Разделы презентаций


Лекция № 7 СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Содержание

Вопросы лекции1. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом2. Тюркская культура периода средневековья3. Расцвет городской культуры Казахстана и средней Азии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция № 7 СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Лекция № 7 СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Лекция по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»

Слайд 2Вопросы лекции
1. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком

и Западом
2. Тюркская культура периода средневековья
3. Расцвет городской культуры Казахстана

и средней Азии

Вопросы лекции1. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом2. Тюркская культура периода средневековья3. Расцвет

Слайд 31. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и

Западом
Система торговых трасс древности и средневековья, связывавшая страны Запада со

странами Востока, известна под названием Великого шелкового пути.
1. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и ЗападомСистема торговых трасс древности и средневековья, связывавшая

Слайд 4Проблеме сложения и функционирования ВШП, характера перевозимых по нему в

разные эпохи товаров посвящена обширная литература. Накопленный исторической наукой материал

позволил дифференцированно подойти к освещению роли отдельных региональных центров в осуществлении торговых контактов, выявить ассортимент товаров, пользовавшихся спросом, а так же конкретизировать некоторые проблемы, связанные с направлениями торговых коммуникаций.
Проблеме сложения и функционирования ВШП, характера перевозимых по нему в разные эпохи товаров посвящена обширная литература. Накопленный

Слайд 5Великий шелковый путь – система караванных путей, пересекавших Евразию от

Средиземноморья до Китая и служивших в эпоху древности и средневековья

важным каналом осуществления торговых и культурных связей.
Это был первый в истории человечества мирный контакт между народами Востока и Запада. В III-II тыс. до н.э.
на отдельных участках будущей трассы Вшп возникают его прототипы – лазуритовый, нефритовый, степной пути, что было связано с разработкой нефрита и лазурита в горах Бодахшана, в районе Хотана в Восточном Туркестане.

Великий шелковый путь – система караванных путей, пересекавших Евразию от Средиземноморья до Китая и служивших в эпоху

Слайд 7Название трассе дано по одному из основных товаров, вывозимых из

Китая в станы востока. Китайские археологи нашли шелк, который датируется

эпохой неолита. В VI-V вв. до н.э. шелк стали вывозить в западные страны. Производство шелка в древности было известно только в Китае, технология его производства тщательно скрывалась от других народов мира. Отдельный находки остатков шелковой ткани известны в Западной Европе, в пазырыкских курганах на Алтае. В распространении драгоценных шелков участвовали племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье.

Название трассе дано по одному из основных товаров, вывозимых из Китая в станы востока. Китайские археологи нашли

Слайд 8Шелковая прочная рубашка из Пазырыкского кургана (Алтай)

Шелковая прочная рубашка из Пазырыкского кургана (Алтай)

Слайд 9Но лишь в середине II века до н.э. Великий шелковый

путь начинает функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия.
все

началось в 138 году до н.э., когда из Ханьской столицы вышел посольский караван, который сопровождал князя У-Ди в страны запада. Через 13 лет Чжан-Цзянь вернулся назад и затем снова повторил свое путешествие. Он смог добраться до районов сегодняшнего Афганистана и первым прошел прямым путем из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути пошли на запад караваны с шелком, а в Китай – товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.

Но лишь в середине II века до н.э. Великий шелковый путь начинает функционировать как регулярная торговая и

Слайд 10В VI веке оживленным становится путь, который проходил через Семиречье

и Южный Казахстан, хотя прежний путь был короче и удобнее.

Причины этого в том, что в Семиречье располагались ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Другая причина – дорога через Фергану стала опасна из-за междоусобиц. «Казахстанский» или «северный» путь стал главным и основное число посольских и торговых караванов в VI-XIII вв. шло именно здесь.

В VI веке оживленным становится путь, который проходил через Семиречье и Южный Казахстан, хотя прежний путь был

Слайд 11ВШП в Казахстане

ВШП в Казахстане

Слайд 12Шелковый путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до

XIV века, до тех пор, пока междоусобицы и войны не

привели к гибели городской культуры. Последний период оживления торговли на этом участке пути приходится на XIII век, когда по нему двигались торговые и дипломатические посольства. начавшиеся Великие географические открытия способствовали тому, что Великий шелковый путь перестал функционировать, так как по воде гораздо быстрее и безопаснее можно было проделать тот же путь, который по суше занимал многие годы.

Шелковый путь через Семиречье и Южный Казахстан функционировал вплоть до XIV века, до тех пор, пока междоусобицы

Слайд 13Функции великого шелкового пути
1) Торговая артерия (китайский шелк, мирра и

ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, ковры

и полотна, красители и минеральное сырье, янтарь и кораллы, слоновая кость, слитки серебра и золота, меха, монеты, луки и стрелы, мечи; По Великому шелковому пути везли арабских скакунов, верблюдов, носорогов, львов, гепардов, ястребов и соколов, павлинов, попугаев, распространяли культурные растения и т.д.)
2) проводником духовной культуры и религиозных идей.

Функции великого шелкового пути1) Торговая артерия (китайский шелк, мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и

Слайд 14Города на трассе ВШП
Большая роль во внешней торговле принадлежала городам,

занимавшим узловое положение на караванных путях - Таразу, Отрару, Сыгнаку,

Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Находки привозных изделий - бусы из перламутра, лазурита, кораллов - встречаются в городах долины Чу и Таласа.

Города на трассе ВШПБольшая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях -

Слайд 15Торговля между городом и степью
Отдельные города специализировались на изготовлении и

торговле теми или иными предметами. Оживленно шла торговля между городами

и степью. Население оазисов и городов покупали лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.
Торговля между городом и степьюОтдельные города специализировались на изготовлении и торговле теми или иными предметами. Оживленно шла

Слайд 16Денежное обращение
Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители

влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале

VII в. известны монетные выпуски тюргешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей.
Денежное обращениеТорговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими

Слайд 17Монеты тюргешей
Монеты тюргешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой

стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной -

легенду с согдийским письмом «Туркеш кагана теньга» или «тюркского небесного хана теньга».

Монеты тюргешейМонеты тюргешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой стороне они имели тамгу в виде лука,

Слайд 18Виды монет
На внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое

средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной

торговле - серебряные монеты, являющиеся также средством накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских монетных двора - Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при раскопках городов Средней Азии и сопредельных территорий.

Виды монетНа внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое средство обращения и платежа, а в качестве

Слайд 19Денежные знаки в средневековом Казахстане
В IX-X вв. в обиходе жителей

Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые «исмаили»,

а также золотые динары и медные фельсы являлись средством международной торговли. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавских стран.
На внутреннем рынке имели хождение разного рода знаки стоимости, чаще всего так называемые «черные дирхемы». Они различались составом металла и курсом.

Денежные знаки в средневековом КазахстанеВ IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные

Слайд 20Фельсы
Со вторжением в VIII веке в Среднюю Азию арабов в

регионе начинает ходить иностранная валюта – арабские «фельсы»

ФельсыСо вторжением в VIII веке в Среднюю Азию арабов в регионе начинает ходить иностранная валюта – арабские

Слайд 21дирхемы
В IX-XI веках основными денежными единицами были «серебряные дирхемы», которые

печатались племенами, населявшими Узбекистан и Иран (Саманиды и Тахириды). Но

в народе эти монеты называли «черными дирхемами», так как в серебро добавлялось большое количество меди. Эти монеты выпускались и использовались почти четыре столетия.
дирхемыВ IX-XI веках основными денежными единицами были «серебряные дирхемы», которые печатались племенами, населявшими Узбекистан и Иран (Саманиды

Слайд 22динары
В XIII веке Южный Казахстан вошел в монгольское государство Чагатаидов.

Разорившиеся после монгольского нашествия города этого региона достаточно быстро возродились.

В них вскоре была налажена чеканка серебряных денег, а в Отраре, Бухаре и Ходженте выпускались золотые динары, которые из-за дороговизны не обращались поштучно, монеты ломали на кусочки и зарывали, как клады.
динарыВ XIII веке Южный Казахстан вошел в монгольское государство Чагатаидов. Разорившиеся после монгольского нашествия города этого региона

Слайд 232. Тюркская культура периода средневековья
С VI века в степях Казахстана

начинается тюркская эпоха. В это время на этой территории проживали

тюркские племена, оставившие памятники духовной и материальной культуры.
Известно большое количество археологических памятников, Большинство которых представлено курганными могильниками. Среди них могильники Кудырге на Алтае, Борижарский на Сырдарье, Бобровский на северо-востоке Казахстана.
2. Тюркская культура периода средневековья С VI века в степях Казахстана начинается тюркская эпоха. В это время

Слайд 25Погребальный обряд тюрков по письменным источникам
По китайским хроникам тюрки сжигали

своих покойников вместе с вещами и лошадьми, пепел зарывали в

могилу. Над могилой ставили камень с изображением облика покойного и описанием сражений, в которых он принимал участие.
Погребальный обряд тюрков по письменным источникам По китайским хроникам тюрки сжигали своих покойников вместе с вещами и

Слайд 26Чжоу-шу о погребальном обряде тюрок
«Тело покойника полагают в палатке. Сыновья,

внуки и родственники обоего пола закалывают лошадей и овец и,

разложив перед палаткой, приносят в жертву; семь раз объезжают вокруг палатки на верховых лошадях, потом пред входом в палатку ножjм надрезывают себе лицо и производят плач; кровь и слёзы совокупно льются. Таким образом поступают семь раз и оканчивают. Потом в избранный день берут лошадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он употреблял, вместе с покойником сжигают; собирают пепел и зарывают в определённое время года в могилу. Умершего весною и летом хоронят, когда лист на деревьях и растениях начнет

Чжоу-шу о погребальном обряде тюрок«Тело покойника полагают в палатке. Сыновья, внуки и родственники обоего пола закалывают лошадей

Слайд 27Чжоу-шу о погребальном обряде тюрок
желтеть или опадать; умершего осенью или

зимой хоронят, когда цветы начинают развёртываться (речь идёт о погребении

остатков кремации). В день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут на лошадях и надрезывают лица. В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный облик покойника и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи. По принесении овец и лошадей в жертву до единой вывешивают их головы на вехах» .

Чжоу-шу о погребальном обряде тюрокжелтеть или опадать; умершего осенью или зимой хоронят, когда цветы начинают развёртываться (речь

Слайд 29Погребальный обряд тюрков по археологическим источникам
в изученных памятниках тюрков археологи

обнаружили захоронения, выполненные по обряду трупоположения вытянуто на спине. В

одной могиле с человеком хоронили и лошадь. Лошади в погребениях обычно лежат на животе, с подогнутыми ногами, параллельно костяку человека, слева от него, реже – справа. Умершие лежат головой на северо-восток, северо-запад, встречается и другая ориентировка. В могилу умершим клали оружие и жертвенную пищу.

Погребальный обряд тюрков по археологическим источникам в изученных памятниках тюрков археологи обнаружили захоронения, выполненные по обряду трупоположения

Слайд 30Лошадь хоронили в могиле в месте с человеком, либо в

отдельной яме. Захоронения сопровождали только мужчин. Среди сопровождающего инвентаря встречаются

палаши, сабли, копья, наконечники стрел, луки, редко – керамика, которая представляла собой грубые лепные сосуды баночной или горшковидной формы, иногда украшенные вдоль шейки рядом ямок и нарезными линиями по тулову.

Лошадь хоронили в могиле в месте с человеком, либо в отдельной яме. Захоронения сопровождали только мужчин. Среди

Слайд 31Развитие философии и средневековой науки
Начиная с VIII века, в Южном

Казахстане стала широко распространяться исламская религия. Поэтому все литературные и

научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом.
Развитие философии и средневековой наукиНачиная с VIII века, в Южном Казахстане стала широко распространяться исламская религия. Поэтому

Слайд 32Аль-Фараби (870-950 гг.)
Абу Насыр аль-Фараби – знаменитый мудрец, великий мыслитель,

ученый-энциклопедист, названный «вторым учителем» после Аристотеля. Родился в городе Весидж

в округе Фараб (Отрар). Абу Насыр с детских лет был способным, сообразительным. Первые знания он получил в городе Отрар. Затем занимался изучением различных отраслей науки в городах Багдаде, Египта и Сирии.
Аль-Фараби (870-950 гг.)Абу Насыр аль-Фараби – знаменитый мудрец, великий мыслитель, ученый-энциклопедист, названный «вторым учителем» после Аристотеля. Родился

Слайд 33Аль-Фараби по своему усмотрению изучал отрасли науки, которыми ему было

интересно заниматься, и достиг значительных успехов в научных исследованиях. Он

был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Написал свыше 160 трактатов по философии, миропониманию, математике, физике, астрономии, ботанике, музыке, ставших бессмертным научным наследием.
Аль-Фараби по своему усмотрению изучал отрасли науки, которыми ему было интересно заниматься, и достиг значительных успехов в

Слайд 34Исследовав труды Аристотеля, Аль-Фараби создал философские произведения:
- «Воззрения добродетельных

городских жителей»
- «Гениальная жемчужина»,
- «Достижение счастья»,
- «О смысле

поэзии».
В своих трудах он доказывал, что человек может познать мир, его сущность посредством своих чувств и разума.
Исследовав труды Аристотеля, Аль-Фараби создал философские произведения: - «Воззрения добродетельных городских жителей»- «Гениальная жемчужина», - «Достижение счастья»,

Слайд 35В труде «Воззрения добродетельных городских жителей» аль-Фараби благополучие государства, счастье,

зажиточность его жителей связывает с мудростью его правителя. Общество должно

быть свободным от насилия и жестокости, а управление им – справедливым и правильным. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика – вот круг его широких научных интересов, которые великий ученый исследовал и развивал своим пытливым, проницательным умом
В труде «Воззрения добродетельных городских жителей» аль-Фараби благополучие государства, счастье, зажиточность его жителей связывает с мудростью его

Слайд 36Абу Райхан Аль-Бируни (973-1050 гг.)
Персидский Ученый-энциклопедист, Знаменитый ученый своего времени

продолжил научные традиции и преемственность аль-Фараби, Габбаса аль-Жаухари. Он –

автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине и другим отраслям науки.
Абу Райхан Аль-Бируни (973-1050 гг.)Персидский Ученый-энциклопедист, Знаменитый ученый своего времени продолжил научные традиции и преемственность аль-Фараби, Габбаса

Слайд 37научные труды Аль-Бируни «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник

прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной

ценности. Он впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения
научные труды Аль-Бируни «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени

Слайд 38Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы

Луны

Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны

Слайд 39Махмуд Кашгари (1030–1090 гг.)
полное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари.

Его отец родился в городе Кашгаре. Получив начальное образование в

Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком, приобретенные знания он направил на изучение языка родного народа.
Махмуд Кашгари (1030–1090 гг.)полное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Его отец родился в городе Кашгаре. Получив

Слайд 40Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских

наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд включает в себя

слова тюркских племен средневековья. По словам самого ученого, перед тем как писать свой труд, ученый объездил все города и все тюркские племена. Известный русский ученый А.Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Кашгари преследовал одну цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского языка. А другой ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей.
Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд

Слайд 41Юсуф Баласагуни
родился в городе Баласагун на реке Чу. Полное имя

его Юсуф (Жусип) Хас Хажип Баласагуни. Он известен своим трудом

«Кутадгу билик» («Благодатное знание»).
Юсуф Баласагуниродился в городе Баласагун на реке Чу. Полное имя его Юсуф (Жусип) Хас Хажип Баласагуни. Он

Слайд 42Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке.

Ученый писал: «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках,

а эта – единственный и первый сборник мудрости на родном языке». Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. Отсюда понятно, насколько велико значение этого труда, появившегося на тюркском языке.
Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Ученый писал: «Много книг, написанных на арабском

Слайд 43Баласагуни в своем труде исследовал вопросы философии, астрономии, алгебры и

других отраслей науки, что говорит о его научной разносторонности. Вместе

с тем в книге встречается много образцов легенд, поговорок и риторики (красноречия). Например, такие пословицы, как «Краса слов – пословица», «В старости украшает богатство, в молодости – труд».
«Кутадгу билик» – это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов до ХI века.
Баласагуни в своем труде исследовал вопросы философии, астрономии, алгебры и других отраслей науки, что говорит о его

Слайд 443. Расцвет городской культуры Казахстана и средней Азии
Города, расположенные вдоль

Великого Шелкового пути, имели важное значение в процессе перехода к

оседлости тюркоязычных племен, входящих в состав казахского народа. Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Так, если тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость, земледелие, торговлю, то согдийцы научились у них скотоводству. Согдийцы восприняли тюркский язык, переняли тюркские обычаи и традиции.
3. Расцвет городской культуры Казахстана и средней Азии Города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, имели важное значение

Слайд 45Численность городов Казахстана
По данным археологических исследований, по сравнению с ранним

средневековьем (VI– IХ вв.) в середине средних веков (Х–ХII вв.)

в Казахстане значительно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов. Если в раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37. А по письменным источникам, если на первых порах было известно 6 городов, то в последующее время – 33.
Численность городов КазахстанаПо данным археологических исследований, по сравнению с ранним средневековьем (VI– IХ вв.) в середине средних

Слайд 46Рост числа городов был связан с переходом в окрестностях и

внутри городов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни, что также

влияло на увеличение числа городов, а также численности их населения. Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи. В среднем течении Арыси сформировался густонаселенный округ Кенджида с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарью был сформирован Фарабский округ с центром в городе Отрар. В регионе Шавгара (Йасы) имелись города Карнак, Карачук, Шур (Сури) и Сауран. В среднем течении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем – города Сыгнак, Жанкент, Ашнас и Баршынлыкент.
Рост числа городов был связан с переходом в окрестностях и внутри городов кочевых скотоводов к оседлому образу

Слайд 47Высоко развита была оседлая городская культура в Жетысу. Так, например,

на юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, имелось 36 городов.

А на его северо-востоке (центры Лабан, Алматы, Талхир) было найдено 70 городищ – местонахождений древних городов.
Высоко развита была оседлая городская культура в Жетысу. Так, например, на юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз,

Слайд 49Города росли не только численно, но и по площади, экономическому

положению. Их можно подразделить на три группы. К первой группе

относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран и другие. Вторая группа включает городища площадью от 15 до 30 гектаров. В их числе можно назвать Бурух, Хурлуг и другие города. В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие города наиболее многочисленны. Площадь городов зависела не только от численности их жителей, но и от наличия общественных сооружений (торговых, религиозных и т.д.).
Города росли не только численно, но и по площади, экономическому положению. Их можно подразделить на три группы.

Слайд 50СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика