Слайд 1Курс «Наглядная геометрия»
в 1-4 классах
Н.Б. Истомина., З.Б. Редько
Студентка
гр. ЗНОу -117
Климова А.В.
Преподаватель
Болотова Т.В.
Министерство науки и высшего
образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Слайд 2Цель курса:
расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном
расположении на плоскости и в пространстве;
Слайд 3Наглядная геометрия
познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать
конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию
и комментировать ее.
Слайд 4Задачи курса:
–используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок
приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического
материала;
способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся.
Слайд 5«Наглядная геометрия» обеспечивает развитие у детей:
Вопросительности, как детской способности
обнаруживать странное и необычное в знакомых математических явлениях и как
исходного условия возникновения мышления, в том числе и «теоретического»;
Слайд 6 «Наглядная геометрия» обеспечивает развитие у детей:
Позиции наблюдателя и исследователя,
как принципиального условия возникновения субъекта теоретического мышления
Слайд 7«Наглядная геометрия» обеспечивает развитие у детей:
Предметной осведомлённости как результата групповой
и самостоятельной работы с массивами информации. Наличие собственных вопросов обеспечивает
осмысленность поиска и освоение информации;
Слайд 8«Наглядная геометрия» обеспечивает развитие у детей:
Позиции наблюдателя и исследователя, как
принципиального условия возникновения субъекта теоретического мышления
Слайд 9Основные дидактические принципы:
1. Принцип деятельности
2. Принцип целостного представления о мире
3. Принцип
непрерывности
4. Принцип минимакса
5. Принцип психологической комфортности
6. Принцип вариативности
7. Принцип творчества (креативности)
Слайд 10Личностные результаты курса
· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие
правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества);
· в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
Слайд 11Метапредметные результаты курса
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиск средств ее осуществления
освоение способов решения проблем творческого
и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
Слайд 12Предметные результаты курса
использование начальных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений
овладение основами логического и алгоритмического мышления.
вычислять периметр геометрических фигур;
Слайд 13Структура занятий
Организационный момент.
Вводная часть. Азбука хорошего настроения.
«Узнаю новое». Раскрытие
темы занятия.
«Учусь думать, считать, отгадывать, мыслить, рассуждать и учу
другого».
Рефлексия занятия
Слайд 14Анализ учебников: курс «Наглядная геометрия» в 1-4 классах, авторы :
Н.Б. Истомина., З.Б. Редько
Слайд 15Методической особенностью курса
является разработка системы учебных заданий для каждого урока
и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику,
обусловливая характер его учебных действий.
Содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике.
Слайд 16Программа 1класс:
Раздел 1.Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о пространственных
отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над —
под» и т, д.) – 15 ч.
Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 ч.
Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. – 12 ч.
Слайд 17Программа 2 класс:
Раздел 1.Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в
первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения
различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) - 4 ч.
Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 ч.
Слайд 18Программа 3 класс:
Раздел 1.Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая
в первом и втором классах.) – 5 .ч.
Раздел 2.Пересечение фигур. (Формируются
представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.) – 22 ч.
Раздел 3.Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 7 ч.
Слайд 19Программа 4 класс:
Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа
по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных
фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртками конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объёмные фигуры) – 18 ч.
Раздел 2.Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.) – 16 ч.
Слайд 20Методическая особенность
является разработка системы учебных заданий для каждого урока
и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику,
обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике.
Слайд 21Организационно-подготовительное задание
цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую
он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это
может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.),
Слайд 22Частично- поисковые
Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения
зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка,
опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса.
Слайд 23Закрепление
предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий.
Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально
опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий
Слайд 24Тетради по курсу:
Выполнение заданий, предложенных в Тетради, содействует формированию
у учащихся представлений о форме предметов, их взаимном расположении и
изображении на плоскости; развивает пространственное мышление и воображение младших школьников.
Слайд 26Виды заданий:
Задание: назови признаки, которые изменяются в каждой следующей фигуре.
Выбери фигуры, которыми можно продолжить ряд по тому же правилу.
Слайд 28Задание: Какой предмет «лишний»?
Можешь ли ты показать каждое геометрическое
тело на рисунке?
Слайд 29Разделе «Геометрические фигуры: плоские и объемные» учащимся предлагаются задания на
распознавание, целью которых является умение различать объемные геометрические фигуры и
существенные признаки.
Задание: По какому признаку геометрические фигуры разложили на две группы?
Слайд 35Для развития пространственного мышления выполняются задания с моделью куба и
его изображением. Например, задание из третьего класса: "Выполни такой же
рисунок на тетрадном листе в клетку. Вырежи эту плоскую фигуру. Догадайся, как из нее сделать куб».
Слайд 37Н.Б. Истомина Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1-4 класс. ФГОС
издательство «Линка-пресс»
Тетрадь содержит дополнительный материал к учебнику "Математика. 4-й
класс" (автор Н. Б. Истомина).
Выполнение заданий Тетради способствует формированию представлений учащихся о форме предметов, их взаимном расположении и изображении на плоскости; развивает пространственное мышление и воображение младших школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования рекомендуем использовать Тетрадь для внеурочной деятельности младших школьников по направлениям: интеллектуальное и общекультурное развитие личности.
Слайд 38Учебно-методического комплекта
- «Наглядная геометрия» дает возможность дополнить и расширить
математические представления младших школьников, которые уже освоены ими в урочной
деятельности, что создает условия для эволюционирования УУД, которые являются фундаментом математической под готовки обучающихся.
Слайд 391 класс.
По окончании дети должны знать и уметь:
иметь представление
о простых геометрических объектах (точке, прямой кривой отрезке и т.д);
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, под, в, на, за, перед;
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
составлять плоскостные фигуры
Слайд 402 класс
ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо
вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по
диагонали»;
конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
иметь представление о различных видах многоугольников;
моделировать из бумаги;
Слайд 413 класс
иметь представление о простых геометрических объектах (точке, прямой кривой
отрезке и т.д);
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо»,
«влево», а также –над, под, в, на, за, перед;
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
составлять плоскостные фигуры;
Слайд 423 класс
уметь работать со схемами и лабиринтам;
уметь строить
окружность по известному радиусу и диаметру;
уметь строить параллельные
прямые;
знать свойства прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны;
находить периметр геометрической фигуры
Слайд 434 класс
уметь работать со схемами и лабиринтам;
уметь строить окружность
по известному радиусу и диаметру;
уметь строить параллельные прямые;
знать свойства
прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны;
находить периметр геометрической фигуры;
моделировать из бумаги;
Слайд 44Формы контроля результативности обучения
самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания
с помощью сигнальных знаков (смайлики)
деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
выполнение практических и проектных работ
выставки полученных результатов деятельности на занятиях
участие в олимпиадах, конкурсах проектных и исследовательских работ, предметных недель региональных
Слайд 45Разрезные дидактические материалы
предназначены для учителей начальных классов, использующих в
организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (кружок, факультатив) тетради на
печатной основе «Наглядная геометрия» 1 класс общеобразовательных организаций
(авторы – Н.Б. Истомина, З.Б. Редько).
Слайд 46Разрезные дидактические материалы
Приоритетной формой является самостоятельная работа с последующим
коллективным обсуждением ее результатов. Она выполняет обучающую функцию, так как
при обсуждении каждый ученик может высказать свое мнение (верное или неверное), которое его одноклассники — как эксперты — принимают или отвергают, обосновывая причины.
Слайд 47Разрезные дидактические материалы
Именно на этапе фронтального обсуждения выполненного задания
и/или проверки полученных результатов целесообразно использовать данные дидактические материалы.
Слайд 48Список литературы для учителя
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная
геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
г»>2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.
Слайд 49Методическая литература
Программа факультатива «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина.
Методические
рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1класс/Авторы: Истомина Н.Б., Редько З.Б./М:
Линка – Пресс.
Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 2 класс/Авторы: Гаркавцева Г.Ю., Кожевникова Е.Н., Редько З.Б./ М: Линка – Пресс. Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия» 3 класс/ Редько З.Б., Кожевникова Е.Н./ М: Линка – Пресс.
Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия» 4 класс/Истомина Н.Б., Редько З.Б./М: «Линка – Пресс».
Слайд 50Список литературы для ученика
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная
геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс»,
г»>2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.