Слайд 1ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Организация воспитания в высшей школе
Волгоград -
2013
д.м.н. Краюшкин С.И.
к.п.н. Артюхина А.И.
к.п.н. Чумаков В.И.
Дериченко О.А.
Слайд 2Организация воспитания
в высшей школе
ПЛАН
Понятие: воспитание, цели, подходы,принципы, виды,
методы воспитания
Образовательная среда медицинского вуза
Направления развития воспитательной деятельности ВолгГМУ
в 2013-2017 годах.
Слайд 3Литература
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»,
Федеральный
закон «Об охране здоровья граждан»,
Устав университета
Концепция «Основные направления развития
воспитательной деятельности ВолгГМУ в 2013-2017 годах».
Слайд 4Тема о человеке оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее,
чем ее знает современное воспитание
В. Зеньковский
Чтобы воспитать человека во всех
отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях... Каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.
К.Д. Ушинский
Слайд 6Понятие «воспитание»
Цель воспитания —изменения в человеке (формируются определенные, социально одобряемые
личностные качества), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных
воспитательных акций и действий (методов воспитания).
Слайд 7Принципы воспитания
1) Природосообразность воспитания. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из
того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и
социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.
2) Принцип культуросообразности. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур
3) Деятельностный подход как принцип гуманистического воспитания.
4) Принцип полисубъектного (диалогического) подхода - отношение к воспитаннику как к равноправному партнеру в общении
Слайд 8Виды воспитания
Физическое
Политическое
Экономическое
Нравственное
Гражданское
Экологическое
виды воспитания
Слайд 9Какие подходы в воспитании были разработаны волгоградскими научными школами?
Слайд 10
Личностно-ориентированный подход в воспитании (В.В.Сериков)
Слайд 11Гендерный подход в воспитании (Л.И.Столярчук, С.А.Коробкова)
Основная идея – необходим учет
особенностей развития студентов мужского и женского пола;
Идеи о значимости семейных
ценностей, гармонии в отношениях между полами, этнокультурных основ гендерной социализации и т.д.
Главное внимание- процесс усвоения мужской или женской роли
Слайд 12ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
СТУДЕНЧЕСТВО - учащиеся высших учебных
заведений, особая социальная группа.
Термин обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением;
определённое общественное положение, роль и статус;
особую фазу, стадию социализации(студенческие годы), которую проходит значительная часть молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями.
Слайд 13Социально-психологические особенности студентов
На 1 курсе происходит адаптация вчерашних школьников к
новой обстановке в вузе, непривычной системе обучения,
есть риск дезадаптивного
поведения, которое вполне может выразиться в академической неуспеваемости, пропусках занятий и т.д.
Необходима педагогическая, эмоциональная поддержка
Слайд 14Социально-психологические особенности студентов
самоподготовка к профессиональной деятельности;
Формирование социально-ответственного поведения: участие в
деятельности на пользу общества и усвоении политической и общественной ответственности
гражданина;
критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной «интернализированной» структуры ценностей как руководства к действиям в дальнейшей жизни;
Слайд 15Профессиональное самоопределение студента
Этот процесс происходит не только в школе, но
и во время учебы в вузе;
Таким образом, существенный фактор профессионального
самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии,
Важен уровень информированности студента и уровень его притязаний, структура его ценностей и ориентиров
Задача педагога – помочь учащемуся в профессиональном самоопределении, принятии ценности выбранной специальности, формировании своей субъектности
Слайд 16Методы воспитания
Под методами воспитания следует понимать
Способы профессионального взаимодействия педагога
и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Совокупность способов и приемов
формирования у учащихся тех или иных качеств личности.
Слайд 17Система общих методов воспитания (Сластенин):
• методы формирования сознания личности (рассказ,
беседа, лекция, диспут, метод примера);
• методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Слайд 19Убеждение и внушение
Убеждение – воздействие на воспитуемого логическими доводами и
аргументами.
Внушение – по большей части эмоциональное воздействие на воспитуемого (гимн
ВолгГМУ, атмосфера вуза, имидж и авторитет преподавателя, профессора, аура медицинской профессии: белые халаты, шапочки и т.д.)
Слайд 20Метод примера
Личный пример преподавателя
Примеры известных врачей, педагогов, политических деятелей как
образец для подражания молодому поколению
Примеры выпускников ВолгГМУ, добившихся успехов в
научной и практической деятельности и т.д.
Слайд 21педагогическое требование
Педагог вправе потребовать от учащегося выполнения правил поведения в
вузе в следующих формах:
Просьба («не могли бы Вы…»)
Указание («Вам необходимо
выполнить следующее…»)
Требование («Немедленно прекратите шум в аудитории» и т.д.)
Слайд 22приучение
Приучение метод воспитания, заключающийся в многократном повторении воспитуемыми определенных действий.
Наиболее
часто используется в физическом воспитании.
Слайд 23поощрение
Поощрение воспитуемого в разных формах:
неформальные: словесная похвала
формальные: грамоты, поощрение
за участие в конференциях, олимпиадах, общественной жизни факультета/вуза, дополнительные баллы
в системе БРС.
Слайд 24наказание
Основные формы:
Неформальное: словесное неодобрение, замечание.
Формальное: удаление из аудитории, докладная, выговор,
исключение из Университета.
Слайд 252. Образовательная среда медицинского вуза
(Артюхина А.И.) Целостность, имеющая три
структурных уровня организации:
•ОС, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической,
социо-культурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред;
• ОС как совокупность выстроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда учреждения, в котором реализуется производственная практика;
• ОС вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста. Причём своеобразным стержнем образовательной среды являются ценностная общность и традиции вуза.
Слайд 26
Схема образовательной среды как совокупности встроенных по концентрическому принципу компонентов:
образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда медицинского
учреждения
Слайд 27
Схема образовательной среды вуза как духовной общности, возникающей в
межсубъектном взаимодействии и способствующей профессионально-личностному становлению будущего врача
Слайд 28
Специфика образовательной среды медицинского вуза
▪ в особом языке, понятийно-терминологическом
аппарате профессионального общения,
▪ в этике и деонтологии, сопутствующих на
всех этапах процессу обучения и вырабатывающих ответственное отношение к больному человеку как к личности,
▪ в том, что учебная деятельность протекает как в учебных корпусах, так и в лечебных учреждениях и среда медицинского учреждения проникает в среду вуза,
▪ научно-медицинско-педагогические школы придают смысложизненные ориентации студентам и создают активный, творческий вектор среды вуза как фактор самореализации их в непрерывном развитии студента.
Слайд 29Система работы кафедры по созданию образовательной среды
формирование у студентов
чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу университета;
выработка кафедрой своей профессионально-этической
позиции, создание системы презентации профессиональных ценностей и образцов деятельности;
создание разнообразных структур и сфер деятельности (научных обществ, клубов по интересам,
проектов и др.), позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы в среде кафедры;
Слайд 30Система работы кафедры по созданию образовательной среды ч.2
(Б)
4) актуализация возможностей
неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, включения студентов в
творческую лабораторию преподавателя;
5) создании открытой и доступной студентам информационной базы кафедры;
6) разработка и реализация на кафедре различных моделей самостоятельной учебно-проектной деятельности
7) культивирование атмосферы тьютерства, сопровождения и поддержки студентов при высоком уровне требовательности и компетентности преподавателей.
Слайд 313. Направления развития воспитательной деятельности ВолгГМУ в 2013-2017 годах.
В
основу воспитательной деятельности университета положена Концепция, рассматривающая воспитательную работу, включающую
гражданское,
патриотическое,
духовно-нравственное,
экологическое,
трудовое
воспитание здорового образа жизни,
как процесс систематического и целенаправленного воздействия на студента с целью подготовки его к профессиональной и общественной деятельности и формирования гуманистической, творческой, активной, социализированной личности.
Слайд 32Три уровня воспитательной работы в ВолгГМУ
ВР осуществляется на трех уровнях:
Первый
уровень – массовые мероприятия (культурно-творческие, спортивные, научно-практические, музей ВолгГМУ): уровень
Университета
второй уровень – групповые формы – мероприятия внутри коллектива академических групп: уровень факультета, кафедры
третий уровень – индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа: уровень индивидуальной работы преподавателей
Слайд 33Принципы
воспитательной работы
ВолгГМУ
Индивидуальный подход в воспитании.
Единство, согласованность и преемственность в
воспитании.
Развитие научно-теоретических и методических основ воспитательной работы.
Воспитание в процессе
обучения студентов профессионализма, дисциплины, ответственности, умения и навыков по специальности
Гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной работы с интересами общества и государства
Вариативность воспитательной системы.
Опора на положительное в личности и коллективе, воспитание на примере.
Воспитание в коллективе и через коллектив.
Уважение к правам и свободам граждан, корректность
Слайд 34Деятельность кафедры по реализации воспитательной работы ВолгГМУ включает:
создание организационных, психологических,
финансовых и материально-технических условий для проведения воспитательной работы;
анализ эффективности функционирования
воспитательного аппарата университета, подготовка предложений по её совершенствованию;
анализ и обобщение опыта организации и проведения воспитательной работы на кафедре, участие в ней профессорско-преподавательского состава;
разработка научно-методической основы воспитательной работы в университете;
разработка основных форм и методов воспитательной работы в соответствии с моделью специалиста, профилем кафедры;
обеспечение необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (спорт, туризм, художественная самодеятельность, клубная деятельность и т.д.: в зависимости от специфики кафедры);
Слайд 35Студенческий совет ВолгГМУ
Студенческий совет – это орган студенческого самоуправления, деятельность
которого направлена на решение важных вопросов студенческой молодежи и развитие
ее социальной активности.
Инициатором создания органа студенческого самоуправления стал наш ректор, академик РАМН В.И.Петров и в 1991 году в ВМИ появился Студенческий совет.
Слайд 36Студенческие клубы ВолгГМУ
в структуру Студенческого Совета ВолГМУ входят 15 клубов,
которые помогают разнообразить студенческую жизнь. Все клубы работают по направлениям:
культурно-развлекательное
направление работы (КВН, Визави, туристический клуб «Карта Мира»),
творческое (театральная студия «Пятница», литературно-поэтический клуб «Златоуст», фото-клуб «Вдохновение», студия «Аллегро», клуб «Художников», клуб Информационных технологий),
волонтерское (патриотический клуб «Сталинград», клуб «Дети», донорское движение «Капля Жизни»),
интеллектуальное (клуб интеллектуальных игр «Медиум» и Диспут-клуб Медик),
движение Здоровое поколение, которое пропагандирует здоровый образ жизни среди студенчества.
Слайд 38План и отчет воспитательной работы кафедры
Слайд 39Профориентационная работа ВолгГМУ
Профориентационная работа ведется по следующим основным направлениям:
Отбор и
подготовка волонтеров и волонтерских отрядов для работы с учащимися школ
города и области (привлечение студентов 1-4 курсов);
Разработка и создание наглядных агитационных материалов
Установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, лицеев города и области посредством студентов-первокурсников – выпускников среднеобразовательных учебных заведений.
Важное воспитательное значение ПР.
Слайд 40ШКОЛА ЮНОГО МЕДИКА
- проведение благотворительных акций
- участие в социальных проектах
-
организация социологических опросов
- социальная работа на городских улицах (интервью и
беседы с людьми группы риска)
- тренинги, профориентация, встречи со специалистами (психологи, врачи, специалисты по социальной работе, сотрудники наркодиспансера)
проведение фотовыставок
издание информационных буклетов, публикации в СМИ
Слайд 41Мероприятия по воспитательной работе в ВолгГМУ на 2013 год: Воспитание
личности через профессию
Разработка и создание «Кодекса студента медицинского вуза»
Организация и проведение встреч обучающихся ВолгГМУ с почетными профессорами и заслуженными деятелями науки ВолгГМУ
Участие в разработке и организации выставки в музее истории ВолгГМУ экспозиций, посвященных достижениям в медицине волгоградских ученых
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание :
Создание и утверждение комплексной целевой программы «Патриотическое воспитание учащихся ВолгГМУ 2013-2017гг»
Организация и проведение фестиваля патриотической песни «Сталинградская весна»Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и трудового фронта, писателями и художниками.
Создание и выпуск книги о ветеранах Великой Отечественной войны – сотрудников университета.
Слайд 42Мероприятия по воспитательной работе в ВолгГМУ на 2013 год: Формирование
здорового образа жизни у сотрудников и студентов ВолгГМУ:
Разработка комплексной целевой
программы «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в студенческой среде ВолгГМУ 2013-2017 гг»
Проведение конференции «Здоровое поколение»
Выпуск сборника по материалам вузовской конференции «Профилактика наркомании в студенческой среде ВолГМУ»
выпуск специальных номеров вузовской газеты по тематике здорового образа жизни
Развитие студенческого самоуправления
Разработка комплексной программы «Развитие системы студенческого самоуправления в ВолгГМУ 2013-2017 гг»
Организация «Совета выпускников ВолгГМУ»
Творческое развитие и самореализация студентов
Проведение творческих конкурсов, концертов и тематических мероприятий (КВН, посвящение в студенты, тематические концерты)
Слайд 43Мероприятия по воспитательной работе в ВолгГМУ на 2013 год Развитие
волонтерского движения
Работа волонтеров движения «Сталинград» с ветеранами Великой Отечественной войны
– сотрудниками университета
2.Участие студентов в патронаже детских домов Волгограда и детских отделений в учреждениях здравоохранения города
Развитие донорского движения ВолгГМУ «Капля жизни»
Вот уже на протяжении последних нескольких лет у студентов ВолгГМУ сложилась добрая традиция - перед Новым годом в университете проходит благотворительный сбор средств на подарки детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, воспитываемых в детском православном приюте «Дом милосердия».
Слайд 44«Мы существуем, чтобы ДАВАТЬ, СЛУЖИТЬ, ЛЮБИТЬ» – девиз Малайзийского волонтёрского
движения (Malaysian Fellowship), которое уже несколько лет существует среди студентов
малайзийского землячества ВолгГМУ.
1. Медицинские мобильные клиники.
«Мы едем в деревню, чтобы создать временные клиники, предоставляя бесплатные консультации и лекарства для местных жителей. Это главное направление нашей работы. У нас есть собственные мобильные приюты, координируемые нами, связанные с повседневной работой нашей волонтёрской программы».
2. Поддержка бедных семей.
«Мы помогаем бедным семьям в получении предметов первой необходимости, таких как продуктов питания, предметов домашнего обихода, туалетных принадлежностей, одежды и обуви».
3. Улучшение санитарно-гигиенических условий.
«Мы проводим обучающие беседы с жителями деревень о важности соблюдения правил элементарной гигиены и санитарии для профилактики инфекционных заболеваний».
Слайд 45Координационный Совет по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов ВолгГМУ
(председатель ректор ВолгГМУ В.И.Петров)
Задачи
Паспортизация и мониторинг состояния здоровья студентов, их
психофизиологического и физического состояний.
Осуществление профилактических медосмотров студентов.
Проведение психофизиологических исследований (умственной работоспособности, состояния психоэмоциональной сферы и т.д.).
Исходная оценка и выявление динамики физического развития и работоспособности студентов.
Изучение проблем питания студентов.
Формирование компьютерной базы данных физического развития и функционального состояния по годам обучения студентов в вузе.
Разработка и внедрение профилактических мер, способствующих оптимизации различных аспектов здоровья и учебной деятельности студентов.
Создание условий жизнедеятельности студентов, адекватных требованиям образовательного процесса
http://www.volgmed.ru/ru/news/content/2012/07/4/1584/
Слайд 46Деятельность кафедр и преподавателей по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья
студентов ВолгГМУ
Содействие изучению и оценке условий проживания студентов в
общежитиях;
изучение и оценка условий и организации обучения студентов на учебных базах;
изучение и оценка уровня санитарно-гигиенического воспитания студентов
выявление причинно-следственных связей между особенностями образа жизни студентов и состоянием их здоровья;
Слайд 47кафедра физической культуры и здоровья ВолггМУ: реализация здоровьесберегающих воспитательных технологий
В
пропаганде здорового образа жизни основная нагрузка приходится на кафедру физической
культуры и здоровья, на базе которой организован спортивный клуб.
Студенты принимают участие в спартакиадах и соревнованиях по различным видам спорта, где занимали призовые места.
Это городская спартакиада среди студентов, проживающих в общежитиях, спартакиада «Здоровье», Пятые летние областные студенческие игры, городская Универсиада вузов и другие.
Около 100 студентов выезжали зимой на оздоровительный отдых в г. Сочи и для 500 студентов был организован отдых в спортивно-оздоровительном лагере ВолгГМУ.
Слайд 48Точка зрения
«Сегодня образование ни в коем случае нельзя рассматривать только
как процесс усвоения знаний, пора определить его как процесс становления
характера, как процесс личностного развития, это научение росту, научение тому, как устремляться вперед и вверх.»
А.Маслоу