Слайд 1Лабораторно-практическое занятие №13
Специальность: Общая медицина
Дисциплина: Химия
Кафедра: Биохимии и химических дисциплин
Курс: 1
Тема: Углеводы. Моносахариды
Слайд 2Углеводы. Моносахариды
Цель
Задачи обучения:
Студент должен
знать:
Студент должен уметь:
Владеть навыками:
Основные вопросы темы :
Методы обучения и преподавания:
Контроль:
Чек-лист ответов:
Практические навыки:
Чек – лист практических навыков:
Терминологический словарь:
Слайд 3Цель:
Изучить классификацию, строение, изомерию и химические свойства
моносахаридов.
Слайд 4Студент должен знать:
классификацию, строение, изомерию и химические свойства моносахаридов
Слайд 5Студент должен уметь:
Правильно записывать карбонильные формулы Фишера, полуацетальные формулы Колли-Толленса
и перспективные формулы Хеуорса наиболее важных моносахаридов (глюкоза, галактоза, манноза,рибоза,дезоксирибоза)
Слайд 6Владеть навыками:
Уметь выполнять качественные реакции на моносахариды и записывать уравнения
проведённых реакции.
Слайд 7Основные вопросы темы :
Углеводы, Понятие, распространение в природе, классификация
Строение
моносахаридов, классификация
а) карбонильные формулы Фишера
б) полуацетальные формулы Колли-Толленса
в)
перспективные формулы Хеуорса
Изомерия моносахаридов (стереоизомерия, цикло–, оксо-таутомерия, конформации).
Химические свойства моносахаридов.
а) окисление моносахаридов (глюконовые, гликаровые, гликуроновые кислоты)
б) восстановление моносахаридов
в) образования О- и N-гликозидов
г) образование простых эфиров
Качественные реакции на моносахариды
Производные моносахаридов: дезоксисахароза, аминосахара, нейраминовая кислота, аскорбиновая кислота
Слайд 8Методы обучения и преподавания:
Определение входного уровня знаний, беседа по
теме занятия, работа в парах - выполнение лабораторной работы и
оформление отчета. Итоговый контроль знаний.
Слайд 9Контроль:
Какие продукты образуются при взаимодействии α-D-глюкопиранозы с метанолом в безводной
кислой среде? Напишите схему реакции с помощью формул Хеуорса.
Какие
продукты образуются при действии этанолом на α-D-галактопиранозу в присутствии кислотного катализатора в безводной среде. Напишите схему реакции с помощью формул Хеуорса.
Напишите реакцию получения этил-α-D-маннопиранозида. Можно ли в качестве исходного моносахарида использовать β-D-рибофуранозид?
Напишите реакцию гидролиза этил-α-D-глюкопиранозида в кислой среде.
Слайд 10Напишите реакцию гидролиза метил-α-D-галактопиранозида, используя формулы Хеуорса.
Напишите реакцию получения гликозидов
при взаимодействии метилового спирта с β-D-глюкопиранозой, α-D-галактопиранозой. Напишите схему реакции
гидролиза полученных гликозидов. Почему необходим кислотный катализ?
Какие свойства глюкозы проявляются в реакции «серебряного зеркала»? На чем основано определение глюкозы в биологических жидкостях?
Укажите, какие вещества образуются при восстановлении моносахаридов (глюкоза, манноза, ксилоза, галактоза) водородом на никеле или палладии. Назовите продуктами восстановления.
Слайд 11Практические навыки:
Опыт №1. Реакция Троммера.
Ход исследования: В пробирку вносят 5-6
капель 1% раствора глюкозы добавляют 2-3 капли 10% едкого натра
NaOH и по каплям добавляют 5% раствор сульфата меди до образования легкой неисчезающей мути. Пробирку осторожно нагревают, сначала появляется желтое окрашивание жидкости, а затем образуется желтый или кирпично-красный осадок. В реакции Троммера окислителем является гидрат окиси меди Cu(OH)2, который при восстановлении постепенно переходит в гидрат закиси меди, а затем в закись меди. Химизм реакции:
СuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2↓ + 2Na2SO4
голубой осадок
С6Н12О6 + 2 Cu(OH)2 → продукты окисления + 2CuOH + Н2О
желтый осадок
2CuOH → Cu2O + Н2О
красный осадок
Укажите, какие свойства проявляет в этой реакции глюкоза.
Сделать вывод о проделанной работе.
Слайд 12Опыт №2. Реакция Фелинга.
Реакция Фелинга является видоизменением реакции Троммера и
отличается от нее тем, что для окисления глюкозы применяют реактив
Фелинга, в состав которого входят сульфат меди (II) CuSO4, сегнетова соль и NaOH. В этом реактиве медь находится в виде соединения с сегнетовой солью, благодаря чему гидрат окиси меди не выпадает в осадок.
Ход исследования: В пробирку вносят 5-6 капель 1% раствора глюкозы, добавляют 3-5 капель реактива Фелинга и нагревают. Появляется желтое окрашивание, затем образуется желтый или кирпично-красный осадок.
Реакция протекает аналогично реакции Троммера. Запишите уравнения реакции. Укажите, какие свойства проявляет глюкоза в этой реакции. Сделайте вывод о проделанной работе.
Слайд 13Опыт №3. Реакция Селиванова на фруктозу.
Ход исследования: В пробирку
вносят 5-6 капель фруктозы и добавляют 2-3 капли реактива Селиванова
(0,5 г резорцина в 100 мл 20% соляной кислоты). Содержимое пробирки кипятят 2-3 минуты или нагревают в кипящей водяной бане в течение 5-7 минут. Постепенно образуется вишнево-красное окрашивание.
Кетогексозы при нагревании с соляной кислотой или серной теряют три молекулы воды с образованием продукты конденсации вишнево-красного цвета.
фруктоза оксиметилфурфурол
Сделать вывод о проделанной работе.
Слайд 14Опыт №4. Реакции на пентозы
Ход исследования: В пробирку вносят щепотку
древесных опилок или соломы, в которых содержатся полисахариды – пентозаны.
Опилки или солому смачивают концентрированной соляной кислотой после чего добавляют несколько кристалликов флороглюцина. Появляется малиново-красное окрашивание. Пентозаны, содержащиеся в опилках и соломе, под влиянием соляной кислоты расщепляются до пентоз. Пентозы под действием соляной кислоты теряют воду и образуют фурфурал.
Схема процесса:
Пентозаны → пентоза → фурфурол + флороглюцин → малиновое окрашивание
Фурфурол с флороглюцином дает продукт конденсации малинового цвета.