Разделы презентаций


Л-1 ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Содержание

Характеристика дошкольной педагогики Задачи дошкольной педагогикиИсточники развития дошкольной педагогики Становление дошкольной педагогики как наукиСвязь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наукПлан

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Л-1 ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА


Л-1 ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Слайд 2Характеристика дошкольной педагогики
Задачи дошкольной педагогики
Источники развития дошкольной педагогики
Становление

дошкольной педагогики как науки
Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее

место в системе педагогических наук

План

Характеристика дошкольной педагогики Задачи дошкольной педагогикиИсточники развития дошкольной педагогики Становление дошкольной педагогики как наукиСвязь дошкольной педагогики с

Слайд 3Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для

вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,О.

В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
Турченко В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Айрис, 2016

Литература

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.

Слайд 4Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от

рождения до поступления в школу.
Дошкольная педагогика имеет свой предмет, свое

содержание, так как направлена на особый объект воздействия – ребенка-дошкольника.
















Характеристика дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу.Дошкольная педагогика имеет

Слайд 5«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до

пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до новорожденного – пучина»

Л.Н.Толстой
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. От зародыша до

Слайд 6 быстрый темп развития;
скачкообразность;
высокая пластичность организма;
индивидуальные различия;
преобладание процессов

возбуждения над процессами торможения;
повышенная ранимость и хрупкость организма
Особенности ребенка, которые

необходимо учитывать в образовательном процессе
быстрый темп развития; скачкообразность;высокая пластичность организма;индивидуальные различия; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;повышенная ранимость и хрупкость

Слайд 7малая работоспособность нервных клеток и клеток коры головного мозга;
конкретность

мышления;
эмоциональность и впечатлительность;
непроизвольность психических процессов(память, внимание);
высокая степень подражательности и

склонность к повторению.

малая работоспособность нервных клеток и клеток коры головного мозга; конкретность мышления; эмоциональность и впечатлительность;непроизвольность психических процессов(память, внимание);высокая

Слайд 8 отсутствие критичности мышления;
малый жизненный опыт;
повышенная чувствительность ребенка к тому

настроению и отношению к себе со стороны окружающих

отсутствие критичности мышления;малый жизненный опыт;повышенная чувствительность ребенка к тому настроению и отношению к себе со стороны

Слайд 9описательная (накопление педагогических фактов и явлений, их классификация)
прогностическая- прогнозирование развития

педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения
проектно-конструктивная –

разработка конкретных технологий проектов, педагогической деятельности, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе
объяснительная- раскрытие сущности педагогических явлений

Функции дошкольной педагогики

описательная (накопление педагогических фактов и явлений, их классификация)прогностическая- прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания

Слайд 10Воспитание – в широком социальном смысле – это процесс передачи

от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни

и труду
в широком педагогическом значении – целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру
в узком педагогическом значении – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения
Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося

Понятийный аппарат

Воспитание – в широком социальном смысле – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего

Слайд 11Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и детей, направленный

на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, а также способами

познавательной деятельности
Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими ЗУНами, развитию их творческих способностей
Формирование – процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности

Понятийный аппарат

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков,

Слайд 12Развитие – процесс и результат физического, психического и социального созревания

личности, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и

приобретенных качеств

Понятийный аппарат

Развитие – процесс и результат физического, психического и социального созревания личности, который охватывает все количественные и качественные

Слайд 131. определение теоретических основ содержания, методов и форм воспитания и

обучения детей в учреждениях дошкольного образования с учетом достижений в

области смежных наук;
2. изучение и обобщение передового опыта работы учреждений дошкольного образования;
3. разработка содержания, форм и методов взаимодействия педагогов учреждений дошкольного образования с семьями воспитанников;
4. определение эффективных способов сотрудничества педагогов ДОУ и начальной школы;
5. разработка новых концепций и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Задачи дошкольной педагогики

1. определение теоретических основ содержания, методов и форм воспитания и обучения детей в учреждениях дошкольного образования с

Слайд 14Дошкольная педагогика – педагогика развития (В.Кудрявцев).
Суть ее: инициировать психолого-педагогическое

сопровождение, творческое освоение культуры детьми в разных видах деятельности (развитие

культуры общения, культуры познания, культуры движений, эстетической культуры).

Современные тенденции развития дошкольной педагогики:

Дошкольная педагогика – педагогика развития (В.Кудрявцев). Суть ее: инициировать психолого-педагогическое сопровождение, творческое освоение культуры детьми в разных

Слайд 15 Дошкольная педагогика- педагогика личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (С.А.Козлова, Т.С.Комарова,

Р.Н.Чумичева). Через разные виды деятельности реализовывается эта модель, опирающаяся на

индивидуальные, возрастные особенности детей, уважение их личности, создание успеха, преобладание партнерских отношений.
Дошкольная педагогика- педагогика личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (С.А.Козлова, Т.С.Комарова, Р.Н.Чумичева). Через разные виды деятельности реализовывается эта

Слайд 16 Дошкольная педагогика- гуманная педагогика. Основанная на гуманитарном подходе. Гуманитарный

подход к изучению ребенка-дошкольника (А.Г.Гогоберидзе), который основывается на признании самоценности

дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры (проблема развития активности, самостоятельности, самодеятельности ребенка выходит на одно из первых мест и является выражением субъектно-субъектного подхода)
Дошкольная педагогика- гуманная педагогика. Основанная на гуманитарном подходе. Гуманитарный подход к изучению ребенка-дошкольника (А.Г.Гогоберидзе), который основывается

Слайд 17Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, строятся

на следующих философских подходах:
аксиологический;
системный по;
деятельностный;
личностный;
культурологический,
синергетический,


компетентностный.

Методологические основы

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, строятся на следующих философских подходах:аксиологический; системный по; деятельностный;

Слайд 18В организации и осуществления педагогического исследования и образовательного процесса учитываются

общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития

материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития и т.д.)

Философские основы

В организации и осуществления педагогического исследования и образовательного процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее

Слайд 19Учение И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности

(В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин, Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина и др.).
Учение о динамическом стереотипе

лежит в основе построения режима дня детей дошкольного возраста.

Естественнонаучные основы

Учение И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности (В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин, Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина и др.).Учение

Слайд 20Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней

среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического

развития является физиологическим обоснованием организации образовательного процесса в ДОУ.
Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве

Слайд 21Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно рефлекторный характер, на

их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических

программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.
Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно рефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы

Слайд 22 культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского, разработанная им возрастная периодизация,

понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;
учение

А.Н.Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка;

Психологические основы

культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития»,

Слайд 23теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, труды Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгера об

особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;
теория «амплификации

(обогащения) детского развития А.В.Запорожца;
психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б.Эльконина и др.

Психологические основы

теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, труды Н.Н.Поддъякова, Л.А.Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Слайд 24Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох.
Заложенные

в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный

период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого ребенка и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования. Исследования по разным направлениям дошкольного образования в советский период и в современный период.

Историко-педагогические основы

Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения

Слайд 25народная педагогика;
Этнопедагогика;
педагогические взгляды педагогов прошлых лет;
специальные экспериментальные исследования;
педагогическая практика;
данные смежных

наук.

Источники развития дошкольной педагогики

народная педагогика;Этнопедагогика;педагогические взгляды педагогов прошлых лет;специальные экспериментальные исследования;педагогическая практика;данные смежных наук.Источники развития дошкольной педагогики

Слайд 26Это совокупность представлений, взглядов, суждений, убеждений, навыков и приемов народа

в области воспитания.
основные средства народной педагогики: труд, родной язык, верования,

религия, устное народное творчество (потешки, игры-забавы, загадки, сказки, игры, традиции, обычаи, обряды, праздники, народные песни, народные танцы и т.п.);
основные воспитательные задачи: физическое, эстетическое, нравственное, умственное, трудовое, религиозное воспитание

Народная педагогика

Это совокупность представлений, взглядов, суждений, убеждений, навыков и приемов народа в области воспитания.основные средства народной педагогики: труд,

Слайд 27Методы воспитания:
положительный пример;
наблюдение;
наказ;
убеждение;
совет;
приучение;
внушение, испытание;

беседа, клятва, торжественное обещание;
общественное мнение;
поощрение, похвала, благословение;
осуждение, наказание,

выговор, угроза, запугивание, обзывание и др.

Народная педагогика

Методы воспитания: положительный пример; наблюдение; наказ;убеждение; совет; приучение; внушение, испытание; беседа, клятва, торжественное обещание; общественное мнение;поощрение, похвала,

Слайд 28В разработку дошкольной педагогики легли идеи, разработки педагогов – Я.А.

Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.
Педагогические взгляды педагогов

прошлых лет
В разработку дошкольной педагогики легли идеи, разработки педагогов – Я.А. Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и

Слайд 29Позволяет установить связь теории и практики воспитания и обучения воспитанников,

является предпосылкой для разработки инноваций и нововведений.
Педагогическая практика

Позволяет установить связь теории и практики воспитания и обучения воспитанников, является предпосылкой для разработки инноваций и нововведений.Педагогическая

Слайд 30 возрастной психологии, социологии, психологической педагогики; специальной педагогики обогащают дошкольную

педагогику, используются в разработке распорядка дня, осуществления индивидуального подхода, руководстве

разными видами детской деятельности и т.д.

Данные смежных наук

возрастной психологии, социологии, психологической педагогики; специальной педагогики обогащают дошкольную педагогику, используются в разработке распорядка дня, осуществления

Слайд 31
Ян Амос Коменский (1592-1670) обосновал теорию обучения и воспитания как

систему научных знаний.
«Материнская школа» - раскрываются цели и задачи

воспитания ребенка от рождения до школы, а также программа знаний и умений, подготавливающая ребенка к систематическому обучению.

Становление дошкольной педагогики как науки

Ян Амос Коменский (1592-1670) обосновал теорию обучения и воспитания как систему научных знаний. «Материнская школа» - раскрываются

Слайд 32Джон Локк (1632-1704) – сформулировал новый взгляд на природу ребенка,

указал на решающую роль воспитания в развитии его личности.
Центральное звено

воспитания – воспитание характера.
В здоровом теле – здоровый дух

Становление дошкольной педагогики как науки

Джон Локк (1632-1704) – сформулировал новый взгляд на природу ребенка, указал на решающую роль воспитания в развитии

Слайд 33Жан Жак Руссо (1712-1778) – «Эмиль, или О воспитании»
ребенок имеет

право на радостное детство
разработал «теорию свободного воспитания»
Становление дошкольной педагогики как

науки
Жан Жак Руссо (1712-1778) – «Эмиль, или О воспитании»ребенок имеет право на радостное детстворазработал «теорию свободного воспитания»Становление

Слайд 34Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)
«час рождения ребенка есть первый час его

обучения»
ребенок развивается не сам собой, не спонтанно, а под влиянием

воспитания
книга «Книга для матерей»
разработал дидактические основы
дошкольной педагогики, методику
первоначального воспитания и
обучения детей в семье

Становление дошкольной педагогики как науки

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)«час рождения ребенка есть первый час его обучения»ребенок развивается не сам собой, не спонтанно,

Слайд 35Фридрих Фребель (1782-1852) создал конкретную систему дошкольного воспитания в учреждениях

общественного типа;
создал особый тип дошкольного учреждения детский сад, воспитатели- садовницы-

фребелички ;
Разработал специальную методику занятий с детьми дошкольного возраста

Становление дошкольной педагогики как науки

Фридрих Фребель (1782-1852) создал конкретную систему дошкольного воспитания в учреждениях общественного типа;создал особый тип дошкольного учреждения детский

Слайд 36Роберт Оуэн (1771-1858) создал учреждение образования «Новый институт для формирования

характера», в котором воспитывались дети от 1 года до 10

лет.

Становление дошкольной педагогики как науки

Роберт Оуэн (1771-1858) создал учреждение образования «Новый институт для формирования характера», в котором воспитывались дети от 1

Слайд 37Мария Монтессори (1870-1952) изложила свою систему воспитания дошкольников в книге

«Дом ребенка. Метод научной педагогики»
Становление дошкольной педагогики как науки

Мария Монтессори (1870-1952) изложила свою систему воспитания дошкольников в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики»Становление дошкольной педагогики

Слайд 38Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) разработал вопросы обучения малышей родному языку,

ознакомлению с природой, с народными играми, устным народным творчеством;
идея

народности воспитания лежит в основе педагогической системы

Становление дошкольной педагогики как науки

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) разработал вопросы обучения малышей родному языку, ознакомлению с природой, с народными играми, устным

Слайд 39Петр Францевич Лесгафт (1837-1909)
обосновал учение о ведущей роли воспитания и

образования в развитии личности человека
отрицал теорию наследования способностей;
придавал важное значение

в развитии детей игре;
создал оригинальную теорию физического воспитания детей.

Становление дошкольной педагогики как науки

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909)обосновал учение о ведущей роли воспитания и образования в развитии личности человекаотрицал теорию наследования

Слайд 40Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944)
выступала за развитие общественного дошкольного воспитания;
Обосновала

необходимость проведения с детьми организованных занятий и создания программ для

детского сада;
создала систему дидактических материалов для сенсорного развития детей.

Становление дошкольной педагогики как науки

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) выступала за развитие общественного дошкольного воспитания;Обосновала необходимость проведения с детьми организованных занятий и

Слайд 41В развитие дошкольной педагогики как науки большой вклад внесли такие

ученые, как Н.М.Аксарина, Н.М.Щелованов (вопросы педагогики раннего возраста),
Е.А.Аркин (физическое

воспитание ребенка, индивидуальный подход к нему),
Е.А.Флерина (проблемы эстетического воспитания детей),
А.П.Усова (теоретические основы обучения) и другие.

Становление дошкольной педагогики как науки

В развитие дошкольной педагогики как науки большой вклад внесли такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.М.Щелованов (вопросы педагогики раннего

Слайд 42
Национальным институтом образования МО РФ, лабораторией дошкольного образования (В.Л.Пашко) за

последние годы проведены исследования:
«Разработка электронных образовательных ресурсов для дошкольного, общего

среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников» (научный рук. Г.А.Никашина)

Специальные экспериментальные исследования

Национальным институтом образования МО РФ, лабораторией дошкольного образования (В.Л.Пашко) за последние годы проведены исследования:«Разработка электронных образовательных ресурсов

Слайд 43Были разработаны электронные образовательные ресурсы в виде мультимедийных презентаций, компьютерных

дидактических игр к образовательным областям «Ребенок и природа», «Развитие речи

и культура речевого общения», «Искусство».

Специальные экспериментальные исследования


Были разработаны электронные образовательные ресурсы в виде мультимедийных презентаций, компьютерных дидактических игр к образовательным областям «Ребенок и

Слайд 44Ведется экспериментальная работа по трем направлениям:
апробация модели формирования доверительных

отношений с родителями детей старшего дошкольного возраста ( Л.М.Тарантей);
апробация

модели педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста (О.К.Васильева);

Специальные экспериментальные исследования

Ведется экспериментальная работа по трем направлениям: апробация модели формирования доверительных отношений с родителями детей старшего дошкольного возраста

Слайд 45Философия (составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об

общих законах развития природы, общества, теорию сознания);
Детская психология – наука

о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.
Социология (дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях).

Связь с другими науками

Философия (составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию сознания);Детская

Слайд 46 Анатомия и Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии:

чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы,

высшую нервную деятельность и т.п.
Этика и эстетика – знание о морали и природе эстетического – образуют основу нравственного и художественного воспитания.
Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.

Связь с другими науками

Анатомия и Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его

Слайд 47Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности и особенности

воспитания в семье.
Коррекционная педагогика – наука о воспитании, образовании детей

и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии
(олигофренопедагогика- нарушения интеллекта, логопедия- нарушение речи, сурдопедагогика- нарушение слуха,
Пренатальная педагогика – наука о воспитании ребенка во внутриутробный период его развития.
Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности и особенности воспитания в семье.Коррекционная педагогика – наука о

Слайд 48Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая процесс социализации личности

в системе средовых взаимодействий.
Сравнительная педагогика – наука, изучающая воспитательные и

образовательные системы в различных странах.
История педагогики – научная дисциплина, изучающая процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования

Связь с другими науками

.

Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий.Сравнительная педагогика – наука,

Слайд 49
общая педагогика
возрастная педагогика
история педагогики
коррекционная педагогика
прикладные отрасли.
Связь дошкольной педагогики с

другими науками

общая педагогикавозрастная педагогикаистория педагогикикоррекционная педагогикаприкладные отрасли.Связь дошкольной педагогики с другими науками

Слайд 50Методики дошкольного образования дополняют и конкретизируют дошкольную педагогику. Они разрабатывают

содержание, организационные формы и методы обучения детей в той или

иной области знаний (методика развития речи дошкольников, методика музыкального воспитания дошкольников, методика ознакомления детей природы, методика формирования элементарных математических представлений, методика физического воспитания и др.)
Методики дошкольного образования дополняют и конкретизируют дошкольную педагогику. Они разрабатывают содержание, организационные формы и методы обучения детей

Слайд 51

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика