Разделы презентаций


Лексическое значение слова в когнитивном аспекте. Концепт

Содержание

Подходы к определению лексического значениясистемно-семантический – ЛЗ слова является семантическим феноменом, имеющим место в «семантической системе словаря данного языка»; когнитивный – ЛЕ участвуют в процессе познания картины мира, обработке получаемой информации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лексическое значение слова в когнитивном аспекте. Концепт
Белица Татьяна Ивановна

Лексическое значение слова в когнитивном аспекте. КонцептБелица Татьяна Ивановна

Слайд 2Подходы к определению лексического значения
системно-семантический – ЛЗ слова является семантическим

феноменом, имеющим место в «семантической системе словаря данного языка»;
когнитивный

– ЛЕ участвуют в процессе познания картины мира, обработке получаемой информации о мире, передаче ее от поколения к поколению; результаты познавательной деятельности человека отражаются в ЛЗ слов;
субстанциональный – ЛЗ есть «предметно-вещественное содержание», результат отражения сознанием предметов и явлений действительности;
лингвокультурологический – в ЛЗ слов отражаются ментальность народа, культурные реалии и национально-культурные ценности, историческая память народа;
динамический (эволюционный) – способность ЛЗ к переосмыслению, изменению, исчезновению из языка и «возрождению».
Подходы к определению лексического значениясистемно-семантический – ЛЗ слова является семантическим феноменом, имеющим место в «семантической системе словаря

Слайд 3Язык – путь, по которому мы проникаем в современную ментальность

нации и в воззрения древних людей на мир, общество и

самих себя.
Отголоски этих воззрений живут в языке, в частности в словах, значениях, метафорах, символах культуры, фразеологизмах, пословицах и поговорках.
Большая часть информации о мире приходит к человеку через СЛОВО, поэтому человек живет более в мире слов и понятий, чем в мире вещей.
Философы: успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он владеет словом!

Язык и культура находятся в тесном взаимодействии.
Нет общечеловеческой культуры, как нет и общечеловеческого языка.
Существуют различия в восприятии, членении и категоризации окружающего мира (идеи Вильгельма фон Гумбольдта и Э.Сэпира)

Язык как культурный код нации

Язык – путь, по которому мы проникаем в современную ментальность нации и в воззрения древних людей на

Слайд 4Антропоцентрическая модель XX века
В центре внимания лингвистов человек как носитель

языка и культуры, или языковая личность.
Языковая личность – это человек

говорящий, т.е., по определению Ю.Н.Караулова, «совокупность (набор) языковых способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых поступков и произведений (дискурса)».
Структура ЯЛ:
1) вербально-семантический (владение словарем и грамматикой, т.е. системой языка) уровень;
2) Когнитивный (лингвокультурная компетенция о языковой и концептуальной картинах мира, когнитивное пространство личности);
3) Прагматический (наличие оценок, коннотаций, мотивов и установок речи).


Можно говорить об общерусской языковой личности (которой осознает себя каждый русский) и индивидуальной языковой личности, ее идиолекте.
Антропоцентрическая модель XX векаВ центре внимания лингвистов человек как носитель языка и культуры, или языковая личность.Языковая личность

Слайд 5Анализ дискурса языковой личности
Характеристика семантико-строевого уровня организации речи ЯЛ.
Реконструкция языковой

картины мира данной языковой личности, ее когнитивного пространства, ключевых концептов.
Выявление

ее жизненных установок, приоритетов и т.п.

Когнитивная лингвистика изучает процесс обработки информации человеческим сознанием, т.е. отвечает на вопрос: как человек познает мир, как создаются ментальные пространства.
Лингвокультурология изучает соотношение языка и культуры, язык как феномен культуры, т.е. отвечает на вопрос: каким человек видит мир и как это видение отражается в языке (в слове, в метафоре, во фразеологизме). Единицы изучения – лингвокультурема и лингвокультурологическое поле, представляющие собой единство лингвистического и экстралингвистического (внеязыкового) содержания.

Анализ дискурса языковой личностиХарактеристика семантико-строевого уровня организации речи ЯЛ.Реконструкция языковой картины мира данной языковой личности, ее когнитивного

Слайд 6Концепт
Концепт - основная единица гносеологии, лингвокультурологии, когнитивистики.
Концепт - ментальная структура,

синтезирующая все знания об определенном культурно значимом для народа реальном

или ирреальном предмете, явлении действительности.


Концепт – это объект из мира "Идеальное", имеющий имя и отражающий определенные культурнообусловленные представления человека о мире "Действительность"», это «знание об объекте из мира "Действительность", переведенное в знание объекта в мире "Идеальное"».

Анна Вержбицкая – известный польский и австралийский лингвист

М.: Русские словари,
1996

КонцептКонцепт - основная единица гносеологии, лингвокультурологии, когнитивистики.Концепт - ментальная структура, синтезирующая все знания об определенном культурно значимом

Слайд 7История термина
История концепта начинается со Средневековья.
Ввел термин концепт в

лингвистику С.А. Аскольдов в статье «Концепт и слово» в 1928

г.
В активное употребление термин вошел нач. с 80-х гг. ХХ в.
Для термина характерно многообразие определений
идеальная, нематериальная сущностью концепта, которая обусловливает специфику его изучения: концепт ненаблюдаем, и его природа и свойства могут быть изучены только на основе косвенных данных;
концепт является предметом исследования не только лингвистики, но и логики, философии, психологии и других наук, отличающихся друг от друга целями, методами, акцентами исследования, а также понятийно-терминологическим аппаратом;
в рамках различных подходов в лингвистике концепт также понимается по-разному;
многообразие определений и трактовок концепта затрудняет определение его места в системе отношений с сопоставимыми явлениями, что нередко приводит к неразличению и смешению понятий.



История терминаИстория концепта начинается со Средневековья. Ввел термин концепт в лингвистику С.А. Аскольдов в статье «Концепт и

Слайд 8Основные подходы к пониманию концепта

Основные подходы к пониманию концепта

Слайд 9Интегративный подход
Концепт рассматривается как многомерное культурно-значимое социопсихическое образование в коллективном

сознании, оязыковленное в той или иной форме.
На первый план

выдвигается идея многомерности концепта, выделения в нем как рационального, так и эмоционального, как абстрактного, так и конкретного компонентов

концепт

понятие

концепт

значение слова

Интегративный подходКонцепт рассматривается как многомерное культурно-значимое социопсихическое образование в коллективном сознании, оязыковленное в той или иной форме.

Слайд 10Концепт – понятие – ЛЗ слова
Концепт - понятие
отношение частного к

общему
понятие отражает эмпирический опыт человека, обобщает и структурирует знания

о реально существующих свойствах денотата, предметах и явлениях реальной действительности
концепт базируется на понятии, но не ограничивается им; на практические знания человека накладываются культурные, исторические, религиозные, фольклорные, личностные знания, опыт, ассоциации, чувства, эмоции; на основе понятия появляются метафорические, переносные, значения, которые и формируют концепт.

Концепт – лексическое значение слова
ЛЗ слова – языковое отражение определенных признаков, образующих концепт, но это всегда – лишь часть содержания концепта.

Концепт – понятие – ЛЗ словаКонцепт - понятиеотношение частного к общему понятие отражает эмпирический опыт человека, обобщает

Слайд 11Концепт – понятие – ЛЗ слова
ЛЗ слова, представленное в словаре,

отражает лишь некоторые признаки денотата, часто не самые важные с

точки зрения объективной действительности, но наиболее яркие для обыденного сознания;
понятие, помимо актуальных для «наивной» картины мира признаков, включает в себя всю информацию о денотате, известную из эмпирического опыта человечества, логически ее структурируя;
в концепте же это логическое, понятийное ядро окружено, как правило, несколькими слоями самых разнообразных общих, культурных и индивидуальных, личностных знаний, представлений и ассоциаций, что делает концепт наиболее полной и упорядоченной мыслительной структурой
Концепт – понятие – ЛЗ словаЛЗ слова, представленное в словаре, отражает лишь некоторые признаки денотата, часто не

Слайд 12Концепт – понятие – ЛЗ слова
ЛЗ слова: жилище индейцев Северной

Америки в виде куполообразной или конической хижины, покрытой корой или

шкурами
Понятие (энц. словарь): жилище лесных индейцев Северной Америки – алгонкинов. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы, в отличие от конического – типи. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.
Концепт: ассоциации, связанные с денотатом: Фенимор Купер, Чингачгук Большой Змей, Простоквашино…

Вигвам

Концепт – понятие – ЛЗ словаЛЗ слова: жилище индейцев Северной Америки в виде куполообразной или конической хижины,

Слайд 13Концептосфера. Типы концептов
Концепты, связанные между собой определенными семантическими, ассоциативными, иерархическими

и другими отношениями.
Концептосфера – это упорядоченная совокупность концептов народа.
Термин

введен Д.С. Лихачевым в 1993 г. (ст. «Концептосфера русского языка») по типу терминов В.И. Вернадского: ноосфера, биосфера и пр.

Типология концептов
а) концепты, общие для всех народов:
огонь, вода…
б) национально-специфические концепты (имеющие национальное своеобразие при частичном совпадении по содержанию у разных народов):
дружба, семья
в)- сугубо национальные, безэквивалентные, эндемические концепты, характерные только для национального сознания отдельного народа:
совесть, правда (vs истина), свобода (vs воля)..

Концептосфера. Типы концептовКонцепты, связанные между собой определенными семантическими, ассоциативными, иерархическими и другими отношениями.Концептосфера – это упорядоченная совокупность

Слайд 14Картина мира – Концептуальная картина мира - Языковая картина мира


Картина мира (КМ) – окружающий человека мир и сам человек,

реальная действительность.
Концептуальная картина мира (ККМ) – картина, получаемая в результате познания сознанием окружающей действительности. Содержательное, концептуальное знание о действительности, а также совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание или интерпретацию тех или иных явлений действительности.
Языковая картина мира (ЯКМ) – совокупность представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа, зафиксированных в единицах языка.

Концептуальная картина мира существует в виде концептов, образующих концептосферу народа,
языковая картина мира – в виде значений языковых знаков, образующих совокупное семантическое пространство языка.
ЯКМ < ККМ < КМ

Картина мира – Концептуальная картина мира - Языковая картина мира Картина мира (КМ) – окружающий человека мир

Слайд 15Структура концепта
Концепт как мыслительное образование, объединяющее в себе многочисленные знания,

представления и ассоциации, должен быть определенным образом организован. Но его

структура диффузна, поскольку:
а) концепт постоянно функционирует, взаимодействует с другими концептами, приобретает новые смыслы и утрачивает старые;
б) специфика составляющих его компонентов (знания, ассоциации, интерпретации и пр., которые могут варьироваться в зависимости от исторической и культурной эпохи, социального слоя, уровня личностного образования и т.д.)

Построить четкую модель структуры концепта невозможно, однако можно определить наиболее и наименее значимые в системе концепта смыслы, перечислить признаки и определить их место в структуре концепта

Структура концептаКонцепт как мыслительное образование, объединяющее в себе многочисленные знания, представления и ассоциации, должен быть определенным образом

Слайд 16Полевая структура концепта
Ядро концепта составляет прототипический, наиболее предметно-наглядный образ, периферию

образуют более абстрактные признаки. Нахождение на периферии не свидетельствует о

малозначительности признака в системе концепта, оно лишь указывает на близость того или иного признака к ядру по степени конкретности и наглядности. Наиболее конкретные и наглядные образы располагаются ближе к ядру, наиболее абстрактные – на дальней периферии, однако даже в самом отдаленном, периферийном смысле концепта «просвечивает» прототипический образ.
К периферии относятся не только абстрактные образы, но и различные ассоциации, интерпретации, установки сознания (стереотипы), обусловленные национальным менталитетом. Они противоречивы и очень слабо структурированы, но имеют очень большое значение для понимания национальной концептосферы и менталитета народа, говорящего на данном языке.
Базовый слой и дополнительные когнитивные слои и признаки образуют объем концепта. Без ядра, базового слоя концепт не существует; но и концепт, состоящий только из базового слоя, является скорее не концептом, а понятием.

Полевая структура концептаЯдро концепта составляет прототипический, наиболее предметно-наглядный образ, периферию образуют более абстрактные признаки. Нахождение на периферии

Слайд 17Полевая структура концептосферы «свобода» в лирике А. С. Пушкина (Т. В.

Медведева)

Полевая структура концептосферы «свобода» в лирике А. С. Пушкина (Т. В. Медведева)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика