Слайд 1 Л-8 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Дошкольная педагогика
Слайд 2План
Проблема нравственного воспитания
Понятие нравственное воспитание
Задачи нравственного воспитания в
разных возрастных группах
Методы нравственного воспитания
Средства нравственного
воспитания
Принципы нравственного воспитания
Слайд 3 1.Проблема нравственного воспитания
Важная проблема, вокруг которой всегда разворачивались споры,
каким оно должно быть.
Содержание нравственного воспитания напрямую связано с конкретным
историческим периодом и развитием дошкольной педагогики.
Слайд 4В разные периоды развития Дошкольной педагогики нравственное воспитание было предметом
изучения таких известных учёных как:
Е. Н. Водовозова
К.Д. Ушинский
Слайд 6В 20-30 гг. 20 века А. С. Макаренко была разработана
концепция воспитания человека в коллективе
А. С. Макаренко
Слайд 7В 60-е годы ХХ в. была разработана концепция нравственного воспитания
Основана
на:
развитии гуманных отношений между детьми;
формирование коллективизма;
трудолюбия;
любви к Родине.
Слайд 8В конце 80-х гг. концепция воспитания значительно меняется:
На первый план
выдвигается приобщение детей к национальным традициям, искусству, формирование доброжелательного отношения
к людям всей планеты.
Нравственно - трудовое воспитание уступает место экономическому воспитанию.
Большое внимание уделяется личностному развитию ребёнка (решаются вопросы гуманного отношения между детьми, развития милосердия, сострадания, трудолюбия).
Слайд 9На современном этапе необходимо учитывать особенности конкретного региона и знакомить
детей с историей и культурой тех народов, представители которых находятся
в группе.
Слайд 10Неизменными остаются следующие глобальные задачи нравственного воспитания детей:
Воспитание любви и
уважения к родителям, к родному дому;
Патриотическое воспитание;
Развитие нравственных качеств ребёнка.
Слайд 11Развитие нравственных качеств ребёнка:
Гуманного отношения к окружающим,
Ответственности;
Трудолюбия;
Справедливости.
Слайд 12В различных программах дошкольного образования нравственное воспитание представлено в нескольких
разделах:
Трудовое воспитание.
Социально- моральное воспитание.
Нравственное воспитание.
Слайд 132. Понятие нравственного воспитания
Нравственное воспитание –целенаправленный процесса приобщения ребенка
к моральным ценностям человечества и конкретного общества
Мораль в прямом
значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило (правила жизни).
Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации
Слайд 14Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения,
а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться
ими, называются нравственными категориями (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.)
Слайд 15Нравственное развитие — осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и
будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному
нравственному совершенствованию. Нравственная осведомленность - нравственные представления, понятия, идеалы
Слайд 16Основные понятия
Нравственная культура человека - синтез знаний о нравственности,
нравственных чувствах , мотивах , и навыков нравственного поведения
Нравственные качества-
качества личности, которые выражают ее нравственную направленность (справедливость, организованность, гуманность, сочувствие и т.д)
Нравственные чувства – выражают желание и эмоциональное состояние, определенным образом затрагивают все психические процессы, служат движущей силой поведения ребенка
Культура поведения- совокупность стойких полезных норм поведения в быту, общении, разных видах деятельности
Слайд 17Содержание культуры поведения дошкольников:
Культурно-гигиенические правила (аккуратность, опрятность тела, прически, одежды,
обуви, культура еды, поведения за столом);
Культура деятельности ( умение содержать
в порядке свое рабочее место, навык доведения дела до конца, бережного отношения к своим вещам, игрушкам, книгам и т.п)
Культура общения (выполнение норм и правил общения и совместной деятельности со взрослым и сверстниками на основе доброжелательности, уважения, вежливое поведение в общественных местах)
Слайд 18Задачи нравственного воспитания
Формирование нравственной осведомленности ( система нравственных представлений,
понятий, суждений);
Формирование нравственного поведения
( мотивы, навыки, привычки);
Формирование нравственных чувств
и отношений
Слайд 193. Задачи нравственного воспитания в разных возрастных группах
Слайд 21
Возрастные возможности:
Новые знакомства;
Развивать способность устанавливать эмоционально- деловой контакт со взрослыми,
приспосабливаться к их жизнедеятельности.
Адекватно воспринимать требования взрослого;
Закладываются основы сотрудничества;
Возникает интерес
к кругу сверстников;
Формируется система «Я» (потребность в похвале, самостоятельности «я сам»).
Слайд 22Задачи:
Поддерживать мнение «Я- хороший»;
Учитывать умение ориентироваться в понятиях «хорошо», «плохо».
Слайд 24
Возрастные возможности:
Общение становится познавательным (бесконечные вопросы);
Способность ребенка к оценке своего
поведения, соотносить его с поведением сверстников;
С помощью взрослого усваивает круг
своих прав и обязанностей;
Узнает о своей стране, традициях, символике, праздниках, об основных видах человеческого труда;
Учится ориентироваться в человеческих отношениях.
Слайд 25Задачи:
Формировать навыки культурного поведения;
Учить быть внимательным к взрослому и к
его обращениям (этика общения);
Формировать у ребёнка гуманные чувства;
Приобщать к
ответственному поведению.
Слайд 27
Возрастные возможности:
Возникает внеситуативно- личностная форма общения;
Ребёнку необходимо сотрудничество со взрослым;
Дошкольники
стремятся занять определённое место в детском коллективе (формируется понятие об
«авторитете»);
Формируется достаточно реалистичная самооценка;
Осознание собственного социального «Я»;
Может признать свою вину;
Знает понятие «трудолюбие», «человечность», «самолюбие», «справедливость», «ответственность».
Слайд 28Задачи:
Развивать соц. эмоции и мотивы;
Руководствоваться групповыми интересами;
Ограничивать свои чрезмерные требования;
Расширять
представления дошкольника об авторитете и человеческом достоинстве;
Учить понимать других и
считаться с чужим мнением, быть справедливым, избегать конфликтов.
Слайд 294. Методы нравственного воспитания
Методы формирования нравственного поведения (упражнение, приучение,
руководство деятельностью);
Методы формирования нравственной
осведомленности ( убеждение в форме разъяснения, этические беседы)
Методы стимулирования чувств и отношений
(пример, поощрение, наказание)
Слайд 305. Средства нравственного воспитания
Пример поведения взрослого;
Общение со взрослыми и
сверстниками;
Развивающая и воспитывающая среда;
Природа;
Деятельность( игра, труд, художественная деятельность, обучение и
т.п);
Художественные средства (художественная литература, искусство, музыка, кино, диафильмы и т.п.);
Этические беседы.
Слайд 316. Принципы нравственного воспитания:
Равноценость личностей педагога и ребенка;
Гуманистический характер
содержания и способов воспитания;
Взаимное доверие и уважение в процессе воспитания;
Создание
положительной эмоциональной атмосферы;
Творческое взаимодействие педагога с детьми