Слайд 1Курсовая работа
«ОНР как системное нарушение речевой деятельности»
Специальность 050715 «Логопедия»
Исполнитель: Сопельник
Изабелла Борисовна
Научный руководитель: Климкина Елена Александровна
Слайд 2
Научный аппарат:
Объект исследования: ОНР у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: ОНР
как система нарушения речевой деятельности
Цель данного исследования – изучить особенности
овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагается, что в процессе логопедической работы у дошкольников с общим недоразвитием речи, у детей повысится уровень развития речи.
Слайд 3Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
Выявить уровень развития речи
школьников с ОНР.
Разработать содержание коррекционно-логопедической работы по развитию речи у
школьников с ОНР.
Опытно-экспериментальным путем выявить динамику развития связной повествовательной речи у школьников.
Создать предметно-развивающую среду.
Слайд 4В работе были использованы следующие методы:
изучение медицинской и педагогической документации
ребенка;
изучения общего и речевого анамнеза ребенка;
наблюдение;
беседа;
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)
сравнительный анализ.
Слайд 5Методики
Методика развития словарного запаса- Т.В.Тумановой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной .
Она
позволяет решить следующие задачи:
-выявить особенности развития словаря детей старшего
дошкольного возраста (ОНР III уровень);
-отследить индивидуальные особенности словообразования каждого ребёнка;
-учесть результаты диагностики для выбора направления дальнейшей коррекционной работы.
Слайд 7Подводя итоги констатирующего эксперимента, направленного на изучение словарного запаса детей
с ОНР (III уровень) старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие
выводы:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявлено расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у некоторых детей развит несколько хуже пассивного. В словаре детей преобладают существительные и глаголы, недостаточно развито употребление слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.
2. В результате исследования выявлены многочисленные специфические ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений.
3. Результаты исследования показали, что особенности овладения дошкольниками лексической системой тесно связаны и вызывают нарушения процессов анализа, синтеза и обобщения отдельных языковых единиц.
Слайд 84. Большинство детей не справились с заданием на словообразование: им
требовался наглядный пример или помощь взрослого. Дошкольники с ОНР (Ш
уровень) испытывали значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями, особенно в образовании притяжательных прилагательных. Их умения и навыки по словообразованию оказались фактически несформированными вследствие того, что не происходило самопроизвольного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы.
На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс формирования лексической системы у старших дошкольников с ОНР (III уровень), не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.
Слайд 10Динамика развития речи у экспериментальной
группы.
Слайд 11По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что разработанный комплекс
коррекционных упражнений по развитию словарного запаса у старших дошкольников с
ОНР (III уровня), использованный в формирующем эксперименте, повысил эффективность логопедического обучения, что и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
Исследование проводилось на базе ДОУ № 66.