Особенности психологии
1. По словам Ю.Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока известно человечеству».
2. Человек - и субъект, и объект познания, так как свое сознание человек исследует с помощью самого сознания.
3. Практические следствия психологии уникальны – они не только значительнее результатов других наук, но и качественно отличаются от них.
4. Перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли и значения людей, их психики и сознания в мировой науке и практике.
5. Психология представлена различными направлениями, течениями, научными школами.
6. Уникальность психологической науки заключается в том, что она одновременно и естественная и гуманитарная наука.
7. Изучаемый психологический факт зависит от интерпретации его исследователем.
Слайд 4Взаимосвязь психологии с другими науками
Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных
знаний прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие
социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на разных этапах становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально- психологическим качествам людей.
Слайд 5Медицинские науки помогают психологии осмыслить патологию психологического развития людей и
находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию
об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение.
Слайд 6Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими
средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить
конфликтность в ходе нее и т. д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей дает теоретическое обоснование для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Задачи, которые решает психология, как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Слайд 7Общая психология
Ядром современной психологии является общая психология.
Общая психология – фундаментная
часть психологической науки, методологическая и теоретическая база, в которой собраны
накопленные наукой факты о субъективных психических явлениях, все открытые психологической наукой законы развития и функционировании психики. Общая психология изучает основные свойства, особенности и общие закономерности психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией.
Общая психология включает в себя четыре основных раздела:
1 раздел. Общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического).
2 раздел. Психология познавательных процессов (психология ощущения, внимания, восприятия, памяти, психология мышления и речи, психология воображения).
3 раздел. Психология регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология воли).
4 раздел. Психология личности.
Слайд 8Отрасли психологии
Психология, согласно классификации Б.М. Кедрова, находится на стыке трёх
дисциплин: естественных социальных и философских. Поэтому, как любое развивающееся явление,
психология постоянно развивается: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии.
Общим для всех отраслей психологии остаётся то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы психики в различных условиях и на разном уровне развития.
Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Слайд 9Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения
и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят изучение
процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности.
Возрастная психология изучает особенности психики людей разного возраста, процессы формирования их личности и умственного развития, возрастные особенности процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека - быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания.
Слайд 10Психология искусства изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах
искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности
восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.
Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, этот вид психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.
Слайд 11Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы,
находящие свое отражение в судебной практике.
Военная психология изучает психологию личности
война, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в разных ее формах и видах.
Медицинская психология занимается изучением нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихология изучает особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строение и функциях организма, в частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.
Слайд 12Основные принципы и положения современной отечественной психологии
1. Психика человека –
высший продукт развития материи, является результатом функционирования мозга.
2. Психические процессы
(ощущения, восприятия, память, мышление, воображение) – это субъективные образы объективной реальности.
3. Важнейшие стороны психики человека социально обусловлены (сознание человека, произвольное внимание и память, речь, высшие чувства).
4. Внешний мир оказывает влияние на человека через его внутренний мир. Психика – это субъективный образ объективного мира.
5. Функции психики обеспечивает головной мозг, но содержание психики обеспечиваются не самим мозгом, её источником являются внешний мир, индивидуальные особенности человека, его наследственность, воспитание и самовоспитание.
Эти положения вытекают из теории отражения, составляющей ядро современной теории познания.
Слайд 13Основные положения теории отражения
- Психическое отражение не является зеркальным, механическим,
пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском.
- Поступающая информация
подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями.
- Психическое отражение является субъективным, так как принадлежит субъекту и зависит от его субъективных особенностей.
- Личность и деятельность находятся в единстве. Психика проявляется и формируется в процессе активной деятельности человека.
- Психическое отражение углубляется и совершенствуется.
Слайд 14Методологические принципы отечественной психологии
1. Принцип единства сознания и деятельности –
взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но
в деятельности оно и формируется.
2. Принцип детерминизма, т.е. принцип причинной обусловленности психологических явлений, обозначает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.
3. Принцип развития – психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития.
4. Принцип личностного подхода – общие законы психического развития проявляются у каждого человека своеобразно и неповторимо.