Слайд 1Лекция 1
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Слайд 2Литература
Грищук В.А. Этика государственной и муниципальной службы: уч. пос./В.А.Грищук. Челябинск
:Изд-во ЧелГУ, 2015
Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат): программы учебных
дисциплин [Текст] : учебное пособие для вузов / [Н. В. Блинова и др.] ; под ред. В. И. Звонникова. — Москва : ИНФРА-М, 2014. — 352 с.
Жирков, Р. П. Этика государственной службы и государственного служащего [Текст] : учебное пособие для вузов / Р. П. Жирков, Л. Ю. Стефаниди. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2013. — 161 с.
Зарайченкло В.Е Этика государственного служа- щего: учеб. пос. /В.Е.Зарайченко. – изд. 4-е, пер. и доп. Ростов н/Д; Феникс, 2013.
Кузнецов, А. М. Этика государственной и муниципальной службы [Текст] : учебник для бакалавров / А. М. Кузнецов. — Москва : Юрайт, 2013. — 253 с.
Слайд 3Литература
Кабашов, С. Ю. Организация муниципальной службы [Текст] : учебник для
вузов / С. Ю. Кабашов. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : ИНФРА-М, 2014. — 389, [1] с
Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы [Текст] : учебник для бакалавров / Н. А. Омельченко. — Москва : Юрайт, 2014. — 408 с.
Шамарова, Г. М. Государственная и муниципальная служба [Текст] : учебное пособие для вузов / Г. М. Шамарова, Н. М. Куршиева. — Москва : ИНФРА-М, 2014. — 208 с.
Шувалова, Н. Н. Этика и этикет государственной и муниципальной службы [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Шувалова. — Москва : Юрайт, 2015. — 374 с.
Слайд 4ВОПРОСЫ
Значение правил делового этикета для государственных и муниципальных служащих.
Моральные ценности
в государственной и муниципальной службе.
Духовная культура государственного и муниципального служащего.
Профессиональная
культура государственной гражданской и муниципальной службы.
Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих.
Взаимосвязь интеллектуального и нравственного в духовной культуре государственного и муниципального служащего
Роль эстетического идеала и искусства в формировании духовного мира.
Внешнее как форма проявления сущности духовной культуры
Слайд 54 ЭТИКЕТ
Правила поведения в обществе, поддерживающие представление о подобающем
в данном обществе
Слайд 66 Значение правил делового этика для
государственных и муниципальных
служащих
ПОВЕДЕНИЕ - социально обусловленная, опосредованная языком
и другими знаково-смысловыми системами деятельность, атрибутом которой является общение; ПОВЕДЕНИЕ - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в постоянных или изменяющихся условиях.
Слайд 7 7 Значение правил делового этика для
государственных и
муниципальных служащих
ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Слайд 88 Мораль моральные ценности.
Мораль
– (от лат. mores – обычаи, нравы). Представляет собой особую
форму общественного сознания. Осуществляет воздействие на поведе-
ние людей во всех областях жизни
Мораль выступает как форма общественного сознания, изучаемая этикой
Слайд 99 Моральные и политические принципы
Слайд 10 10 Элементы духовной культуры:
- нравственная культура;
- культура образа жизни и быта, культурные формы общения;
- идеология как политическая культура;
- правовая культура;
- воспитание как духовное воздействие на человека с целью его совершенствования;
Слайд 11 11 Элементы духовной культуры
- наука
как сумма знаний о законах развития природы и общества и
как производительная сила;
- просвещение и образование как система распространения научных знаний;
- художественная культура ;
- язык и речь как средство общения между людьми;
- нормы поведения
Слайд 12 12 Структура профессиональной культуры гражданской и муниципальной службы
политическая культура,
правовая культура,
нравственная культура,
управленческая
культура.
Слайд 13 13 Профессиональная культура гражданской и муниципальной службы это
совокупность профессиональных ценностей и норм поведения, присущих только системе государственной
гражданской и муниципальной службы
Слайд 14 14 Функции профессиональной культуры государственной службы.
Формирует определенный образ
службы в органах публичной власти, отличающей её от любой другой;
Выражается
в чувстве общности всех работников, исполняющих служебные обязанности;
Усиливает вовлечение служащих в дела службы и преданность ей;
Усиливает систему социальной стабильности в организациях, где существует государственная и муниципальная служба;
Является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения служащих.
Слайд 1515 Ценности профессиональной культуры службы влияют:
1. На
властные отношения и отношения контроля внутри службы;
2. Отношения
к трудовой деятельности;
3. Межличностные отношения;
4. Межгрупповые отношения;
5. Отношения с внешним окружением;
6. Технологии, мотивации и т.д.
Слайд 1616 Составляющие ценностей профессиональной культуры ГГС
1. Профессиональная культура,
как процесс целенаправленной управленческой деятель-
ности находящейся в постоянном развитии;
2.
Профессиональная культура как показатель качественного состояния управления;
3. Профессиональная культура как сложная самоорганизующаяся система, на которую воздействуют внешние и внутренние факторы.
Слайд 1717 Основные формы существования профессиональных ценностей ГС
Идеалы –
выработанные политическим руковод- ством государства представления о совершенстве в различных
проявлениях и сферах функциониро- вания гражданской и муниципальной службы;
Воплощение этих идеалов в деятельность гражданской и муниципальной службы и поведении гражданских и муниципальных служащих;
Внутренние мотивационные структуры личности служащего, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности профессиональных ценностных идеалов.
Слайд 18 18 Основные нормативные уровни морали государственных должностных лиц
государственный служащий
должен обладать честностью и неукоснительно следовать закону;
уметь находить правильный подход
к разрешению конфликтных ситуаций;
ориентироваться на честное выполнение служебных обязанностей и процедурных норм учреждения;
быть достаточно компетентным в определении государственной и муниципальной политики;
уметь достигать компромиссов и не допускать социального игнорирования
Слайд 1919 Необходимые личные качества
Гражданственность
Порядочность
Добросовестность
Справедливость
Профессионализм
Ответственность
Социальная активность
Слайд 2020 Основные функции этикета ГГС
Формирование таких правил поведения в
обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения;
Функция удобства, т.е.
целесообразность и практичность.
Слайд 2121 Характерные черты российского менталитета:
Западное начало характеризуется стремлением к
свободе, индивидуализму, прагматизму;
Восточное начала характеризуется духовностью, коллективизмом, патриархальностью, консерватизмом.
Слайд 2222 И. Браим – нравственные нормы делового этикета
Вежливость, которая
является выражением уважительного отношения к человеку;
Тактичность, чувство меры, превысив которое
можно обидеть человека или дать ему возможность «сохранить лицо»;
Скромность, сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положений в обществе;
Благородство, способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или другой выгоды;
Точность, соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств
Слайд 2323 Нравственные принципы профессиональной этики
Принцип общественного служения
Принцип законности
Принцип
гуманизма
Принцип беспристрастности
Принцип независимости
Принцип ответственности
Принцип справедливости
Слайд 2424 Нравственные принципы профессиональной этики
Здравый смысл
Свобода
Этичность
Удобство
Экономичность
Консерватизм
Непринужденность
Универсализм
Эффективность
Слайд 2525 Под профессиональной этикой понимают совокупность наиболее общих
норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной,
производственной и служебной деятельности
Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:
Дисциплинированность
Корректность межличностных отношений
Слайд 26 26 Профессиональная этика- совокупность наиболее общих норм, которые
делятся на две подгруппы.
Первая подгруппа включает в себя требования
в межличностных контактах по горизонтали
Вторая подгруппа включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали
Слайд 2727 Специфические понятия профессиональной этики
Профессиональный долг – в котором
фиксируются должностные обязанности.
Профессиональная честь выражается в оценке значимости той
или иной профессии в жизни общества.
Профессиональное достоинство – самооценка своей деятельности
Слайд 2828 А. Шопенгауэр
«Служебная честь заключается во всеобщем мнении других,
что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для
этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности».
Слайд 2929 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО
Применительно к личности истина выступает как совокупность
не только профессиональных, но и общеобразовательных знаний, которыми в максимальной степени должен обладать государственный и муниципальный служащий.
Слайд 3030 Критерии культуры государственного служащего
Образованность
Моральность
Слайд 3131 Эстетический вкус
Включает в себя потребность
человека в систематическом и интенсивном общении с красотой, эстетическими ценностями,
в эстетических впечатлениях, переживаниях;
Отражает способность отличать подлинные ценности от мнимых;
Предполагает обретаемое и развивающееся в эмоциональном опыте общения с реальными и художественными носителями эстетических ценностей умение воспринимать и оценивать прекрасное, возвышенное, поэтическое и т.д.
Слайд 3232 ВНЕШНЕЕ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Государственная служба предполагает
определенный стиль поведения и его регламентацию, основанные на идущих из
истории, но сохранившихся и поныне иерархичности и ситуативности.
Этикет выступает знаковой системой особого рода, где тот или иной жест, слово, форма одежды, размещение в пространстве и за столом в соответствии с принятым порядком несут определенную смысловую нагрузку.