Слайд 1Лекция 16.
Конфликты и стрессы
План
1. Природа конфликтов и стрессовых
ситуаций в организации.
2. Основные типы конфликтов, их причины и процессы
разрешения.
3. Управление конфликтами.
4. Управление стрессом.
Слайд 2Природа конфликта и стрессовых ситуаций в организации
Конфликтная ситуация – это
противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целя,
несовпадение интересов, желаний
Инцидент (повод) – активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы другой стороны
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент
Слайд 3Основные признаки конфликта:
Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
Предмет конфликта не
может бать поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
Желание участников продолжить
конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
В любом конфликте выделяются субъект и объект конфликта.
Слайд 4Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут
выступать отдельные личности, группы, организации.
Объектом конфликта становится то, на что
претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора.
К числу позитивных функций конфликтов относятся:
-разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
-получение новой информации об оппоненте;
-сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним противником;
-стимулирование к изменениям и развитию;
-снятие синдрома покорности у подчиненных.
Слайд 5Негативные функции конфликтов следующие:
-большие эмоциональные и материальные затраты на участие
в конфликте;
-увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
-чрезмерное
увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
-формирование представления о побежденных группах как о недругах;
-сложное восстановление деловых отношений после завершения конфликта, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.
Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.
Слайд 6Основные типы конфликтов, их причины и процесс разрешения
1) В зависимости
от количества участников конфликты можно разделить на внутриличностные, межличностные, между
личностью и группой и межгрупповые.
2) По природе возникновения конфликты принято делить на социальные, организационные, эмоциональные.
3) По степени выраженности конфликты бывают открытые и скрытые.
4) В зависимости от направленности воздействия конфликты подразделяются на вертикальные и горизонтальные.
5) По способу разрешения различают антагонистические и компромиссные конфликты.
Слайд 7Причины:
Объективные причины можно представить в виде следующих групп:
Различия в целях;
Различия
в представлениях и ценностях;
Ограниченность в ресурсах, подлежащих распределению;
Различия в уровне
образования, квалификации;
Различия в манерах поведения и жизненном опыте;
Плохие коммуникации;
Взаимозависимость заданий. Неправильное распределение ответственности;
Низкое качество работ или продукции
Слайд 8Метод картографии включает три этапа:
Проблема описывается в общих чертах. На
данном этапе необходимо определить природу конфликта.
Выявляются главные участники конфликта (отдельные
лица, отделы, группы, организации)
Определяются основные потребности и опасения всех участников конфликтного взаимодействия.
Слайд 9Управление конфликтами
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению причин,
породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Группы методов:
Внутриличностные;
Структурные;
Межличностные;
Переговоры.
Слайд 10Внутриличностные методы состоят в умении правильно организовать свое собственное поведение,
высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны
другого человека.
Структурные методы – это способы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неверного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования. К ним относятся:
-разъяснение требований к работе;
-координационные механизмы;
-общеорганизационные цели;
-использование систем вознаграждения.
Слайд 11Межличностные методы представляют собой стили поведения участников в конфликтном взаимодействии.
Известны пять основных стилей поведения в конфликте:
Уклонение.
Сглаживание.
Принуждение.
Компромисс.
Сотрудничество.
Переговоры – это
набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Слайд 12Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными изменениями, состоящего
из шести этапов.
Давление и побуждение.
Посредничество и переориентация внимания.
Диагностика и
осознание.
Нахождение нового решения и обязательства по его выполнению.
Эксперимент и выявление
Подкрепление и согласие.
Слайд 13Существует несколько способов адаптации человека к стрессам, которые можно объединить
в две группы:
На уровне организации.
На уровне личности.
Справляться со стрессом
поможет:
Разработка системы приоритетов в работе.
Научитесь говорить «нет» при достижении предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.
Не соглашайтесь с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к вам.
Сообщайте руководителю или сотрудниками о неясности ожиданий или стандартов оценки.
Обсудите чувство скуки или отсутствия интереса к работе со своим руководителем.
Находите каждый день время для отдыха.
Слайд 14Виды внутриорганизационных конфликтов
По масштабу конфликты бывают:
общими;
парциальными;
по стадиям развития
—
зарождающими;
зрелыми;
угасающими;
по целям —
слепыми;
рациональными;
по формам протекания —
мирными;
немирными;
по продолжительности —
кратковременными;
затяжными.
Слайд 15Конфликты бывают внутренними и внешними.
К первым относятся внутриличностные;
ко
вторым: межличностные; между личностью и группой; межгрупповые.
С точки зрения организационных
уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные.
По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными.
Слайд 16Конфликт как процесс
В узком смысле — это непосредственное столкновение сторон.
В широком — процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках
которого столкновение является лишь одним из них.
На первом этапе складывается конфликтная ситуация.
Элементами конфликтной ситуации, являются во-первых, ее участники.
Во-вторых, элементом конфликтной ситуации является объект, который и вызывает ее к жизни.
Слайд 17Инцидент, представляющий собой вторую фазу конфликта, может быть целенаправленно спровоцированным.
Третьей
фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами.
Слайд 18Формы конфликтной борьбы:
бойкот — полный или частичный отказ или уклонение от действий
в интересах тех, кого считают противниками или соперниками;
саботаж — сознательные действия
с целью скрытого нанесения ущерба интересам других;
травлю (преследование) — действия для ослабления или компрометации соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств;
словесную агрессию — выдвижение обвинений, оскорбления; сплетни, неблаговидные оценки противников с целью их дискредитации;
массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги протеста) и пр.
Слайд 19Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта, как вследствие его
ликвидации (самоликвидации), так и потери значения для сторон в силу
изменившихся обстоятельств.
Слайд 20Стратегии преодоления конфликта
Конфликт может быть разрешен в результате трех типов
действий:
односторонних, осуществляемых каждым из участников на свой страх и
риск;
взаимно согласуемых ими, результатом чего является компромисс;
совместных, или интегративных.
В результате формируются три модели поведения участников конфликта:
деструктивная;
конформная.
Слайд 21Обобщенная классификация форм поведения участников конфликта К. Томасом и Р.
Килменном в 1972 г.:
обе стороны мало заинтересованы в его разрешении - пытаются
сохранить между собой видимость хороших отношений;
одна из сторон в предмете конфликта не заинтересована - она придерживается стратегии приспособления;
если ранг оппонентов одинаков и они в равной мере заинтересованы в преодолении конфликта - могут применять стратегию примирения через поиск компромисса.
Слайд 22Формы производственных конфликтов
Производственные конфликты (скрытые и открытые) могут осуществляться в
следующих основных формах:
образование клик,
забастовка,
саботаж,
интриги.
Слайд 23Кликой называется группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством
линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения
своих позиций.
Интрига — это нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена.
Забастовка - это временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от нее и выдвижение совместных требований с целью выражения недовольства рядовых работников..
Слайд 24Выделяют следующие формы забастовок:
прекращение работы и уход с рабочего места;
работа
по правилам;
замедленная работа;
пульсирующая забастовка;
оккупационная забастовка;
активная забастовка (работа по-своему).
Преодоление забастовки с
помощью силы или маневра :
судебное преследование;
устранение лидера;
призыв властей к прекращению забастовки;
силовые действия властей и др.
Слайд 25Саботаж всегда происходит в рамках буквы закона и характерен для
бюрократических организаций.
По форме саботаж бывает:
пассивным;
активным.
Объектом саботажа может
быть организация работы, эффективные, но не вполне легитимные образцы которой заменяются официальными, но противоречащими реальностям жизни.
Слайд 26Виды и функции переговоров
Сторонами переговоров могут быть: администрация и профсоюзная
организация; руководители самостоятельных подразделений и пр.
Объектом переговоров обычно становится предмет
конфликта, который стороны могут прояснить.
Переговоры различаются:
по числу и уровню участников;
кругу обсуждаемых вопросов;
регулярности проведения;
степени официальности;
обязательности исполнения принимаемых решений.
Слайд 27Основной функцией переговоров является принятие устраивающего в той или иной степени
все участвующие стороны решения после совместного обсуждения проблемы.
В зависимости
от истинной цели переговоров достигнутое решение может быть:
конструктивным, влекущим за собой изменение ситуации к лучшему;
деструктивным, еще более ее ухудшающим и ничего нового не создающим;
пропагандистским, то есть много обещающим, но не содержащим конкретных обязательств; камуфлирующим, призванным скрыть истинные намерения сторон;
умиротворяющим, в задачу которого входит усыпление бдительности заинтересованных лиц.
Слайд 28Второй важнейшей функцией переговоров является информационная, состоящая в обмене между
сторонами мнениями без принятия какого-то конкретного решения.
Существуют две основные
разновидности переговоров:
позиционные;
рациональные.
Суть жестких переговоров — настаивание любой ценой на своей, обычно крайней позиции, большей частью игнорирующей интересы другой стороны .
Слайд 29Конфликт может быть:
функциональным;
дисфункциональным.
Четыре основных типа конфликта:
внутриличностный конфликт;
межличностный конфликт;
конфликт между
личностью и группой;
межгрупповой конфликт.
Слайд 30Управление конфликтами и стрессами и организаций
Слайд 31Четыре структурных метода :
Разъяснение требований к работе.
Координационные и интеграционные механизмы.
Общеорганизационные комплексные цели.
Структура системы вознаграждения.