Разделы презентаций


Л- 7. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Содержание

«ОБРАЗОВАНИЕ ЕСТЬ ТО, ЧТО ОСТАЁТСЯ, КОГДА ВСЁ ВЫУЧЕННОЕ УЖЕ ЗАБЫТО»Макс ЛАУЭ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Л-7. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
В-1. умения и навыки.

Определение, значение
В-2. Географические умения и логика их усвоения
В-3. Формирование географических

умений и навыков
В-4. Практические работы по географии

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Л-7. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)В-1. умения и навыки. Определение, значениеВ-2. Географические умения и логика

Слайд 2«ОБРАЗОВАНИЕ ЕСТЬ ТО, ЧТО ОСТАЁТСЯ, КОГДА ВСЁ ВЫУЧЕННОЕ УЖЕ ЗАБЫТО»

Макс

ЛАУЭ

«ОБРАЗОВАНИЕ ЕСТЬ ТО, ЧТО ОСТАЁТСЯ, КОГДА ВСЁ ВЫУЧЕННОЕ УЖЕ ЗАБЫТО»Макс ЛАУЭ

Слайд 3Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Прием «Да-нетка, или универсальная

игра для всех»
Использование: при проверке Д/З, изучении нового материла, закреплении,

актуализации
Значение: ученики учатся связывать разрозненные факты;
Систематизировать уже имеющуюся информацию;
Слышать и слушать соучеников
Ход:
1. Учитель загадывает нечто (географический, объект, географическое явление, имя путешественника и т.д.)
2. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы
3. На эти вопросы учитель отвечает «да», «нет»
4. Если вопрос задан некорректно, то учитель показывает это соответствующим жестом
5. После такой игры обсуждение вопросов, какие были сильные, какие слабые
Например, Глубокая ночь, а в городе открыты магазины, работают люди. Почему (полярная ночь)
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоПрием «Да-нетка, или универсальная игра для всех»Использование: при проверке Д/З, изучении

Слайд 4Цель и задачи
(для чего учить?)

Содержание
(чему учить?)

Средства обучения
(с помощью чего

учить?)


Методы и формы обучения
(как учить?)


Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им.

К.Э. Циолковского
Цель и задачи(для чего учить?)Содержание (чему учить?)Средства обучения(с помощью чего учить?)Методы и формы обучения (как учить?)Константинова Т.В.

Слайд 5Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 6Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
ЛОГИКА УСВОЕНИЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЛОГИКА УСВОЕНИЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)

Слайд 7Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-1. умения и навыки.

Определение, значение
??? Если ребенок на уроках географии хорошо усвоил знания

(теоретический материал) можно ли сказать что обучение географии на этом уроке успешно?

В неразрывной связи с процессом усвоения знаний осуществляется подготовка учащихся к их применению для решения теоретических и практических задач, для самостоятельного приобретения новых знаний.

Одна из задач современной школы научить ребенка применять полученные знания и не просто применять, а применять самостоятельно

??? Верно ли это утверждение
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-1. умения и навыки. Определение, значение??? Если ребенок на уроках географии

Слайд 8Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Умения - это знания

о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения

упражнений.

- упражнения выполняются осознанно, с обдумыванием последовательности действий.
использование умения каждый раз требует обдумывания, для него не характерен автоматизм.
50 - 200 повторов упражнений => навык

Навык - способ деятельности, выполняемый автоматически (но под контролем внимания).

Умения и навыки формируются в результате упражнений!!!
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоУмения - это знания о способах деятельности и сами действия, освоенные

Слайд 9ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Слайд 10Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Значение умений
1. Способствуют

развитию познавательной деятельности => только обучение самостоятельно добывать знания. Сделать

это можно только путем формирования у школьников умений и навыков.
2. Умения - это операционная часть знаний.
3. Географические умения и навыки в значительной степени определяют качество знаний.
4. Способствуют общему развитию ученика
5. Важный фактор для самостоятельного приобретения знаний

Знания и умения тесно между собой связаны и формируются одновременно.
Например, знания о географических координатах и умение их определять по карте, знание существенных признаков понятия «ресурсообеспеченность» и умение определять ее по статистическим показателям для разных стран мира и т. д.
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЗначение умений 1. Способствуют развитию познавательной деятельности => только обучение самостоятельно

Слайд 11Общеучебные умения и навыки
Учебно –
организационные
умения и навыки
Учебно –
коммуникативные
умения и

навыки
Учебно –
интеллектуальные
умения и навыки
Учебно –
Информационные
Умения и навыки

Общеучебные умения и навыкиУчебно – организационныеумения и навыкиУчебно –коммуникативныеумения и навыкиУчебно – интеллектуальныеумения и навыкиУчебно –ИнформационныеУмения и

Слайд 12 Учебно – интеллектуальные умения и навыки
Умение классифицировать материал;
Умение обобщать;
Умение

выделять главное, существенное;
- Умение нацелено воспринимать и отражать главное в

учебном материале;
- Умение оценить свою работу (самопроверка, самоконтроль);
Умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.
Умение красиво и скоро писать;





Учебно – интеллектуальные умения и навыкиУмение классифицировать материал;Умение обобщать;Умение выделять главное, существенное;- Умение нацелено воспринимать и

Слайд 131. Учебно – организационные умения и навыки

Планировать текущую работу
Умение организовать

свое рабочее место;
Нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
Осуществлять самоконтроль и

самоанализ учебной деятельности;
Умение сотрудничать при решении учебных задач;
Выбор наиболее рациональной последовательности действий;
Сравнение полученных результатов с учебной задачей;
Оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;


1. Учебно – организационные умения и навыкиПланировать текущую работуУмение организовать свое рабочее место;Нацелить себя на выполнение поставленной

Слайд 14 Учебно – коммуникативные умения и навыки

Выслушивание мнения других;
Оценка разных

точек зрения;
Организация совместной деятельности;
Владение культурой речи;
Ведение дискуссии;



Учебно – коммуникативные умения и навыкиВыслушивание мнения других;Оценка разных точек зрения;Организация совместной деятельности;Владение культурой речи;Ведение дискуссии;

Слайд 15Учебно – информационные умения и навыки

- Работа с основными

компонентами учебника;
- Использование справочной и дополнительной литературы;
- Подбор

и группировка материалов по определенной теме;
- Составление планов;
- Владение разными формами изложения текста;
- Составление на основе текста таблицы, схемы.
- Использование различных видов наблюдения;


Учебно – информационные умения и навыки - Работа с основными компонентами учебника; - Использование справочной и дополнительной

Слайд 16Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-1. умения и навыки.

Определение, значение

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-1. умения и навыки. Определение, значение

Слайд 17Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-2. Географические умения и

логика их усвоения
Специфические для географии умения (предметные географические умения)
- ориентирование

на местности;
- съемка плана местности;
- чтение топографического плана и различных географических карт;
- наблюдения в природе и на производстве;
- запись и обработка материалов наблюдений;
- работа, со статистическим материалом и др.
Многие виды этих умений и навыков аналогичны методам научных исследований (полевых и камеральных).
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-2. Географические умения и логика их усвоенияСпецифические для географии умения (предметные

Слайд 18Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-2. Географические умения и

логика их усвоения

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-2. Географические умения и логика их усвоения

Слайд 19Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
ЛОГИКА УСВОЕНИЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЛОГИКА УСВОЕНИЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)

Слайд 20Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических умений

и навыков
1. Умения формируются осознанно
Наблюдения показывают, что там, где учитель

НЕ ставит задачу обучить учащихся приемам работы с картой, учащиеся ей почти не используют ее при ответах, а стараются пересказать то, что прочитали и запомнили по учебнику, не выделяя характерные черты страны (или района). Не задумываются над тем, к какой; карте им надо подойти во время ответа. Совершенно иначе выглядят ответы учащихся у учителей, которые специально учат читать карту
2. Умения формируются в неразрывной связи со знаниями.
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических умений и навыков1. Умения формируются осознанно	Наблюдения показывают, что

Слайд 21Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических умений

и навыков
Условия, влияющие на обучение географическим умениям
1. Содержание знаний,
Так,

в начальном курсе физической географии преобладают общие понятия, на базе которых учащиеся обучаются умению показывать объекты на карте, описывать их, устанавливать простейшие причинные связи и т. п.
Умением составлять характеристику отрасли промышленности учащиеся овладевают в ходе изучения географии отдельных отраслей промышленности и т. д.
2. Последовательность курсов географии, - одна из острейших проблем современности в МОГ
Успех в обучении умениям во многом определяется преемственностью, развитием умений от одного курса географии к другому.
3. Учебное время, отведенное программой – умение пользоваться геохронологической таблицей формируется слабо, так как по программе в лучшем случае 1-2 урока в 8 кл.
4. Особенности средств обучения с которыми работают школьники – определение географических координат при изучении темы Антарктида 7 классе не проводится т.к. сложная для восприятия азимутальная проекция
5. Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на обучение умениям. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными возможностями каждого источника.

Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты - ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации.
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических умений и навыковУсловия, влияющие на обучение географическим умениям1.

Слайд 22Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-3. Формирование географических умений

и навыков
Основные умения, формируемые на уроках географии
Умения читать карту
2.

Умение работы с учебником географии.
3. Умение работать с различными приборами (термометр, компас и др.)
4. Умение описывать объекты и явления по типовым планам (плана-характеристик)
Особенность современной МОГ - широкое использование - типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений – использование типологического подхода.
5. Обучение сравнению, нахождению причинно-следственных связей, обобщению и выделению самого существенного, умению делать выводы имеет свои особенности.

Умственные действия, как правило, с трудом осознаются школьниками. Поэтому необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками, помогающими их осознанию.

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-3. Формирование географических умений и навыковОсновные умения, формируемые на уроках географииУмения

Слайд 23Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
Этапы формирования географических умений

и навыков
В-3. Формирование географических умений и навыков

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоЭтапы формирования географических умений и навыков В-3. Формирование географических умений и

Слайд 24Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Слайд 25Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-4. Практические работы по

географии
Практические работы появились в 70 гг. ХХ века

Термин практическая работа

возник во времена господство объяснительно-иллюстративного метода обучения, как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику школьного предмета география.

Это было нужно для того, что была возможность практической деятельности школьников

Практические работы по географии – общее название различных по образовательным задачам учебных работ по географии с обязательным предоставлением учащимися результатов работы
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-4. Практические работы по географииПрактические работы появились в 70 гг. ХХ

Слайд 26Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского
В-4. Практические работы по

географии
Классификация практических работ по географии
По содержанию
А) формирование знаний
Б) формирование умений
В)

Формирование ОТД
Г) формирование ЭЦО
2. По дидактическим целям:
А) изучение нового,
Б) закрепление
В) обобщение
Г) контроль
3. По видам умений
А) географических
Б) общеучебных
4. По степени самостоятельности
А) обучающие
Б) тренировочные
В) итоговые
5. По источникам знаний, которые необходимо применить при выполнении работ
Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. ЦиолковскогоВ-4. Практические работы по географииКлассификация практических работ по географииПо содержаниюА) формирование

Слайд 27Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Константинова Т.В. к.п.н, КГУ им. К.Э. Циолковского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика