Разделы презентаций


Лекция 1. Древность: история культур и международных отношений

Содержание

1. Первобытность: история культур и международных отношений1.1. Культурогенез 1.2. Особенности первобытной культуры1.3. Дифференциация первобытных культур1.4. Генезис идеологии и первобытные культуры1.5. Достижения первобытных культур 1.6. Первобытные культуры и начало международных отношений

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. Древность: история культур и международных отношений
Первобытность: история культур

и международных отношений
Древний Восток: история культур и международных отношений
Античный мир:

история культур и международных отношений



Лекция 1. Древность: история культур и международных отношенийПервобытность: история культур и международных отношенийДревний Восток: история культур и

Слайд 21. Первобытность: история культур и международных отношений
1.1. Культурогенез
1.2. Особенности

первобытной культуры
1.3. Дифференциация первобытных культур
1.4. Генезис идеологии и первобытные культуры
1.5.

Достижения первобытных культур
1.6. Первобытные культуры и начало международных отношений
1. Первобытность: история культур и международных отношений1.1. Культурогенез 1.2. Особенности первобытной культуры1.3. Дифференциация первобытных культур1.4. Генезис идеологии

Слайд 31.1. Культурогенез
Культурогенез – это процесс длительного формирования культуры в первобытную

эпоху. Понятие «культура» можно понимать двояко: и философски, и исторически.

Для философии культура - это одной из сфер бытия человека (другие сферы его бытия - общество и природа). В исторической науке культурой называют хронологически и локально ограниченную совокупность достижений и характерных черт социально значимого поведения людей - членов единой общности.
1.1. КультурогенезКультурогенез – это процесс длительного формирования культуры в первобытную эпоху. Понятие «культура» можно понимать двояко: и

Слайд 4В конце позднего палеолита (с 40 до 10-12 млн. лет

до н.э.) люди хоронили умерших членов своего рода, создавали произведения

искусства (это элементы духовной культуры), умели изготовлять орудия труда и украшения (таковы признаки наличия у первобытных людей материальной культуры).
В конце позднего палеолита (с 40 до 10-12 млн. лет до н.э.) люди хоронили умерших членов своего

Слайд 51.2. Особенности первобытной культуры. Первобытная культура имеет ряд особенностей, и

это: 1) синкретизм (недифференцированность сфер (Г.В. Гриненко), например, тотемный столб

– и предмет культа и скульптура), 2) мифологичность, 3) традиционализм (в среде людей – субъектов культуры – доминировали представители старшего поколения как хранители традиций – опыта предков, прошедшего проверку временем), 4) устный характер (тогда люди не знали письменности).
1.2. Особенности первобытной культуры. Первобытная культура имеет ряд особенностей, и это: 1) синкретизм (недифференцированность сфер (Г.В. Гриненко),

Слайд 61.3. Дифференциация первобытных культур. К концу каменного века кроме племен,

в основном занимающимся охотой и собирательством, появились племена с другими

главными формами экономической деятельности – рыболовством, земледелием и скотоводством. Это привело к дифференциации первобытных культур, так как нарастали различия и в важнейших орудиях труда, используемых племенами, так и в мифологиях, определяющих мировоззрение членов данных племён.
1.3. Дифференциация первобытных культур. К концу каменного века кроме племен, в основном занимающимся охотой и собирательством, появились

Слайд 71.4. Генезис идеологии и первобытные культуры. Формирующаяся политическая власть уже

в эпоху первобытности нуждалась в своём обосновании и потому тогда

начался генезис идеологии. Так как всё люди той эпохи верили в мифологическое объяснение мира, то и ранние идеологии базировались на аналогии власти вождя над племенем (группы старейшин) с властью самого могучего бога (нескольких верховных богов) над остальными богами. Как и в отношении земных политических лидеров, богам следовало поклоняться и у них просить совета и помощи.
1.4. Генезис идеологии и первобытные культуры. Формирующаяся политическая власть уже в эпоху первобытности нуждалась в своём обосновании

Слайд 81.5. Достижения первобытных культур
Первобытные люди создали разнообразные орудия труда и

предметы быта, научились первым ремеслам, практикам производящего хозяйства, умели строить

постоянные поселения (даже города с крепостными стенами, один из первых таких городов - Иерихон в Палестине). В эпоху первобытности у людей появилась потребность создавать произведения музыки, живописи, скульптуры, танца, архитектуры (дольмены, кромлехи, менгиры, Стоунхендж). Развитие обществ первобытных людей привело к появлению государственности.
.
1.5. Достижения первобытных культурПервобытные люди создали разнообразные орудия труда и предметы быта, научились первым ремеслам, практикам производящего

Слайд 9Постепенное у первобытных людей, помимо обыденной, фрагментарной формы мировоззрения (мировоззрение

– это синтез мировосприятия и миропонимания) возникла первая цельная –

мифологическая – его форма. Миф – это сакральный (священный) рассказ о творении мира и его законов сверхъестественными существами в доисторическую эпоху (М. Элиаде). Содержание мифов передавалось устно и при помощи символов – сложных смыслов (в них есть буквальный и скрытый смысл).
Постепенное у первобытных людей, помимо обыденной, фрагментарной формы мировоззрения (мировоззрение – это синтез мировосприятия и миропонимания) возникла

Слайд 10В первобытности возникли и развивались ранние религиозные (анимизм, гилозоизм, тотемизм,

фетишизм) верования и практики (магия, шаманизм). В их основе лежала

ассоциативно-образная направленность мышления первобытных людей, её древняя форма - это тотемизм (вера в духа-прародителя-оборотня, склонного помочь племени своим потомков). Гилозоизм (вера во всеобщую одушевленность мира), анимизм (вера в бытие сверхъестественных сущностей) заложили идеологическую основу политеизма (веры в пантеон богов).
В первобытности возникли и развивались ранние религиозные (анимизм, гилозоизм, тотемизм, фетишизм) верования и практики (магия, шаманизм). В

Слайд 11Фетишизм (вера в волшебные свойства предмета, растения, живого существа), магия

(вера в возможность влиять на мир с помощью сверхъестественных сущностей)

и шаманизм (вера в возможность вызывать сверхъестественные сущности для общения с ними) легли в основу культовой практики политеизма.
Фетишизм (вера в волшебные свойства предмета, растения, живого существа), магия (вера в возможность влиять на мир с

Слайд 121.6. Первобытные культуры и генезис международных отношений. Уже в эпоху

первобытности между человеческими обществами (родовыми и соседскими общинами, племенами) начали

возникать международные отношения. Они строились и на основе сотрудничества (бартер и торговля, обмен знаниями, брачные и военные союзы) и на основе конфликта (военные походы и набеги, территориальные споры, взимание дани, вовлечение в политическую зависимость).
1.6. Первобытные культуры и генезис международных отношений. Уже в эпоху первобытности между человеческими обществами (родовыми и соседскими

Слайд 132. Древний Восток: история культур и международных отношений
2.1. Общие черты

культур Древнего Востока
2.2. Специфика отдельных культур Древнего Востока
2.3. Основные

достижения культур Древнего Востока
2.4. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока: конфликт цивилизации и варварства
2.5. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока: самоизоляция и воля к могуществу
2.6. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока и «осевое время»
2. Древний Восток: история культур и международных отношений2.1. Общие черты культур Древнего Востока 2.2. Специфика отдельных культур

Слайд 142.1. Общие черты культур Древнего Востока. Культуры Древнего Востока имеют

ряд общих черт. Это: 1) элитарный характер письменного содержания культуры

(в Египте быть писцом было почётно), 2) этатизм (культ государства, особенно в учении китайца Конфуция), 3) падение влияния мифологии на культуру, рост её религиозности; 4) появление философского критицизма по отношению к традициям.
2.1. Общие черты культур Древнего Востока. Культуры Древнего Востока имеют ряд общих черт. Это: 1) элитарный характер

Слайд 152.2. Специфика отдельных культур Древнего Востока. В числе культур Древнего

Востока можно назвать культуры Египта, Финикии и Иудеи, Месопотамии и

Персии, Индии и Китая. Культуры Египта, Финикии, Месопотамии в древности не знали ни религии, ни философии, и они медленно развивались. Культуре Древнего Египта присущи мистицизм и вера в ничтожность земной жизни по сравнению с наградой праведным душам после посмертного суда, люди в Древней Финикии и в Древней Месопотамии были прагматичны, стремились к земному благополучию, а посмертное существование считали унылым для всех душ.
2.2. Специфика отдельных культур Древнего Востока. В числе культур Древнего Востока можно назвать культуры Египта, Финикии и

Слайд 16В середине I тыс. до н.э. произошло появление религий в

Палестине (иудаизм), Персии (зороастризм), Индии (буддизм), а также ряда философских

учений в Индии (например, джайнизм, санкхья-йога) и Китае (в частности, даосизм, конфуцианство). Это «осевое время» (концепт К. Ясперса) придало данным культурам Древнего Востока новую специфику и ускорило их развитие.
В середине I тыс. до н.э. произошло появление религий в Палестине (иудаизм), Персии (зороастризм), Индии (буддизм), а

Слайд 172.3. Основные достижения культур Древнего Востока. Основные достижения культур Древнего

Востока были, в первую очередь, связаны с последствиями осевого времени

– с появлением личностей, способных к самостоятельному размышлению над проблемными вопросами. Вопрос о сущности божественного начала, независимого от природы, получил сразу несколько ответов – монотеизм (иудаизм), дуализм (зороастризм), также возник атеизм (буддизм хинаяны, джайнизм, чарвака).
2.3. Основные достижения культур Древнего Востока. Основные достижения культур Древнего Востока были, в первую очередь, связаны с

Слайд 18Помимо этого, среди достижений культур Древнего Востока можно назвать: алфавит

(Финикия), выращивание хлопчатника, разведение домашней птицы, арабские цифры, шахматы (Индия),

арки, сводчатые потолки, туннели (Месопотамия), бальзамирование, колоннады и спортивные состязания (Египет), фарфор, бумага, шелк и тушь (Китай).
Помимо этого, среди достижений культур Древнего Востока можно назвать: алфавит (Финикия), выращивание хлопчатника, разведение домашней птицы, арабские

Слайд 192.4. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока: конфликт

цивилизации и варварства. Появление государств на Древнем Востоке положило начало

конфликту цивилизованных обществ (имеющих государственность, развитую экономику и большое социальное расслоение) с обществами варваров, и новому этапу международных отношений. Этот конфликт имел две формы: экспансию цивилизованных обществ (недаром фараон Древнего Египта был, в первую очередь, полководцем) и нападения варваров на цивилизованные общества (они вынудили императора Цинь Шихуанди начать строить Великую Китайскую стену). Обе формы идеологически обосновались так: противники провозглашались неполноценными людьми.
2.4. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока: конфликт цивилизации и варварства. Появление государств на Древнем

Слайд 202.5. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока: самоизоляция

и воля к могуществу. Влияние идеологии на международные отношениях государства

Древнего Востока проявляется и в одной из двух базовых стратегий его внешней политики: либо оно провозглашалась привилегированной частью мира и потому стремилось к самоизоляции (в Китае император считался сыном Неба (и служил ему в храме Неба), а его держава – Поднебесной империей), либо его считали центром мира, которому должна подчиниться вся его периферия (так считали монархи Ассирии и потому часто вели захватнические войны).
2.5. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока: самоизоляция и воля к могуществу. Влияние идеологии на

Слайд 212.6. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока и

последствия «осевого времени».
Под влиянием «осевого времени» появились первые религии,

что стало новым фактором, влияющим на внешнюю политику государств Древнего Востока. Так, почти вся Индии была временно объединена под властью монарха – буддиста Ашоки (её символом была колонна в четырьмя львами – сторонами света), а в Палестине Израильское царство было создано в ходе войн еврейского народа, исповедующего иудаизм, против местных племен приверженных политеизму (т.е. религиозной вере в пантеон богов).
2.6. Фактор идеологии во внешней политике государств Древнего Востока и последствия «осевого времени». Под влиянием «осевого времени»

Слайд 223. Античный мир: история культур и международных отношений
3.1. Общие черты

культур античного мира
3.2. Специфика отдельных культур античного мира
3.3. Основные достижения

культур античного мира
3.4. Идеологический фактор во внешней политике государств Древней Греции архаического и классического периодов
3.5. Идеологический фактор во внешней политике государств Древней Греции эллинистического периода
3.6. Идеологический фактор во внешней политике Древнего Рима

3. Античный мир: история культур и международных отношений3.1. Общие черты культур античного мира3.2. Специфика отдельных культур античного

Слайд 233.1. Общие черты культур античного мира. Общие черты культур античного

мира (Древней Греции и Древнего Рима) таковы: 1) состязательность (агональность),

2) космоцентризм (гармоничность космоса и цивилизации противопоставляется хаосу и варварству), 3) антропоцентризм (доминируют темы, связанные с жизнью людей), 4) слабая религиозность (почти все герои и боги выглядят и действуют как люди), 5) приятие свободомыслия (конкурировало много философских учений, велись публичные дискуссии политиками, софистами и многими философами (в первую очередь, Сократом).
3.1. Общие черты культур античного мира. Общие черты культур античного мира (Древней Греции и Древнего Рима) таковы:

Слайд 24Философия возникает сначала в Древней Греции. К этому привела специфика

менталитета древних греков - стремление к созданию гармоничного космоса (мифы

о Геракле, победителя чудовищ – воплощений хаоса), рационального мышления (логика Аристотеля) и идеального государства (философия Платона). Это нашло отражение даже в древнегреческих архитектурных ордерах, а также в математически выверенных скульптурах Поликлета («Дорифор»).
Философия возникает сначала в Древней Греции. К этому привела специфика менталитета древних греков - стремление к созданию

Слайд 253.2. Специфика отдельных культур античного мира. Из культур античного мира

сначала возникла культура Древней Греции, а затем и под её

влиянием – культура Древнего Рима. Между ними были значительные различия. Культурные приоритеты древних греков – это мифология (ставящая проблемные вопросы), театр и спорт (в том числе Олимпийские игры). Им наиболее присуща любознательность (один из великих греков – изобретатель и учёный Архимед).
3.2. Специфика отдельных культур античного мира. Из культур античного мира сначала возникла культура Древней Греции, а затем

Слайд 26Культура Древнего Рима многое заимствовала в культуре Древней Греции, но

если, то римляне более реалистичны и практичны. У древних римлян

приоритеты – политика, военное дело и гладиаторские бои (для них строились амфитеатры, в том числе Колизей), их отношения с богами похожи на сделки (недаром римляне создали храм всех богов (Пантеон)).
Культура Древнего Рима многое заимствовала в культуре Древней Греции, но если, то римляне более реалистичны и практичны.

Слайд 273.3. Основные достижения культур античного мира. Антропоцентризм и слабая религиозность,

присущие культурам античного мира, привели к тому, что греки создали

разнообразную философию, заложили основы логики и многих наук (Аристотелем), внесли вклад в развитие искусства (драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, скульптуры Фидия, Поликлета, Мирона, храм Парфенон в Афинах, архитектурные ордера (дорический, ионический, коринфский)), начали Олимпийские игры. Римляне создали новые виды архитектуры (триумфальные арки, термы, амфитеатры (Колизей)) и юриспруденцию, их язык (латинский) стал языком науки.
3.3. Основные достижения культур античного мира. Антропоцентризм и слабая религиозность, присущие культурам античного мира, привели к тому,

Слайд 283.4. Идеологический фактор во внешней политике государств Древней Греции архаического

и классического периодов. В течение архаического периода появились греческие полисы

с разными политическими режимами, в классический период возникла идеология культурного и политического превосходства греков (эллинов) над варварами (в эпоху греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.)). Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.), одной из причин которой было противостояние сторонников и противников афинской демократии (Спарте – противнику Афин – симпатизировала Персия), содействовала упадку полиса и падению популярности данной идеологии.
3.4. Идеологический фактор во внешней политике государств Древней Греции архаического и классического периодов. В течение архаического периода

Слайд 293.5. Идеологический фактор во внешней политике государств Древней Греции эллинистического

периода. Эллинистический период в истории Древней Греции было связано с

попыткой царя Македонии Александра создать всемирную державу с идеологией, нацеленной на распространение во всем мире греческую культуру. Его поход (334-324 гг. до н.э.) привёл к созданию огромного государства, быстро распавшегося на части – эллинистические государства (Македонию, Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Бактрию, Пергам). Эти государства соперничали друг с другом, но их объединяла эллинистическая культура (синтез греческой культуры и культур местных народов).
3.5. Идеологический фактор во внешней политике государств Древней Греции эллинистического периода. Эллинистический период в истории Древней Греции

Слайд 303.6. Идеологический фактор во внешней политике Древнего Рима. Внешняя политика

Древнего Рима во многом предопределялась идеологией избранности римского народа как

устроителя космоса: все остальные народы трактовались ей как второсортные и их подчинение римлянам считалось должным. Древние римляне, следуя этой идеологии, сначала включили в состав своего государства почти весь Апеннинский полуостров (к III в. до н.э.), а затем, в ходе серии войн (III в. до н.э. – II в. н.э.), всё остальное Средиземноморье и ряд других регионов.
3.6. Идеологический фактор во внешней политике Древнего Рима. Внешняя политика Древнего Рима во многом предопределялась идеологией избранности

Слайд 31В годы кризиса и упадка Римской империи (III-V вв. н.э.),

слабеющей под ударами варварских племён, идеологический фактор тоже влиял на

её внешнюю политику. Это проявилось в недальновидной стратегии войны варварскими племенами, уже поселившихся на территории Римской империи и получивших от неё большие льготы, с другими варварскими племенами, нападавшими на владения римлян. В результате сначала вестготы (410 г. н.э.), а затем вандалы (455 г. н.э.) взяли Рим, а в 476 г. Западная Римская империя пала.
В годы кризиса и упадка Римской империи (III-V вв. н.э.), слабеющей под ударами варварских племён, идеологический фактор

Слайд 32Упадку Римской империи в идеологическом плане способствовало появление и распространение

христианства с I в. н.э. Христианство возникло в Палестине как

монотеистическая религия, критикующая культуру и государственность римлян, призывающая людей смиренно принимать все удары судьбы. Оно первоначально жестоко преследовалось. Усиление влияния христианства в Римской империи (в IV в. н.э., она сначала перестало преследоваться, а затем стала единственной официальной религией), усилило в ней внутренние противоречия и приблизило гибель античной культуры.
Упадку Римской империи в идеологическом плане способствовало появление и распространение христианства с I в. н.э. Христианство возникло

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика