Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 18 ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Содержание

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 18.1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА1) способность выдвигатьцели и эффективно исполь-зовать все имеющиесяисточники власти для их достижения;Лидерство3) тип управленческого взаи-модействия между лидером ипоследователями, направлен-ный на побуждение людей к достижению общих целей;2) воздействие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
ЛЕКЦИЯ 18 ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

18.1. Основы лидерства
18.2. Теория лидерских

качеств
18.3. Теория лидерского поведения
18.4. Концепции ситуационного лидерства
18.5. Современные концепции лидерства

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 ЛЕКЦИЯ 18 ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ18.1. Основы лидерства18.2. Теория лидерских качеств18.3. Теория лидерского поведения18.4. Концепции

Слайд 2Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
18.1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1) способность выдвигать
цели и эффективно исполь-
зовать все

имеющиеся
источники власти для их
достижения;
Лидерство
3) тип управленческого взаи-
модействия между лидером

и
последователями, направлен-
ный на побуждение людей
к достижению общих целей;

2) воздействие на группы
людей, побуждающее их к
достижению общей цели;

4) потенциал, имеющийся
у человека.

Сущность понятия «лидерство»

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 18.1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА1) способность выдвигатьцели и эффективно исполь-зовать все имеющиесяисточники власти для их достижения;Лидерство3) тип

Слайд 3Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Лидерство:
3) делегируется снизу вверх
от последователей.
2) предполагает наличие в организации
последователей,

а не подчиненных;
1) основывается на личных способностях
оказывать влияние;
Различают формальное

и неформальное лидерство

МенеджментЛЕКЦИЯ 18Лидерство:3) делегируется снизу вверхот последователей.2) предполагает наличие в организациипоследователей, а не подчиненных; 1) основывается на личных

Слайд 4Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Формальное
лидерство
Неформальное
лидерство
– это влияние через способности,
умения или

другие ресурсы,
необходимые людям.
– это влияние на людей

с позиции
занимаемой должности.

Лидер – это глава, руководитель который идет впереди.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и
помогая им адаптироваться к новому, пройти этап
изменений.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18ФормальноелидерствоНеформальноелидерство – это влияние через способности,  умения или другие ресурсы,  необходимые людям. – это

Слайд 5Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18

Большинство менеджеров обладают опреде-ленным набором лидерских качеств. Однако далеко

на все менеджеры становятся лидерами в возглавляемых ими коллективах.

Настоящий лидер

постоянно задает себе следующий вопрос: над чем я должен работать, чтобы стать более эффективным лидером.

В процессе развития менеджмента как науки сложились разные подходы к изучению лидер-ства и соответственно разные группы теорий.
МенеджментЛЕКЦИЯ 18Большинство менеджеров обладают опреде-ленным набором лидерских качеств. Однако далеко на все менеджеры становятся лидерами в возглавляемых

Слайд 6Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
2) поведенче-
ский подход

1)

подход осно-
ванный на ана-
лизе лидерских
качеств

4) современные
подходы
(теория лидер-
ских качеств);
(теории


лидерского
поведения);

(теории
адаптивного
лидерства).

3) ситуационный
подход

(концепции
ситуационного
лидерства);

Подходы к изучению и теории лидерства

Подходы
к изучению
и теории
лидерства

МенеджментЛЕКЦИЯ 182) поведенче-    ский подход  1) подход осно-ванный на ана-лизе лидерских качеств 4)

Слайд 7Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
18.2. ТЕОРИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
1) профессиональные;
3) деловые.
2) личные;
Согласно этой теории

(известной также под назва-нием теории великих людей) лучшие из руководите-лей

обладают набором общих для всех лидерских качеств.

Выделяют три группы качеств, присущих лидеру–руководителю:

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 18.2. ТЕОРИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ1) профессиональные;3) деловые.2) личные;Согласно этой теории (известной также под назва-нием теории великих

Слайд 8Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
- компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на

основе образования и производственного опыта;

- общая эрудиция, базирующаяся на

глубоком знании своей и смежных сфер деятельности;

- стремление к приобретению новых знаний и переосмыслению окружающей действительности;

- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

- умение планировать свою работу.

К профессиональным качествам относятся:

МенеджментЛЕКЦИЯ 18- компетентность в соответствующей профессии,    формирующаяся на основе образования и   производственного

Слайд 9Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18

Личные

качества это:

- высокие моральные стандарты;
- интеллектуальные способности;
- физическое и

психологическое здоровье;
- впечатляющая внешность;
- высокий уровень внутренней культуры;
- отзывчивость и благожелательность по
отношению к людям;
- уверенность в себе;
- активность и энергичность;
- способность управлять собой.
МенеджментЛЕКЦИЯ 18       Личные качества это: - высокие моральные стандарты;- интеллектуальные способности;-

Слайд 10Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
- господство или преобладание над другими;
- умение создать организацию

и обеспечить её деятельность;
- стремление к власти, к лидерству

в любых обстоятельствах;
- умение расположить к себе людей, убедить в пра- вильности своей точки зрения, повести за собой;
- оперативность в решении проблем, умение быс- тро выбрать главное и сконцентрироваться на нем;
- стремление к преобразованиям.

К деловым качествам относятся:

МенеджментЛЕКЦИЯ 18- господство или преобладание над другими;- умение создать организацию и обеспечить её   деятельность;- стремление

Слайд 11Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Недостатки теории лидерских качеств:
1. Перечень важных лидерских качеств оказался

практически бесконечным.
3. Не удалось установить тесной связи между качествами и

лидерством. Например, Гитлер, Наполеон, Сталин и другие руководители великих держав не обладали всем набором лидерских качеств, перечисленных выше.

2. Лидерские качества не являются универсальными для всех случаев жизни. Например, качества сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке могут быть не пригодны для театра или НИИ.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18Недостатки теории лидерских качеств:1. Перечень важных лидерских качеств оказался  практически бесконечным.3. Не удалось установить тесной

Слайд 12Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
18.3. ТЕОРИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Сущность теорий лидерского поведения состоит в

том, что главную роль в деле становления лидера играют не

личные качества, а стиль управления.

Стиль управления

2) привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным, чтобы побуж- дать их к достижению целей организации.

1) способ, которым руководитель управляет
подчиненными ему работниками;

Сущность стиля управления

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 18.3. ТЕОРИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯСущность теорий лидерского поведения состоит в том,  что главную роль в

Слайд 13Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Наиболее известные теории лидерского поведения:
1) три стиля руководства;
2) лидерство,

ориентированное на работу или на работников
(в том числе управленческая


сетка Блейка и Моутон).
МенеджментЛЕКЦИЯ 18Наиболее известные теории  лидерского поведения:1) три стиля руководства;2) лидерство, ориентированное на  работу или на

Слайд 14Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
1) авторитарный
3) пассивный
2) демократический
стиль
руководства
Классификация стилей руководства
1. Авторы

первой теории выделяют три стиля руководства:

МенеджментЛЕКЦИЯ 181) авторитарный3) пассивный 2) демократический стильруководстваКлассификация стилей руководства1. Авторы первой теории выделяют  три стиля руководства:

Слайд 153.
Коммуникация строится на горизонтальной основе
3. Коммуникация осуществляет-ся активно в

трех направле-ниях

3.
Коммуникацион-ные потоки идут преимущест-венно сверху.
2. Предоставление возможности самоуправления

2.

Принятие решений раз-дельно по уровням на основе участия

2.
Прерогатива в установлении целей и выбора средств.

1. Снятие лиде-ром с себя ответ-ственности и отречение от вла-сти в пользу груп-пы (организации).

1. Делегирование полномочий с удержанием ключевых пози-ций у лидера.

1. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.





Сущность
стиля

4

3

2

1

Пассивный стиль

Демократи-ческий стиль

Авторитарный стиль

Характери-
стика стиля

Содержание трех стилей руководства

3. Коммуникация строится на горизонтальной основе3. Коммуникация осуществляет-ся активно в трех направле-ниях3. Коммуникацион-ные потоки идут преимущест-венно сверху.2.

Слайд 16Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18

Позволяет начать дело так, как это видится и без

вмешатель-ства лидера

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в

управлении


Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата


Сильные
стороны

4

3

2

1

Заключение:
В конечном счете не было найдено прямой связи
какого–либо стиля с эффективным лидерством.


Группа может потерять ско-рость и напра-вление дви-жения без ли-дерского вме-шательства


Демократический стиль требует много времени


Имеется тенденция к сдерживанию индивидуаль-ной инициативы


Слабые стороны

Продолжение

МенеджментЛЕКЦИЯ 18Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешатель-ства лидераУсиление личных обязательств по выполнению работы

Слайд 17Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Выводы:
3. Работники
таких профессий
как полицейские,
пожарные удовлет-
ворены работой
авторитарного
лидера.
2.

Более
продуктивны они
при
авторитарном
руководстве.
1. Работники
предпочитают
демократического
лидера
(в большинстве
случаев).

МенеджментЛЕКЦИЯ 18Выводы:3. Работники таких профессий как полицейские,пожарные удовлет-ворены работой авторитарноголидера.2. Болеепродуктивны онипри авторитарномруководстве.1. Работники предпочитают демократическоголидера (в

Слайд 18Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
б) концентрация внимания
на работниках.
а) концентрация внимания лидера на работе

(производстве);
2. Во второй теории «Лидерство ориенти-рованное на работу или работников»

за основу выделения стиля взяты две переменные в поведении лидера:
МенеджментЛЕКЦИЯ 18б) концентрация внимания на работниках.а) концентрация внимания лидера на работе (производстве);2. Во второй теории «Лидерство ориенти-рованное

Слайд 19Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
В последнее время получила наибольшую популярность управленческая сетка Блейка

и Моутон.

Управленческая сетка представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных

лидерского поведения:

1) на горизонтальной оси – интерес к производству;

2) на вертикальной оси – интерес к работникам
МенеджментЛЕКЦИЯ 18В последнее время получила наибольшую популярность управленческая сетка Блейка и Моутон.Управленческая сетка представляет собой матрицу, образованную

Слайд 20Управленческая сетка Блейка и Моутон

Управленческая сетка Блейка и Моутон

Слайд 21Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
На сетке выделено пять основных стилей лидерства:
1.1– мало
управления;
1.9

– управление
людьми;
9.1– управление
работой;
5.5 – управление
посередине;
9.9 – управление

участием.

Обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу о том, что независимо от ситуации стиль 9.9 является лучшим. Эта теория пользуется популярностью среди менеджеров. Она используется для переподготовки менеджеров с тем, чтобы выработать у них стиль 9.9.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18На сетке выделено пять основных  стилей лидерства:1.1– мало управления;1.9 – управление людьми;9.1– управление работой;5.5 –

Слайд 22Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Менеджера следует учить:
При стиле 9.1
При стиле 5.5
При стиле 1.1
При

стиле 1.9
– управлению персоналом ;
– принятию решений, планированию,
организации,

контролю;

– по всем вопросам;

– нет смысла тратить деньги
на переподготовку.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18Менеджера следует учить:При стиле 9.1При стиле 5.5При стиле 1.1При стиле 1.9– управлению персоналом ;– принятию решений,

Слайд 23Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
18.4. КОНЦЕПЦИИ СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА
1.

Континиум лидерского поведения

(авт. Танненбаум–Шмидт)

В соответствии с данной моделью лидер выбирает один
из семи возможных образцов поведения в зависимости от
силы воздействия на отношения лидерства трех факторов:
1) лидера; 2) его последователей; 3) создавшейся ситуации.

Главная идея ситуационного подхода – предположение,
что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.

Рассмотрим наиболее известные теории.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 18.4. КОНЦЕПЦИИ  СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА     1. Континиум лидерского поведения

Слайд 24Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
На рисунке изображены крайние лидерские стили демократический и

авторитарный), а между ними еще 5 возможных образцов (стилей).


Континиум лидерского поведения

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 На рисунке изображены крайние лидерские стили демократический и авторитарный), а между ними еще 5 возможных

Слайд 25Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18

2. Модель ситуационного лидерства


Херсея и Бланшарда

В данной модели зрелость последователей признается
ключевым фактором ситуационности.

Зрелость последователей – это способность и желание выполнять поставленную лидером задачу.

1) способность – это знания, умения, навыки, опыт
(высокий уровень этой составляющей означает, что по-
следователь не нуждается в директивах и указаниях);

2) желание выполнять задачу – означает высокую мо-
тивированность работника и поэтому не требует от ли-
дера больших усилий по воодушевлению его к работе.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18    2. Модель ситуационного лидерства

Слайд 26Схематически эту модель можно представить в следующем виде.
Лидерский стиль, в

зависимости от способностей последователей и их желания работать

Схематически эту модель можно представить в следующем виде.Лидерский стиль, в зависимости от способностей последователей и их желания

Слайд 27Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
3. Модель ситуационного лидерства Фидлера

В модели используются три ситуационные

переменные
(факторы), влияющие на лидерское поведение:
1) отношения «лидер – последователи» (хорошие

или плохие);

3) должностная позиция лидера (сильная или слабая).

Эти три ситуационные переменные дают восемь типов
ситуаций, которые и обуславливают разные стили лидерского поведения.

2) структурированность работы (высокая или низкая);

МенеджментЛЕКЦИЯ 183. Модель ситуационного лидерства ФидлераВ модели используются три ситуационные переменные(факторы), влияющие на лидерское поведение:1) отношения «лидер

Слайд 28Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18


4. Модель лидерства «путь – цель»
Хауза и Митчела


Эта модель базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой

является предположе-ние, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатами работы и вознаграждением.
МенеджментЛЕКЦИЯ 184. Модель лидерства «путь – цель»Хауза и Митчела   Эта модель базируется на мотивационной теории

Слайд 29Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Авторы модели утверждают, что существует прямая связь

между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий,

имеющихся у последователей.

Модель констатирует, что эффективный лидер тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18  Авторы модели утверждают, что существует прямая связь  между уровнем лидерской эффективности и уровнем

Слайд 30Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
18.5. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
Недостатки прежних концепций лидерства:
1. Традиционные и

ситуационные теории лидерства так
и не смогли измерить управленческий

эффект лидерства.

2. Традиционные и ситуационные теории лидерства де-
лали односторонний упор либо на черты и поведение, ли-
бо на ситуацию, в которой менеджер выбирал нужный ему
стиль (лидер как личность во внимание не принимался).

3. Современные концепции лидерства попытались как бы
соединить их вместе, то есть провести ситуационный
анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в ситуации.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 18.5. СОВРЕМЕННЫЕ  КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВАНедостатки прежних концепций лидерства:1. Традиционные и ситуационные теории лидерства так и

Слайд 31Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
Рассмотрим наиболее известные современные концепции лидерства:

1. Концепция атрибутивного лидерства
(причинно-следственный подход к

изучению лидерства)

Суть этой концепции состоит в следующем:

1) наблюдая за работой
подчиненных, лидер полу-
чает информацию о том,
как она выполняется;

2) в зависимости от этого
он делает свои выводы
о поведении работников;

3) выбирает стиль своего
поведения таким образом,
чтобы адекватно реагировать
на поведение подчиненного.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18Рассмотрим наиболее известные современные  концепции лидерства:     1. Концепция атрибутивного лидерства

Слайд 32Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
2. Концепция харизматического лидерства
1) обнаружение проблемы (ситуации);
2)

видение путей решения этой проблемы (ранее никем не предлагавшееся);
3) передача

значения своего видения последователям;
4) развитие отношения доверия у последователей путем принятия на себя риска, совершения неординарных поступков и т.т.);
5) делегирование последователям полномочий;
6) привлечение к участию в управлении;
7) вознаграждение за результаты.

Харизма – это форма влияния на других в силу своих
личных качеств и стиля руководства.

Этапы харизматического лидерства:

МенеджментЛЕКЦИЯ 18  2. Концепция харизматического лидерства1) обнаружение проблемы (ситуации);2) видение путей решения этой проблемы (ранее никем

Слайд 33Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
3. Концепция реформаторского лидерства
1) повышения уровня их сознательности;
2) восприятия

ими важности и ценности постав- ленной цели;
3) предоставления им возможности совместить

свои личные интересы с общей целью;
4) создания атмосферы доверительности;
5) убеждения последователей в необходимости саморазвития.

Реформаторское лидерство имеет много общего с хариз- матическим лидерством, но трактуется несколько иначе.

Лидер–реформатор мотивирует последователей путем:

МенеджментЛЕКЦИЯ 183. Концепция реформаторского лидерства1) повышения уровня их сознательности;2) восприятия ими важности и ценности постав- ленной цели;3)

Слайд 34

Ситуационные факторы:
1) кризис; 2) необходимость сплочения коллектива

для решения проблемы.

Поведение лидера:
1) видение нового решения проблемы;
2) перевод видения в действия последователей;
3) управление, вызывающее энтузиазм у последователей.

Следствия:
1) приложение последователями больших усилий;
2) совершение важных изменений;
3) появление у последователей большей удовлетворенности;
4) усиление групповой сплоченности.

Поведение последователей:
1) отождествление себя с лидером и его видением;
2) чувство соучастия и вовлеченности;
3) осознание необходимости следования за лидером.

Модель преобразующего (реформаторского) лидерства

Ситуационные факторы:1) кризис;   2)

Слайд 35Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Лидерство – это способность выдвигать цели и

эффективно использовать все имеющиеся источ-ники власти для их достижения. Лидерство

предполагает наличие в организации последова-телей, а не подчиненных. Большинство менедже-ров обладает определенным набором лидерских качеств.

2. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 КРАТКИЕ ВЫВОДЫ1. Лидерство – это способность выдвигать цели и эффективно использовать все имеющиеся источ-ники власти

Слайд 36Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
3. Теория лидерских качеств определяла эффективность лидерства на основе

качеств, присущих лидеру. Согласно теории лидерского поведения гла-вную роль в

деле становления лидера игра-ют не личные качества, а стиль управления.

Ситуационность в обоих теориях во внима-ние не принималась.

В конечном счете эти теории «утонули» в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения и не смогли измерить управленческий эффект лидерства.
МенеджментЛЕКЦИЯ 183. Теория лидерских качеств определяла эффективность лидерства на основе качеств, присущих лидеру.   Согласно теории

Слайд 37Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
4. Теории, основанные на ситуационности, утверждают, что лидерское поведение

должно быть разным в различных ситуациях, не принимая при этом

во внимание лидера как личность.

5. Новые концепции попытались объединить преимущества традиционного и ситуацион-ного подходов. Согласно этим концепциям руководители должны выбирать стиль управления в соответствии с ситуацией. При этом адаптивный, ориентированный на реальность, стиль руководства является самым эффективным
МенеджментЛЕКЦИЯ 184. Теории, основанные на ситуационности, утверждают, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях, не

Слайд 38Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 18
ЛИТЕРАТУРА

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е

изд. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

2. Цыпкин Ю.А.и

др. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. проф. Цыпкина Ю.А. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 – 439 с.

МенеджментЛЕКЦИЯ 18 ЛИТЕРАТУРА1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика