Слайд 1Лекция 1. Система дополнительного образования.
Слайд 3Дополнительное образование
это вид образования, который направлен на всесторонне удовлетворение
образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Слайд 4Дополнительное образование детей и взрослых
направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Слайд 6!
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой
образовательной программы.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Слайд 7В соответствии с Законом («Об образовании в РФ»), дополнительные общеобразовательные
программы могут реализовываться в:
Дошкольных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие программы),
Общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы),
Организациях дополнительного образования.
Слайд 10!
Закон устанавливает, что в области искусств, физической культуры и спорта
реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы.
Дополнительные предпрофессиональные программы в
области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их образования, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида деятельности, и осуществления их подготовки к получению профессионального образования.
Законом устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам, которые определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 11«Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств,
физической культуры и спорта».
Слайд 12По содержанию
дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая
различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии
удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено рядом направлений (направленностей):
художественное;
техническое;
естественнонаучное;
туристско-краеведческое;
социально-педагогическое;
физкультурно-спортивное.
Слайд 13!
В системе дополнительного образования детей в России работают 10 410
(2015 г., в 2010 г. - более 17 000) профильных
образовательных организаций в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются также во всем спектре образовательный организацияй - от дошкольного учреждения до ВУЗа.
Дополнительное образование детей в ведомственном подчинении Минобрнауки РФ это (2012 г.):
8539 учреждений дополнительного образования;
307 419 преподавателей;
7 997 226 обучающихся.
Слайд 14Структурные элементы системы дополнительного образования детей и взрослых:
Факультативные учебные программы;
Стандарты
дополнительного образования, принятые на государственном уровне;
Образовательные структуры и организации, призванные
осуществлять деятельность в сфере вспомогательного образования;
Управленческие органы.
Слайд 15Основные принципы построения системы дополнительного образования:
Право свободно выбирать учреждения сверхурочного
образования и программы;
Широкое многообразие внешкольных занятий;
Непрерывность дополнительного образования;
Преемственность внеурочных общеобразовательных
дисциплин;
Педагогическая и психологическая поддержка личностного развития каждого индивидуума;
Творческая взаимосвязь преподавателей и учеников;
Сохранение душевного и физического здоровья молодого поколения.
Слайд 16Дополнительное профессиональное образование
направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей,
профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной
деятельности и социальной среды.
Слайд 18Повышение квалификации
предназначено для обновления знаний в связи с повышением
требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения
профессиональных задач. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливается работодателем.
Слайд 19Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
краткосрочное (не менее
72 часов) тематическое обучение, связанное с вопросами конкретного производства, которое
проводится по месту основной работы работника и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическими другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
длительное (свыше 100 часов) обучение в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Слайд 20В процессе профессиональной переподготовки
происходит получение дополнительных знаний, умений, навыков
по программам, которые предусматривают изучение учебных дисциплин, разделов науки, техники,
технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Она осуществляется для расширения квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям.
Слайд 21Существуют программы профессиональной переподготовки двух типов:
Программа профессиональной переподготовки объемом свыше
500 часов учебной нагрузки обеспечивает получение знаний для выполнения нового
вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки выдается диплом государственного образца, удостоверяющий право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для получения дополнительной квалификации при нормативном сроке обучения не менее тысячи часов трудоемкости. В результате профессиональной переподготовки может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится освоением дополнительных профессиональных образовательных программ.
Слайд 22К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное
и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или)
высшее образование.