Слайд 1
Лекционный материал по МДК 03.02.
Теория и методика развития речи у
детей
Становление методики развития речи
как науки
Лекция 1.2.
Преподаватель Пак С.Н.
Слайд 2Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)
русский педагог, основоположник
научной
педагогики в России.
Труды: «Родное слово», «Детский мир».
Обосновал теоретически и
разработал целостную, стройную систему обучения родному языку в начальной школе, в основу своей системы положил
принцип народности.
Слайд 3Константин Дмитриевич Ушинский
Считал, что преподавание отечественного языка имеет
три
цели:
1). развитие дара слова (умение выражать свои мысли в
устной и письменной речи);
2). усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;
3). усвоение грамматики, или логики, языка.
Слайд 4Константин Дмитриевич Ушинский
Разработал звуковой аналитико – синтетический метод обучения
грамоте.
Доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний
о предметах их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления.
Слайд 5Константин Дмитриевич Ушинский
Учитывал психологические особенности детей дошкольного возраста, указав
на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе
с детьми.
Слайд 6Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923)
Детская писательница и педагог,
ученица и последовательница
К.Д. Ушинского.
Основное внимание уделяла содержанию и методике воспитания в семье.
Считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве.
Слайд 7Елизавета Николаевна Водовозова
В главном своем труде «Умственное развитие детей от
первого появления сознания до 8-летнего возраста» (1871) Водовозова изложила программу
развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора.
Развитие речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта
Слайд 8Елизавета Ивановна Тихеева(1867–1944)
Известный общественный деятель в области дошкольного воспитания
Создала
систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного
воспитания.
Внесла большой вклад в становление методики как учебной дисциплины. Идеи Е.И. Тихеевой нашли отражение в книге «Развитие речи дошкольника» (1937).
Слайд 9 Теоретические положения системы Е.И. Тихеевой:
развитие речи осуществляется в
единстве с умственным развитием, опирается на базу сенсорных представлений;
речь
детей развивается в социальной среде, в процессе общения со взрослыми и сверстниками,
обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.
Слайд 10Е.И. Тихеева
Определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей
в детском саду:
развитие аппарата речи у детей, его гибкости,
четкости;
развитие речевого слуха,
накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Е. И. Тихеева показала пути решения этих задач.
Слайд 11Е.И. Тихеева
Уделяла особое внимание обогащению содержания речи. В ее трудах
представлена стройная система работы над словом.
Поставила вопрос о программе наблюдений,
куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Особое место отводила экскурсиям и осмотрам.
Разработала занятия с использованием игрушек, предметов, картин, по обучению разным видам детского рассказывания для детей разного возраста; словарные упражнения для детей 5–7 лет.
Слайд 12Александр Николаевич Гвоздев (1892—1959)
Советский лингвист.
Раскрыл
закономерности усвоения грамматической стороны речи («Вопросы изучения детской речи»).
Слайд 13
А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя
русского языка:
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных
слов-корней (би-би), которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
Третий период – период усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). Овладение общими правилами грамматики.
Слайд 14Леушина Анна Михайловна
(1898-1982)
Педагог, специалист в области дошкольного воспитания, доктор
педагогических наук.
В исследованиях показала основную линию развития связной речи,
которая состоит в том, что от ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной.
Слайд 15Евгения Александровна Флёрина
(1889-1952)
Создала методики развития речи и художественного слова, оригинальную систему обучения дошкольников рисованию.
Разработала классификацию детских книг,
выделяя производственную, героическую, дидактическую и веселую.
В качестве приемов речевой
работы с детьми предлагала применять разговор, беседу о прочитанном, рассказывание и художественное чтение.
Слайд 16Евгения Александровна Флёрина
Предлагала рассматривать произведения художественной литературы в качестве
источника готовых языковых форм, словесных характеристик образа, определений, которыми может
свободно оперировать ребенок .
Много внимания уделяла вопросам развития речи, считая, что воспитатель должен следить за правильным смысловым употреблением слова, произношением.
Занималась вопросом обучения детей диалогической речи.
Слайд 17Мария Митрофановна Конина
Ученица Е.А. Флериной. Раскрыла роль народной сказки, исследовала
влияние сказки на словесное и изобразительное творчество и детскую игру.
Разработала оригинальную методику использования книг с моральным содержанием.
Слайд 18
В.И. Логинова (1932 – 1992) – доктор педагогических наук, профессор.
Развивая идеи Е. И. Тихеевой, уточнила методику обогащения словаря на
основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны. Показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие, на воспитание отношения к труду людей.
А.М. Бородич (род. в 1926 г.) внесла вклад в разработку методики обучения детей рассказыванию, в методику словарной работы, в систематизацию и осмысление методики как научной и учебной дисциплины, оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей в массовой практике. Теоретически обобщила методику развития речи в учебном пособии и «Методика развития речи детей».
Слайд 19Ф.А. Сохин (1928-1989)
психолог и лингвист, создатель концепции лингвистического развития ребенка.
В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников выделил три основных
направления: структурное функциональное
когнитивное
Слайд 20Содержание работы по развитию речи детей
Содержание работы по речевому развитию
дошкольников определено в Программах дошкольного образования, которые определяют объем речевых
навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.
Слайд 21ФГОС ДО
Утв. приказом Минобрнауки РФ
№1155 от 17.10.2013
Слайд 22Программы дошкольного образования
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
«Детство» Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
Слайд 23Особенность программ
В основу программы положены данные психологии и смежных наук
об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности,
что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.
Программа построена с учетом деятельностного подхода - важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).
Программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).
Программа построена с учетом преемственности задач смежных групп детского сада, преемственности с программой 1 класса.
Слайд 24
Изучение воспитателем программы своей возрастной группы
С началом учебного года
следует вычленить программные требования в новой возрастной группе, наглядно сравнить
их с программой смежных групп.
Отметить изменения, новые разделы.
Следует вычленить требования к разным разделам, произвести сравнительный анализ программы.
Подробно рассматривается программа обучения рассказыванию: отмечается, каким видам рассказов и в каком квартале рекомендуется обучать детей, как изменяются требования к качеству рассказов.