель называется «традиционной» или «идеальной», однако для каждого товара
существует свой ЖЦТ.
Цель маркетинга – продлить срок пребывания товара
на рынке, используя различные инструменты регулирования спроса.
Рассмотрим этапы ЖЦТ:
1. Выход на рынок – активная реклама, конкурентная борьба, использование монопольного преимущества, управление ценой, продвижение товара.
Слайд 13 2. Рост – переход к умеренной рекламе (информационной), поиск
новых сегментов рынка, в отдельных случаях осуществление мероприятий по сокращению
спроса.
3. Насыщение – постепенное снижение цен или внедрение удешевлённых модификаций товара, борьба за рынок, расширение сервиса, совершенствование рекламы, разработка нового товара.
4. Спад, при этом используют два варианта развития событий:
Слайд 14 - вариант I: уход с рынка, распродажа остатков по сниженным
ценам, вывод на рынок нового товара;
- вариант II: поддержка угасающего
спроса путём снижения цен, активной рекламы, методов стимулирования спроса, переход к пятому этапу;
5. Реанимация – поддержка рынка до тех пор, пока есть возможность получать прибыль, затем осуществляются мероприятия 1 варианта 4 этапа.
Существует множество вариантов ЖЦТ (рис. 3).
Слайд 16 Смена жизненных циклов товаров
ЖЦТ подчиняются следующим законам:
1. Закону повышения потребностей;
2.
Закону ускорения темпов развития.
Из этих законов можно сделать ряд выводов:
разработка
новых товаров должна происходить в недрах старых, ещё относительно благополучных (точки А, А1, А2);
новый товар должен обладать высокими потребительскими свойствами и быть рассчитан на массового покупателя (рис. 4).
Слайд 18 Жизненный цикл изделия (ЖЦИ)
ЖЦТ и ЖЦИ – это не одно
и тоже. Товар не прекращает свой активной жизни и после
ухода с рынка. Он продолжает жить особой жизнью, удовлетворяя потребности людей еще длительное время (старые автомобили, телевизоры, холодильники, мебель и пр.).
Однако некоторые из этих товаров могут осложнить жизнь покупателей, если не обладают полезными свойствами и их трудно утилизировать (отработавшие свой срок атомные реакторы, хим. отходы и пр.)
Слайд 19 Все это побуждает маркетологов более тщательно исследовать ЖЦТ как до
появления товара на рынке, так и после ухода с рынка.
Согласно ИСО – 9000, ЖЦТ рассматривают как петлю качества состоящую из 11 секторов.
Первый сектор – это маркетинг.
Одиннадцатый сектор – утилизация товара (рис. 5).
Слайд 211. Маркетинговые исследования;
2. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);
3. Материально-техническое снабжение;
4.
Подготовка и разработка производственных процессов;
5. Обеспечение качества продукции;
6. Проверка качества
продукции на всех этапах производства;
7. Упаковка и хранение продукции;
8. Распределение и реализация продукции;
9. Использование и потребление продукции;
10. Сервис, гарантия, послепродажное обслуживание.
11. Утилизация продукции.
Слайд 22 При этом необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
1. Как организовать
послепродажное обслуживание товаров, снятых с производства?
2. Как повысить культурный уровень
населения для реализации технически-сложной и наукоёмкой продукции?
3. Как утилизировать отслуживший товар?
Слайд 23 3. Спрос и его стимулирование
Формирование спроса на товары – процесс
сложный уходящий корнями в потребность.
Потребность – это совокупность товаров и
услуг, необходимых потребителю для обеспечения его воспроизводства, существования и развития.
Спрос – это платёжеспособная потребность, он делает потребность измеримой.
Слайд 24 Спрос – движущая сила рынка. Рыночный механизм приводит к сбалансированию
спроса и предложения. Важную роль в этом процессе играет маркетинг.
«Производить
и продавать товары, пользующиеся спросом» – основной принцип маркетинга.
Классификация спроса
1. По форме образования:
- потенциальный (закрытый), существующий на фазе разработки товара;
Слайд 25 - формирующийся – на этапе выведения товара на рынок;
- сложившийся
– когда у большинства покупателей сложилось отношение к товару;
- сезонный
– постоянно повторяющиеся колебания спроса;
- отложенный – спрос на дорогие товары, деньги на которые откладываются;
- панический (ажиотажный) – это бегство от денег в условиях инфляции и при дефиците товаров и услуг.
Слайд 26 2. По тенденции развития:
- растущий (интенсивный);
- стабилизировавшийся;
- угасающий (сокращающийся, спад).
3.
По покупательским намерениям:
- твёрдо сформулированный (жёсткий), когда покупатель намерен приобрести
именно данный товар;
- альтернативный (мягкий, компромиссный);
- спонтанный (импульсивный), возникающий неожиданно (так покупается 25% товаров).
Слайд 27 4. По степени удовлетворения:
- удовлетворённый;
- условно удовлетворённый;
- неудовлетворённый.
Спрос – явление
гибкое, изменчивое, эластичное.
Эластичность спроса – реакция потребителей на изменение какого-либо
фактора, прежде всего цены и дохода. Эластичность характеризуется процентным изменением спроса при изменении факторного признака на 1%.
Слайд 28 Регулирование спроса – процесс воздействия на покупателей с помощью
системы маркетинговых рычагов (инструментов).
Иногда эту систему обозначают аббревиатурой ФОССТИС,
которая расшифровывается следующим образом: ФОрмирование Спроса и СТИмулирование Сбыта.
Слайд 30Список литературы
1. Основная литература:
1. Крылова, Г. Д. Маркетинг : учебник /
Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. – М. : Магистр,
2009. – 493 с.
2. Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга : учеб. пособие / Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. – М. : Вузовский учебник, 2008. – 139 с.
3. Маслова, Т. Д. Маркетинг : учебник / Т. Д. Маслова. – 3-е изд., доп.. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.
4. Соловьев, Б. А. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
5. Соловьев, Б. А. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 336 с. – Режим доступа : http://znanium.com.
Слайд 31 2. Дополнительная литература:
1. Басовский, Л. Е. Маркетинг : курс лекций
/ Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2013. –
219 с.
2. Басовский, Л. Е. Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 300 с. – Режим доступа : http://znanium.сom.
3. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики [Электронный ресурс] – М. : Кнорус, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Годин, А. М. Маркетинг : учебник / А. М. Годин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2012. – 656 с.
5. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость : учебник / Т. П. Данько, М. П. Голубев. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
Слайд 326. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах :
учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М. : ИНФРА-М,
2012. – 496 с.
7. Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. И. М. Синяевой. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. – 384 с. – Режим доступа : http://znanium.com.
8. Панкрухин, А. П. Маркетинг : учебник / А. П. Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2009. – 656 с.
9. Романов, А. А. Маркетинг : учеб. пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М. : Дашков и К, 2014. – 440 с.
10. Секерин, В. Д. Основы маркетинга : учеб. пособие / В. Д. Секерин. – М. : Кнорус, 2009. – 240 с.
Слайд 33
3. Рекомендуемые журналы и газеты
1. Актуальные проблемы экономики и права.
2. Вопросы экономики.
3. Комерсантъ.
4. Маркетинг в России и за
рубежом.
5. Нижнекамская правда.
6. Нижнекамское время.
7. Республика Татарстан.
8. Российская газета.
9. Российский экономический журнал.
10. Экономика и жизнь.
11. Экономист.
12. Экономический Вестник Республики Татарстан
Слайд 34
3. Рекомендуемые Интернет-сайты
1. http//www.marketing.spb.ru – Сайт по маркетингу
2. http//www.socreklama.ru –
Сайт «Социальная реклама»
3. http//www.allinform.ru – Желтые страницы Интернет
4. http//www.rima.ru –
Маркетинговое образование в России