Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 1 ВВОДНАЯ ТЕМА Цели и задачи дисциплины

Содержание

М.В. Карпова, Лекция 1Предмет дисциплины - методология, методы и процессы экономико-математического моделирования.Сущность дисциплины - определение внутренних закономерностей экономических процессов и явлений. Математические теории - основные инструменты при исследовании экономических задач в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 1 ВВОДНАЯ ТЕМА Цели и задачи дисциплины
Вопрос 1. Предмет, сущность и

задачи дисциплины. Содержание курса, взаимосвязь с другими дисциплинами.
Вопрос 2.

История развития экономико-математических методов (ЭММ) и моделей.*
Вопрос 3. Классификационная схема ЭММ и моделей
Вопрос 4. Понятие модели, виды моделей
Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования
Вопрос 6. Вербально-информационное описание как начальный этап моделирования
ЛЕКЦИЯ 1 ВВОДНАЯ ТЕМА Цели и задачи дисциплиныВопрос 1. Предмет, сущность и задачи дисциплины. Содержание курса, взаимосвязь

Слайд 2М.В. Карпова, Лекция 1
Предмет дисциплины - методология, методы и процессы

экономико-математического моделирования.

Сущность дисциплины - определение внутренних закономерностей экономических процессов и

явлений.

Математические теории - основные инструменты при исследовании экономических задач в настоящее время:
линейное программирование;
модели типа «затраты-выпуск»;
теория производственных функций.

Цель дисциплины - формирование у студентов системы компетенций для решения профессиональных задач по математическому моделированию различных процессов.

Вопрос 1. Предмет, сущность и задачи дисциплины. Содержание курса, взаимосвязь с другими дисциплинами

М.В. Карпова, Лекция 1Предмет дисциплины - методология, методы и процессы экономико-математического моделирования.Сущность дисциплины - определение внутренних закономерностей

Слайд 3М.В. Карпова, Лекция 1
Для достижения поставленной цели при освоении дисциплины

решаются следующие задачи:
формирование знаний бакалавра в области математического моделирования, в

частности изучаются экономические модели;
формирование знаний общетеоретического плана и практических навыков математического моделирования;
формирование понимания принципов анализа и интерпретации результатов моделирования;
освоение методов математического моделирования.

Вопрос 1. Предмет, сущность и задачи дисциплины. Содержание курса, взаимосвязь с другими дисциплинами

М.В. Карпова, Лекция 1Для достижения поставленной цели при освоении дисциплины решаются следующие задачи:формирование знаний бакалавра в области

Слайд 4М.В. Карпова, Лекция 1
Необходимыми условиями для освоения дисциплины Б1.В.ОД. 9.

«Основы математического моделирования социально-экономических процессов» являются входные знания, умения, навыки

и компетенции студента.

Знание:
общих принципов работы c компьютером и офисными программами;
основных понятий, категории и инструментов экономической теории;
основ математического анализа, линейной алгебры;
методов построения экономических моделей объектов, явлений и процессов.

Умение:
применять методы математического анализа, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач;
использовать источники экономической, социальной, управленческой информации.

Владение навыками:
работы за персональным компьютером, в частности в MS Excel (на уровне базовых знаний);
работы со справочниками и специальной литературой;
публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке.

Вопрос 1. Предмет, сущность и задачи дисциплины. Содержание курса, взаимосвязь с другими дисциплинами

М.В. Карпова, Лекция 1Необходимыми условиями для освоения дисциплины  Б1.В.ОД. 9. «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» являются

Слайд 5М.В. Карпова, Лекция 1
Содержание дисциплины «Основы математического моделирования социально-экономических процессов»»
является

продолжением содержания дисциплин «Информатика», «Математический анализ»;
служит основой для освоения таких

дисциплин как «Моделирование сельскохозяйственных процессов», «Основы проектирования предприятий технического сервиса».

Вопрос 1. Предмет, сущность и задачи дисциплины. Содержание курса, взаимосвязь с другими дисциплинами

М.В. Карпова, Лекция 1Содержание дисциплины «Основы математического моделирования социально-экономических процессов»»является продолжением содержания дисциплин «Информатика», «Математический анализ»;служит основой

Слайд 6М.В. Карпова, Лекция 1
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «Основы математического моделирования социально-экономических процессов»
умением моделировать административные процессы и

процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7)

Вопрос 1. Предмет, сущность и задачи дисциплины. Содержание курса, взаимосвязь с другими дисциплинами

М.В. Карпова, Лекция 1КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» умением

Слайд 7М.В. Карпова, Лекция 1
Вопрос 3. Классификационная схема ЭММ и моделей

М.В. Карпова, Лекция 1Вопрос 3. Классификационная схема ЭММ и моделей

Слайд 8М.В. Карпова, Лекция 1
Математическая статистика – раздел прикладной математики, основанный

на выборке изучаемых явлений.
Эконометрия – наука изучающая конкретные количественные закономерности

и взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и математико-статических методов и моделей.

Вопрос 3. Классификационная схема ЭММ и моделей

М.В. Карпова, Лекция 1Математическая статистика – раздел прикладной математики, основанный на выборке изучаемых явлений.Эконометрия – наука изучающая

Слайд 9М.В. Карпова, Лекция 1
Математическая экономика и эконометрия – наука, изучающая

те же вопросы, что и эконометрия, только без статистической конкретизации

экономических параметров, в виде общих экономических зависимостей.
Производственные функции – ЭМ уравнения связывающие переменные величины затрат с величинами продукции, применяется в макроэкономических расчетах и на уровне предприятий.
Межотраслевой баланс – каркасная модель экономической таблицы, в которой показываются многообразные натуральные и стоимостные связи в народном хозяйстве (за рубежом называют методом «затраты - выпуск «).
Теория экономического роста – позволяет моделировать общее и социальное развитие стран в целом.
Региональный анализ – исследует уровни экономического развития регионов, их специализации, отраслевые структуры.
Пространственный анализ – исследует размещение населенных центров в связи с их экономическим значением, сферой сбыта продукции. Отрасли делятся на пространствоемкие (сельское хозяйство, рыболовство ), точечные (обрабатывающая промышленность ), сокращающая расстояние (транспорт и связь ).

Вопрос 3. Классификационная схема ЭММ и моделей

М.В. Карпова, Лекция 1Математическая экономика и эконометрия – наука, изучающая те же вопросы, что и эконометрия, только

Слайд 10М.В. Карпова, Лекция 1
Экономическая кибернетика рассматривает применение общих законов кибернетики

в изучении экономических явлений (системный анализ экономики, теория экономической информации).
Системный

анализ экономики – рассматривает экономические объекты как систему, главный инструмент – модель изучаемой системы.
Теория экономической информации - рассматривает процессы происходящие в экономике, только с информационной стороны, рационализацию потоков экономической информации, ее полезность.

Методы принятия оптимальных решений (теория игр, массового обслуживания, управления запасами и др.).

Вопрос 3. Классификационная схема ЭММ и моделей

М.В. Карпова, Лекция 1Экономическая кибернетика рассматривает применение общих законов кибернетики в изучении экономических явлений (системный анализ экономики,

Слайд 11М.В. Карпова, Лекция 1
«Модель»
Это понятие знакомо каждому: игрушечный самолет –

модель самолета. Фотоснимок пейзажа – это модель местности,
s = v*t
или
(путь

= скорость * на время, модель движущегося тела, математическая модель ).
Модели могут быть:
более или менее точные,
более или менее простые или сложные,
материальные (вещественные) и знаковые (например, графические).

Термин «модель» происходит от латинского слова «modulus» – образец.
Моделью некоторого объекта, явления называется искусственная система или объект, которые в определенных условиях могут заменить оригинал путем воспроизведения свойств и характеристик оригинала.

Виды моделей:
Физические (внешнего подобия),
Схематические (графические),
Словесные (вербальные),
Математические.

Вопрос 4. Понятие модели, виды моделей

М.В. Карпова, Лекция 1«Модель»Это понятие знакомо каждому: игрушечный самолет – модель самолета. Фотоснимок пейзажа – это модель

Слайд 12М.В. Карпова, Лекция 1
Экономико-математические модели - математические модели, применяемые для

решения экономических задач и описания экономических процессов или явлений.

Виды

экономико-математических моделей
теоретико-аналитические и прикладные,
общие и частные,
непрерывные и дискретные,
статические и динамические,
детерминированные и стохастические,
матричные и др.

Вопрос 4. Понятие модели, виды моделей

М.В. Карпова, Лекция 1Экономико-математические модели - математические модели, применяемые для решения экономических задач и описания экономических процессов

Слайд 13М.В. Карпова, Лекция 1
Оптимизационные модели
Большое значение в экономике имеют оптимизационные

модели.
Они состоят из целевой функции или критерия оптимальности и

ограничений.
Целевая функция – (или функция цели, название оптимизируемой функции) – функция, оптимум которой требуется найти
ƒ (х) --> opt (max, min).
Критерий оптимальности – признак, характеризующий качество принимаемого решения.
К = opt ƒ(х ), x є X.
Ограничения выражаются равенствами и неравенствами
F1( х) > A,
F2( х) = В.
Важное свойство ЭМ моделей – их применимость к разным ситуациям.
Например выпуск продукции и внесение удобрений можно описать одинаковой моделью.

Вопрос 4. Понятие модели, виды моделей

М.В. Карпова, Лекция 1Оптимизационные моделиБольшое значение в экономике имеют оптимизационные модели. Они состоят из целевой функции или

Слайд 14М.В. Карпова, Лекция 1
Процесс моделирования, в том числе и экономико-математического,

включает в себя три структурных элемента:
объект исследования;
субъект (исследователь);


модель, опосредующую отношения между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Процесс моделирования, в том числе и экономико-математического, включает в себя три структурных элемента: объект

Слайд 15М.В. Карпова, Лекция 1
Первый этап. Конструирование модели
Описываются характеристики объекта исследования
Выбираются

подходящие модели.
Строятся предварительные модели.
Второй этап. Исследование модели
Объект исследования – модель;
Исследовательские

работы (модельные эксперименты, оценки и пр.);
Конечный результат – совокупность знаний о модели в отношении существенных сторон объекта-оригинала, которые отражены в данной модели.
Третий этап.
Перенос знаний с модели на оригинал.
Формируем множество знаний об исходном объекте.
Переходим с языка модели на язык оригинала.
Четвертый этап.
практическая проверка полученных с помощью модели знаний
использование новых знаний как для построения обобщающей теории реального объекта, так и для его целенаправленного преобразования или управления им.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

Этапы моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Первый этап. Конструирование моделиОписываются характеристики объекта исследованияВыбираются подходящие модели.Строятся предварительные модели.Второй этап. Исследование моделиОбъект

Слайд 16М.В. Карпова, Лекция 1
Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования
Цикличность этапов

моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделированияЦикличность этапов моделирования

Слайд 17М.В. Карпова, Лекция 1
Процесс экономико-математического моделирования – это
процесс описания

экономических и социальных систем и процессов в виде экономико-математических моделей.



Этапы ЭММ
постановка экономической проблемы, ее качественный анализ;
построение математической модели;
математический анализ, модели;
подготовка исходной информации;
численное решение;
анализ численных результатов и их применение.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Процесс экономико-математического моделирования – это процесс описания экономических и социальных систем и процессов в

Слайд 18М.В. Карпова, Лекция 1
Содержание этапа
Этапы ЭММ
1. Постановка экономической проблемы, ее

качественный анализ;
формулирование сущности проблемы;
определение принимаемых предпосылок и допущений;
выделение

важнейших черт и свойств моделируемого объекта;
изучение структуры и взаимосвязь элементов моделируемого объекта;
формирование гипотезы, объясняющие поведение и развитие объекта.

2. Построение математической модели;

3. Математический анализ модели;

4. Подготовка исходной информации;

5. Численное решение;

6. Анализ численных результатов и их применение.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Содержание этапаЭтапы ЭММ1. Постановка экономической проблемы, ее качественный анализ; формулирование сущности проблемы;определение принимаемых предпосылок

Слайд 19М.В. Карпова, Лекция 1
Содержание этапа
Этапы ЭММ
1. Постановка экономической проблемы, ее

качественный анализ;
формализация экономической проблемы, т.е. выражения ее в виде

конкретных математических зависимостей (функций, уравнений, неравенств и др.).

Стадии построения модели
определяется тип экономико-математической модели,
изучаются возможности ее применения в данной задаче,
уточняются конкретный перечень переменных и параметров и форма связей.

Уточнение:
Для некоторых сложных объектов целесообразно строить несколько разноаспектных моделей;
при этом каждая модель выделяет лишь некоторые стороны объекта, а другие стороны учитываются агрегировано и приближенно.

2. Построение математической модели;

3. Математический анализ модели;

4. Подготовка исходной информации;

5. Численное решение;

6. Анализ численных результатов и их применение.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Содержание этапаЭтапы ЭММ1. Постановка экономической проблемы, ее качественный анализ; формализация экономической проблемы, т.е. выражения

Слайд 20М.В. Карпова, Лекция 1
Этапы ЭММ
1. Постановка экономической проблемы, ее качественный

анализ;
на этом этапе чисто математическими приемами исследования выявляются общие

свойства модели и ее решений;
доказательство существования решения сформулированной задачи;

При аналитическом исследовании выясняется:
единственно ли решение,
какие переменные могут входить в решение,
в каких пределах изменяются решения,
каковы тенденции изменения решений и т. д.

Уточнение:
Модели сложных экономических объектов с большим трудом поддаются аналитическому исследованию; в таких случаях переходят к численным методам исследования.

2. Построение математической модели;

3. Математический анализ модели;

4. Подготовка исходной информации;

5. Численное решение;

6. Анализ численных результатов и их применение.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

Содержание этапа

М.В. Карпова, Лекция 1Этапы ЭММ1. Постановка экономической проблемы, ее качественный анализ; на этом этапе чисто математическими приемами

Слайд 21М.В. Карпова, Лекция 1
Содержание этапа
Этапы ЭММ
1. Постановка экономической проблемы, ее

качественный анализ;
При сборе данных учитывают:
принципиальную возможность подготовки информации

требуемого качества,
затраты на подготовку информационных массивов.

В процессе подготовки информации используются методы:
теории вероятностей,
теоретической и математической статистики для организации выборочных обследований,
оценки достоверности данных и т.д.

2. Построение математической модели;

3. Математический анализ модели;

4. Подготовка исходной информации;

5. Численное решение;

6. Анализ численных результатов и их применение.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Содержание этапаЭтапы ЭММ1. Постановка экономической проблемы, ее качественный анализ; При сборе данных учитывают: принципиальную

Слайд 22М.В. Карпова, Лекция 1
Содержание этапа
Этапы ЭММ
1. Постановка экономической проблемы, ее

качественный анализ;
разработка алгоритмов численного решения задачи;
подготовку программ на ЭВМ;
непосредственное

проведение расчетов;

2. Построение математической модели;

3. Математический анализ модели;

4. Подготовка исходной информации;

5. Численное решение;

6. Анализ численных результатов и их применение.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Содержание этапаЭтапы ЭММ1. Постановка экономической проблемы, ее качественный анализ; разработка алгоритмов численного решения задачи;подготовку

Слайд 23М.В. Карпова, Лекция 1
Содержание этапа
Этапы ЭММ
1. Постановка экономической проблемы, ее

качественный анализ;
На этом этапе прежде всего решается важнейший вопрос

о правильности и полноте результатов моделирования и применимости их как в практической деятельности, так и в целях усовершенствования модели.

Поэтому в первую очередь должна быть проведена проверка адекватности модели по тем свойствам, которые выбраны в качестве существенных (другими словами, должны быть произведены верификация и валидация модели).

2. Построение математической модели;

3. Математический анализ модели;

4. Подготовка исходной информации;

5. Численное решение;

6. Анализ численных результатов и их применение.

Вопрос 5. Анализ этапов экономико-математического моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Содержание этапаЭтапы ЭММ1. Постановка экономической проблемы, ее качественный анализ; На этом этапе прежде всего

Слайд 24М.В. Карпова, Лекция 1
Для создания модели системы необходимо сначала дать

ее вербально-информационное описание, (слово вербальный означает «словесный» от лат. “verbalis”).

Его

составные описывают:
внешнюю среду;
связи системы с внешней средой;
элементарный состав системы, ее части, которые могут рассматриваться как системы меньшего размера;
описание связей между элементами системы и ПС или главные связи между элементами и ПС, если нельзя дать все связи;
действие системы.

Такое описание можно считать начальной моделью системы, базой для создания других более специализированных моделей высшего уровня.
Некоторые части описания могут быть неполными. Иногда (если система сложная) моделирование оканчивается вербальным описанием.
Если вербальная модель удачная, то она позволяет принимать эффективные решения, решать разные проблемы, разрабатывать способы управления системой.

Вопрос 6. Вербально-информационное описание как начальный этап моделирования

М.В. Карпова, Лекция 1Для создания модели системы необходимо сначала дать ее вербально-информационное описание,  (слово вербальный означает

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика