Слайд 1Л Е К Ц И Я 12
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ВООРУЖЕННЫХ
СИЛ РФ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО ВРЕМЕНИ
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Медицинский институт
Кафедра факультетской хирургии
КРАВЕЦ Борис Васильевич
доцент кафедры
Слайд 2 Введение.
1. Условия
деятельности военно-медицинской службы в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
2.
Медицинские формирования Министерства обороны РФ.
2.1. Предназначение, задачи, структура и принципы использования врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи.
2.2. Предназначение, задачи, принципы развертывания и организация работы медицинского отряда специального назначения (МОСН).
2.3. Аэромобильный госпиталь ВДВ.
Заключение.
Учебные вопросы:
Слайд 3Основная:
1. Медицина катастроф: учеб. пособие /
Б.С. Коваленко, Б.В. Кравец. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»,
2017. – 404 с.
2. Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита» Минздрава России – 20 лет: Сборник научных трудов. М.: ФГБУ «ВЦМК «Защита», 2013. 271 с.
3. Фисун А.Я., Кувшинов К.Э., Корнюшко И.Г., Яковлев С.В. Становление и развитие службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации//Медицина катастроф, 2013. №3 (83). С.15-21.
Дополнительная:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. №420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».
3. Постановление правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. №734 «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф».
4. Приказы Министра обороны РФ от 24 августа 2005 г. №355, от 05.07.2008 г. №364, от 25.03.2009 г. №113 «Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
5. Приказ Министра обороны РФ от 10 июня 2010 г. №1450 «Положение о службе медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации».
ЛИТЕРАТУРА:
Слайд 4 Основные этапы становления и развития службы медицины
катастроф Министерства обороны Российской Федерации необходимо рассматривать через призму исторических
событий и на основе анализа опыта использования сил и средств при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного характера.
Первоначальные свидетельства о небоевой деятельности военных медиков необходимо искать в оказании ими помощи гражданскому населению, получившему случайные ранения во время ведения боевых действий, а также в участии военных медиков в ликвидации последствий землетрясений, наводнений, пожаров, ураганов, селей и других ЧС, в которых, наряду с военнослужащими, страдало население.
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 5 Легендарным стало участие русских военных моряков,
в том числе и военно-морских медиков, в оказании помощи населению
итальянского города Мессина, пострадавшего в результате катастрофического землетрясения в 1908 году.
По официальным данным, русские моряки извлекли из-под развалин и спасли жизнь более 2 тыс. чел.
Перевозка раненных мессинцев на русские корабли
Слайд 6
В годы Великой Отечественной войны
медицинская служба Красной Армии оказывала огромную помощь населению в районах,
освобожденных от фашистских захватчиков.
Слайд 7 Послевоенные годы характеризовались большим
количеством природных и техногенных ЧС. Так, специалисты отечественной военной медицины
принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий катастрофического землетрясения в Ашхабаде (1948), в результате которого погибли более 23 тыс. чел.
Силами военно-медицинской службы была оказана помощь более 50 тыс. тяжелопострадавших.
Оказание помощи пострадавшим в результате землетрясения в Ашхабаде (1948)
Слайд 8 Военные медики участвовали в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС за рубежом.
В
результате катастрофического землетрясения в Перу в мае 1970 г. погибли не менее 30 тыс. чел., десятки тысяч получили травмы, сотни тысяч остались без крова. Было разрушено 250 населенных пунктов.
Из СССР в район бедствия были направлены самолет с медикаментами и предметами первой необходимости, молодежный медицинский отряд для оказания догоспитальной медицинской помощи и многопрофильный полевой госпиталь на 200 коек, усиленный сотрудниками ВМедА и ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, а также звено санитарных вертолетов Ми-8.
За 4 месяца работы советскими военными медиками была оказана помощь свыше 45 тыс. пострадавших, сделаны профилактические прививки более 10 тыс. чел.
Работа специалистов полевого госпиталя в Перу (1970)
Слайд 9 Во время аварии на ЧАЭС
в 1986 г. руководство Минобороны СССР поставило перед военно-медицинской службой
2 основные задачи: 1- оказать органам здравоохранения практическую и методическую помощь в обследовании и лечении населения, подвергшегося радиоактивному облучению; 2- провести мероприятия по предупреждению переоблучения военнослужащих, привлекаемых к ликвидации последствий аварии, оказать им все виды медицинской помощи, обеспечить поддержание санитарно-эпидемического благополучия в зоне аварии.
Работа специалистов военно-медицинской службы при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС (1986)
Слайд 10
Актуальность деятельности военно-медицинской
службы в чрезвычайных ситуациях мирного времени обозначилась на рубеже 80-90
годов ХХ века, когда проявилась несостоятельность медицинской службы гражданской обороны, большинства структур гражданского здравоохранения при ликвидации медико-санитарных последствий различных ЧС.
Действия личного состава военно-медицинской службы в ходе ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (1986), землетрясения в Армении в 1988 г. обратили на себя внимание организаторов отечественного здравоохранения и позволили на основе анализа их результатов заложить фундамент новой медицинской структуры – Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
Слайд 11
Военно-медицинская служба на
всех уровнях Всероссийской службы медицины катастроф входит в ее состав
и успешно решает возлагаемые на нее задачи по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций не только на объектах Министерства обороны, но и на объектах других министерств и ведомств.
Поэтому врач любой специальности и любой ведомственной принадлежности должен иметь представление о возможностях военно-медицинской службы, основных формах, методах и приемах ее работы в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При этом всегда следует иметь в виду тесную связь военной медицины и медицины катастроф.
Слайд 121. Условия деятельности военно-медицинской службы в чрезвычайных ситуациях мирного времени
Условия деятельности военно-медицинской службы в ходе ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций мирного времени имеют много общего с теми условиями, в которых оказывается медицинский персонал на войне.
Это, во-первых, высокая напряженность деятельности в районе бедствия, когда рабочий день врачебных бригад превышает 12-16 часов. В ходе боевых действий, определяя потребность в силах и средствах медицинской службы, исходят также из 16-часового рабочего дня на войне.
Во-вторых, также как и в военное время, несоответствие между необходимым и возможным объемом оказания медицинской помощи вынуждает и в чрезвычайных ситуациях мирного времени проводить медицинскую сортировку пораженных, использовать схему этапного лечения с эвакуацией по назначению, порой вынужденно задерживать начало лечения и эвакуацию.
В-третьих, тактика оказания медицинской помощи пораженным, особенно на догоспитальном этапе, базируется на принципах военно-полевой медицинской доктрины.
Слайд 14 Так, в современных военных конфликтах
и локальных войнах удельный вес числа повреждений головы, шеи, позвоночника
составляет 22,7%, повреждения этих же анатомических областей при землетрясениях составляет около 22%; очень близки по величине показатели повреждений конечностей, особенно нижних – 39,9%, в ходе боевых действий и 40% - при землетрясениях.
Структуру потерь и в ходе боевых действий, и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяет время начала оказания медицинской помощи – она тем сложнее и тяжелее, чем раньше начато оказание медицинской помощи в очаге и на поле боя.
Слайд 15 Землетрясение по своему воздействию
можно сравнить с ядерным оружием – из поражающих факторов при
землетрясении отсутствуют лишь световое излучение и радиационное воздействие. И в том, и в другом случае наблюдаются:
- массовые санитарные потери;
- паника, мародерство;
- задержка в оказании медицинской помощи и лечения;
- недостаток медицинского персонала, оборудования и медикаментов;
- опасность эпидемических вспышек;
- отсутствие пригодных помещений, света, воды, продовольствия, отопления.
Слайд 16 Не следует забывать, что и
в военное, и в мирное время в чрезвычайных ситуациях медицинский
персонал для работы использует заранее сформированные комплекты медицинского имущества, практически идентичные по номенклатуре и возможностям.
Так же, как и во время медицинского обеспечения боевых действий войск, в чрезвычайных ситуациях мирного времени (землетрясения, различные стихийные бедствия) медицинская служба часто вынуждена работать в полевых условиях.
Слайд 17 Вместе с тем имеются и принципиальные
отличия в организационных основах медицинского обеспечения, проводимого военной медициной и
структурами медицины катастроф. Эти отличия сводятся к следующим моментам:
- относительная стабильность обстановки и, как правило, ее положительная динамика в ходе ликвидации последствий ЧС;
- в мирное время существует возможность привлечь для работы в очаге и за его пределами практически неограниченные силы и средства медицинской и других служб министерств и ведомств. Количество пострадавших с течением времени обычно не увеличивается;
Слайд 18 - в процессе медицинского обеспечения боевых
действий войск ситуация принципиально иная – обстановка в большинстве случаев
ведет к ухудшению условий деятельности медицинской службы: непрерывное огневое воздействие противника пополняет поток санитарных потерь все новыми и новыми ранеными, выводятся из строя силы и средства медицинской службы, иссякают запасы медицинского имущества, затруднен маневр силами и средствами медицинской службы, маневр потоком раненых, резерв медицинского состава и медицинского имущества ограничен. Существует непосредственная угроза для жизни личного состава медицинской службы. Боевая обстановка требует периодически менять место дислокации формирований медицинской службы;
Слайд 19 - возможность точного прогнозирования объема работ
и потребных сил и средств в мирное время. Для каждого
потенциально опасного промышленного объекта заранее составляется модель чрезвычайной ситуации и отрабатываются планы действий при ликвидации ее последствий;
- в ходе же ведения боевых действий все предварительные расчеты и планы работы в значительно большей мере носят характер вероятностный. Не всегда, к сожалению, удается предугадать действия противника и ход развития боя;
- возможность в мирное время непрерывного наращивания усилий и использование расположенных на различном расстоянии от очагов стационарных лечебных учреждений и центров.
Слайд 20 В основу системы оказания медицинской
помощи пораженным должна быть положена четкая организация лечебно-эвакуационных мероприятий.
В районе катастрофы или стихийного бедствия условия для оказания пораженным медицинской помощи в полном объеме и их лечения практически всегда отсутствуют, а сохранившегося медицинского состава и расположенных вблизи катастрофы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, как показывает опыт, совершенно недостаточно.
Вместе с тем перемещение лечебных учреждений в район бедствия нереально. Поэтому в настоящее время признано целесообразным единый процесс оказания помощи и лечения разделить по месту и времени, т.е. сочетать оказание помощи с эвакуацией пораженных. Такая организация помощи, как известно, получила название лечебно-эвакуационного обеспечения.
Слайд 21 И отечественный, и зарубежный опыт
показывают, что основу организации оказания медицинской помощи составляет этапное лечение
пораженных. В медицине катастроф принята схема 2-хэтапного оказания медицинской помощи пораженным с их эвакуацией по назначению.
Первым этапом оказания медицинской помощи - догоспитальным - следует считать сохранившиеся в зоне бедствия лечебные учреждения, а также развернутые прибывшими в очаг мобильными медицинскими формированиями пункты медицинской помощи, медицинские пункты воинских частей, привлеченных для проведения спасательных работ.
Экстренная скорая, первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь относятся к категории догоспитальных видов медицинской помощи и направлены, прежде всего, на спасение жизни и обеспечение транспортабельности пораженных.
Слайд 22 Вторым этапом оказания медицинской помощи и
лечения – госпитальным - являются существующие и функционирующие вне очага,
а также дополнительно развернутые лечебные учреждения и медицинские формирования, предназначенные для оказания исчерпывающих видов медицинской помощи и лечения пострадавших до окончательного исхода.
На этом этапе оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, относящаяся к категории госпитальных видов помощи.
Слайд 23 Такая схема оказания медицинской помощи в чрезвычайных
ситуациях признается наиболее целесообразной и наиболее полно отвечающей основной задаче
– сохранению жизни максимального количества пораженных при возникновении очагов массовых поражений населения.
Подобный порядок лечебно-эвакуационного обеспечения целесообразен в тех случаях, когда в районе катастрофы недостаточно сил и средств медицинской службы для оказания помощи пострадавшим в полном объеме или лечебно-профилактические учреждения выведены из строя, а также в случаях больших катастроф со значительными санитарными потерями.
Такая ситуация сложилась в результате землетрясения в Армении и катастрофы в Башкирии (под Уфой), где и была реализована 2-хэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения.
Слайд 24 Двухэтапная схема лечебно–эвакуационных мероприятий не является догмой,
а допускает вариабельность, например, при наличии достаточного количества средств транспортировки
пораженных и возможностей проведения лечебных мероприятий в процессе эвакуации может отпасть необходимость в развертывании первого этапа медицинской эвакуации.
С другой стороны, в ряде случаев на первом этапе оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи может сочетаться с применением элементов специализированной медицинской помощи. Все зависит от реальных условий обстановки и возможностей медицинского персонала.
Необходимо особо подчеркнуть, что вне зависимости от размеров катастрофы и ее вида, каждому пострадавшему должно быть обеспечено оказание первой помощи на месте поражения.
Слайд 25 В очаге возможно проведение первичной доврачебной,
первичной врачебной медико-санитарной помощи. Очень важная роль отводится врачам, первыми
прибывшими в очаг бедствия. Они должны:
- сориентироваться в масштабе и характере катастрофы, в количестве пораженных и преимущественном виде поражения;
- подобрать место для развертывания временных пунктов сбора пораженных и пунктов медицинской помощи;
- оказать консультативную помощь спасателям по вопросам оказания первой помощи;
- организовать медицинскую сортировку пораженных, оказание им неотложной медицинской помощи и подготовку к эвакуации.
Врачи должны оставаться в зоне поражения и осуществлять оказание помощи всем нуждающимся, а не превращаться в сопровождающих при транспортировке пораженных в лечебные учреждения. Это задача средних медицинских работников.
Слайд 26 2. Медицинские формирования Министерства обороны РФ
Слайд 27 Формирования медицинской службы, действующие в экстремальных ситуациях
должны отвечать определенным требованиям, а именно:
-
обладать высокой степенью готовности к действиям;
- автономностью и мобильностью;
- способностью к интеграции с однородными и разнородными формированиями аналогичного уровня ВСМК;
- иметь запас собственного табельного имущества для начального этапа работы.
Перечисленными качествами обладает большинство учреждений, частей и подразделений медицинской службы Вооруженных Сил. Обусловлено это тем, что свою повседневную работу медицинская служба осуществляет с учетом возможной необходимости действовать в чрезвычайных ситуациях, имеет специально подготовленные кадры, необходимое материально-техническое оснащение, высокую мобилизационную готовность, мобильность и живучесть.
Слайд 28 Именно медицинская служба Вооруженных Сил
явилась базисной подсистемой, на основе которой сформирована государственная система ВСМК.
При этом принимался во внимание не только большой опыт, накопленный военными медиками в ходе ликвидации последствий различного рода бедствий мирного времени, но и то, что изначально военно-медицинская служба предназначена для работы с массовыми контингентами раненых в полевых условиях. К тому же, в отличие от медицинских сил и средств других ведомств, она находится в постоянной готовности к такого рода деятельности.
Слайд 29 Условия организации медицинской помощи пострадавшим в
чрезвычайных ситуациях потребовали создания специальных медицинских подразделений и частей, способных
быстро реагировать на сложившуюся обстановку. Такими формированиями в медицинской службе Вооруженных Сил РФ являются:
- фельдшерские и медсестринские бригады;
- врачебно-сестринские бригады (ВСБ) постоянной готовности;
- бригады специализированной медицинской помощи (БрСМП);
- МОСН – медицинский отряд специального назначения;
- АэМГ – аэромобильный госпиталь ВДВ и его парашютно-десантные медицинские группы.
Слайд 30 2.1. Предназначение, задачи, структура и принципы использования
врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной
медицинской помощи
Слайд 31 Врачебно-сестринские бригады (ВСБ) – это первичные элементы
ВСМК, представляют собой формирования, выполняющие определенные функции в экстремальной ситуации
и в обычных условиях и входящие в состав какого-либо медицинского учреждения.
Врачебно-сестринские бригады в медицинской службе Вооруженных Сил создаются на базе гарнизонных, окружных, центральных госпиталей, госпиталей видов Вооруженных Сил и могут быть дежурными и резервными.
В военных госпиталях с количеством коек до 100 из медицинского состава формируется 1 бригада постоянной готовности, до 200 коек – 1-2 бригады, от 200 до 500 коек – 2-3 бригады, свыше 500 коек – 3-4 бригады.
врачебно-сестринской бригады:
- медицинская сортировка пораженных;
- оказание им первичной врачебной медико-санитарной помощи в зоне катастрофы;
- медицинское обеспечение эвакуации пострадавших;
- сбор, обобщение и передача медицинской информации о пострадавших в региональный центр ВСМК;
- предоставление отчета об оказанной помощи.
бригады:
- врач–хирург или терапевт, в
зависимости от структуры пострадавших и медико-тактической характеристики очага;
- анестезиолог-реаниматолог;
- 4 медицинские сестры с опытом работы в реанимационно-анестезиологическом отделении и отделении интенсивной терапии.
Готовность к выезду в район после получения приказания – не более 2-х часов. Затраты времени на оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи одному пораженному - не более 20 минут.
За 8 часов работы бригада способна оказать врачебную помощь до 50 пораженным.
Продолжительность работы - до 16 часов в сутки.
Время работы в очаге – 1 сутки (при землетрясении - до 3-4 суток).
Место работы – временный пункт сбора пораженных (ВПСП).
Слайд 34 В условиях массового поступления пораженных с
преимущественно травматическими повреждениями врачебно-сестринская бригада сокращает объем помощи до неотложных
мероприятий первичной врачебной медико-санитарной помощи, которые включают:
- остановку наружного кровотечения (введение тампона в рану с наложением кожных швов, прошивание сосуда в ране, наложение зажима на кровоточащий сосуд, контроль за правильностью и целесообразностью наложения жгута, наложение жгута при наличии показаний);
- переливание крови и кровезамещающих жидкостей при тяжелом шоке и значительной кровопотере;
Слайд 35 - устранение острой дыхательной недостаточности (отсасывание
слизи, рвотных масс, крови из верхних дыхательных путей, введение воздуховода,
прошивание языка, отсечение или подшивание свисающих лоскутов мягкого неба и боковых отделов глотки, ИВЛ, ингаляция кислорода, паров этилового спирта при отеке легких, наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе, пункция или торакоцентез при напряженном пневмотораксе);
- новокаиновые блокады и введение обезболивающих средств при тяжелом шоке;
- транспортную иммобилизацию (или ее улучшение) при переломах костей и обширных повреждениях мягких тканей, угрожающих развитием опасных для жизни осложнений;
Слайд 36 - наложение стандартной пращевидной шины при
переломах челюстей;
- отсечение конечностей, висящих на лоскуте
мягких тканей («транспортная ампутация»);
- катетеризацию или капиллярную пункцию мочевого пузыря при задержке мочевыделения;
- введение по показаниям антидотов, антибиотиков, противосудорожных, бронхорасширяющих, противорвотных, сердечно-сосудистых, десенсибилизирующих и других средств;
- применение антитоксической сыворотки при отравлении бактериальными токсинами;
- промывание желудка зондом при попадании ядов и радионуклидов в желудок и дача адсорбентов.
Слайд 37 Для усиления или специализации лечебных учреждений,
осуществляющих массовый прием пострадавших, в военных госпиталях с количеством коек
500 и более, кроме врачебно-сестринских бригад постоянной готовности, создаются бригады специализированной медицинской помощи (БрСМП).
Эти бригады работают на базе специальных лечебных учреждений и центров, осуществляя их усиление или специализацию.
В состав бригады специализированной медицинской помощи входит не более 5 человек, а именно:
- в нейрохирургической БрСМП – нейрохирург, хирург, операционная сестра, медицинская сестра (4 человека);
- в травматологической БрСМП – ортопед–травматолог, хирург, операционная сестра, медицинская сестра (4 человека);
Слайд 38 - состав общехирургической БрСМП –
2 хирурга, 2 операционных сестры, 1 медицинская сестра (5 человек);
- ожоговая БрСМП – хирург-комбустиолог, офтальмолог–хирург, операционная сестра (3 человека);
- урологическая БрСМП – уролог, операционная сестра (2 человека);
- анестезиологическая БрСМП – анестезиолог–реаниматолог, медицинская сестра-анестезиолог (2 человека);
- токсико-радиологическая БрСМП – терапевт-токсиколог, терапевт-радиолог, 3 медицинские сестры (5 человек);
- психоневрологическая БрСМП – психоневролог, медицинская сестра.
Слайд 39 2.2. Предназначение, задачи, принципы развертывания и организация
работы медицинского отряда специального назначения (МОСН)
Слайд 40 МОСН – многопрофильное мобильное формирование военно-медицинской
службы, предназначенное для развертывания в районах стихийных бедствий, крупных аварий
и катастроф с целью оказания медицинской помощи населению и военнослужащим при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Основными задачами МОСН являются:
- прием, регистрация и медицинская сортировка пострадавших;
- оказание первичной врачебной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи;
- временная госпитализация и лечение нетранспортабельных до выведения их из нетранспортабельного состояния;
- подготовка к дальнейшей эвакуации всех нуждающихся в ней в специализированные учреждения.
Слайд 41 Организационно МОСН состоит из двух частей:
постоянной (базовой) и переменной.
Постоянная часть включает:
- управление - командование, финансовая часть, медицинская часть, административное отделение;
- основные подразделения – сортировочно-эвакуационное отделение, отделения: анестезиологии и интенсивной терапии, хирургическое, госпитальное (2), лабораторное; кабинеты – рентгенологический, детоксикации и гипербарической оксигенации; аптека;
- подразделения обеспечения – взвод материального обеспечения в составе автотранспортного отделения, отделения связи и энергообеспечения, столовой и складов;
- медицинский взвод.
Слайд 42 Переменная часть состоит из медицинских групп
– нейрохирургической, ожоговой, травматологической (2), общехирургической, токсикологической, радиологической, инфекционных болезней,
психоневрологической, восстановительного лечения.
Медицинские группы организуют свою работу в зависимости от типа очага. При землетрясении целесообразно использовать нейрохирургическую, травматологическую, общехирургическую, психоневрологическую группы.
В очаге радиационных поражений, кроме указанных, используют радиологическую, а в очаге поражения АОХВ – токсикологическую группы.
Слайд 43 Разделение отряда на постоянную и переменную
часть позволяет профилировать медицинскую помощь пораженным в зависимости от типа
катастрофы и связанным с этим характером поражения.
Постоянная часть отряда развертывается при возникновении очага массовых потерь любого типа.
Опыт свидетельствует, что с наибольшей эффективностью МОСН действует в очагах с пролонгированным по времени (до 4-6 суток) поступлением пораженных, а именно в очагах землетрясений или в сложных очагах (землетрясения с одновременным разрушением химически или радиационно опасного объекта).
Слайд 44 В любой ситуации МОСН следует развертывать
на границе зоны катастрофы на безопасном участке местности с допустимыми
уровнями загрязнения (заражения) и удобными подъездными путями.
МОСН может за сутки работы оказать медицинскую помощь 500 пораженным, при этом может быть произведено до 60-80 и более сложных хирургических (полостных) вмешательств.
При необходимости МОСН может развернуть госпиталь на 100 коек.
Запас медицинского имущества позволяет МОСНу работать в автономном режиме свыше 2-х месяцев.
Готовность всех функциональных подразделений МОСН к оказанию специализированной медицинской помощи – 1,5-2 часа с момента их развертывания; готовность подразделений первой очереди к приёму пораженных – 30 минут.
Слайд 45 В первую очередь развертываются сортировочно-эвакуационное отделение,
хирургическое и одно из госпитальных отделений. Все другие отделения, кабинеты,
подразделения обслуживания развертываются при необходимости в соответствии с поставленными отряду задачами.
В сортировочно-эвакуационном отделении проводится медицинская сортировка, оказание первичной медико-санитарной помощи, установление эвакуационного предназначения для оказания требуемой медицинской помощи в хирургическом и госпитальном отделениях, осуществляются лечебно-диагностические мероприятия.
МОСН может развертываться в специальных модулях, в зданиях, сохранившихся при катастрофе, и в штатных палатках.
МОСН содержится при окружном военном госпитале-формирователе на правах самостоятельной части и имеет свою гербовую печать и штампы.
Слайд 46 2.3. Аэромобильный госпиталь ВДВ
Слайд 47 Добиться резкого сокращения сроков оказания медицинской
помощи в очаге позволяет использование таких мобильных формирований медицинской службы
как аэромобильный госпиталь Воздушно-десантных войск (АэМГ ВДВ) и его парашютно-десантная медицинская группа.
Организационно-штатная структура аэромобильного госпиталя ВДВ предусматривает образование в его составе 3-х групп (двух хирургических и одной терапевтической) численностью 25-30 человек с необходимым имуществом, техникой и средствами жизнеобеспечения.
Любая из групп может быть доставлена в указанный район в течение нескольких часов и работать там автономно на протяжении 2-3 суток в условиях стихийного бедствия. Цель выделения из состава АэМГ ВДВ таких групп – обеспечение быстрого реагирования.
Слайд 48 В зависимости от возникающих задач личный
состав и оборудование аэромобильного госпиталя могут быть доставлены в район
катастрофы парашютным или посадочным способом с помощью самолётов военно-транспортной авиации ИЛ-76Д.
В целях обеспечения автономности и эффективности работы каждая группа оснащена средствами связи, санитарными автомобилями, электростанцией, полевой кухней, палатками УСТ и УСБ, средствами сбора и выноса раненых, спальными мешками, прорезиненными ёмкостями для воды, средствами обогрева, кровезаменителями, лекарственными и перевязочными средствами, кислородной аппаратурой и другим имуществом.
Все должности врачебного, среднего и младшего медицинского персонала такого госпиталя комплектуются лицами только мужского пола, физически выносливыми, имеющими соответствующее предназначению образование и подготовку.
Слайд 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Служба медицины
катастроф Министерства обороны Российской Федерации динамично развивается с учетом реалий
сегодняшнего дня и способна выполнить возложенные на нее задачи.
Опыт участия сил и средств Службы медицины катастроф Минобороны России в медико-санитарном обеспечении войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах, миротворческих операциях, в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и террористических актов определил основные направления развития службы и подтвердил ее востребованность.