Слайд 1Лекция 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
Общение как базовая психологическая категория
Структура и
функции общения
Речевая коммуникация
Невербальная коммуникация
Слайд 2Общение
потребность личности;
условие и фактор развития личности;
обмен информацией между людьми;
обмен действиями,
состояниями и переживаниями;
процесс восприятия и понимания Другого;
вид специфической совместной деятельности
Слайд 3Общение -
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Слайд 4Коммуникация
Коммуникация в широком смысле – опосредованное и целесообразное взаимодействие двух
и более субъектов.
Коммуникация в узком смысле – процесс передачи информации
Слайд 5Невероятность коммуникации
Одна из невероятностей коммуникации по Луману заключается в том,
что один индивид вообще понимает то, что подразумевает другой, так
как имеет место автономия и индивидуализация их сознания. Понимание смысла возможно только в связи с контекстом, но в качестве такового поначалу выступает лишь содержание собственной памяти.
Слайд 6Межличностное общение
– это такое взаимодействие между людьми, которое удовлетворяет следующим
критериям:
в нем участвует небольшое число людей (количественный критерий);
его участники находятся
в непосредственной пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь (пространственный критерий);
каждый из участников признает незаменимость, уникальность партнера, учитывает особенности его эмоционального состояния, самооценки и личностных свойств (личностно-ориентированный критерий).
Слайд 7Виды межличностного общения: критерия – цели и мотивы общения:
модальное общение,
при котором целью общения выступает психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников,
а мотивы лежат в пределах самого общения.
диктальное общение характеризуется иными целями: передача сообщения, побуждение партнера к действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку, мотивы такого общения лежат за пределами самого процесса общения.
Слайд 8Уровни межличностного общения (критерий – характер цели и психологическая дистанция
между партнерами):
ритуальный (социально-ролевой) - целью общения на этом уровне является
выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знаний норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
деловой или манипулятивный - целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются, главным образом, в контексте их профессиональных, деловых или функциональных качеств. Общение при этом является психологически отстраненным и доминирует «Я-ВЫ» контакт;
интимно-личностный уровень: цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерна психологическая близость, эмпатия, доверительность, доминирует «Я-ТЫ» контакт.
Слайд 9Структура общения
(по Г.М. Андреевой)
коммуникативный аспект общения (сторона) или коммуникация
в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися
сторонами;
интерактивный аспект заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями;
перцептивный аспект общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Слайд 10Структура и характеристика компонентов общения (Т.В.Черникова, 2004)
Слайд 12Структура речевой коммуникации
психологическая характеристика (мотивационная и когнитивная);
социально-ролевая характеристика;
элементы прохождения информации
по коммуникативным цепям.
Слайд 13Стили речевого коммуникативного поведения
отчужденный (уступающий – недружелюбный)
послушный (уступающий – дружелюбный)
сбалансированный
(средние баллы по обоим факторам)
опекающий (доминирующий – дружелюбный)
властный (доминирующий –
недружелюбный)
Слайд 14Контекст -
обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.
Слайд 15тот язык или его разновидность, который используют участники данного коммуникативного
акта. Кодирование означает перевод исходного сообщения в набор знаков или
сигналов, которые предположительно могут быть понятны Другому
Код в речевой коммуникации
Слайд 16Каналы передачи информации
это материальные носители для знаков, в речевой коммуникации
– это устная и письменная речь.
Декодирование – это процесс расшифровки.
Для успешной расшифровки требуется как минимум владение получателя языком, сходным с языком отправителя.
Слайд 17Обратная связь –
это реакция получателя на высказывание отправителя, включающая в
себя вербальные и невербальные сообщения.
Слайд 18Оценочная обратная связь
– это сообщение своего мнения, своего отношения
к тому, о чем идет речь. Она может быть позитивной
и негативной.
Позитивная оценочная обратная связь выполняет функцию поддержки Я-концепции партнера и сложившихся межличностных отношений.
Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию и направлена на устранение нежелательного поведения, изменение или модификацию общения.
Слайд 19Безоценочная обратная связь –
вид обратной связи, который не содержит эмоционального
отношения к обсуждаемому вопросу, ее используют тогда, когда хотят больше
узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в его действия.