Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 1 НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

Содержание

1. Понятие научного исследованияНаучное исследование – особая форма процесса познания представляющее собой систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 1
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

1. Понятие научного исследования
2. Методологический аппарат научного исследования

ЛЕКЦИЯ 1НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ1. Понятие научного исследования2. Методологический

Слайд 21. Понятие научного исследования
Научное исследование – особая форма процесса познания

представляющее собой систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются

средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Другая форма познания - познание стихийно-эмпирическое, оно первично. Это такое познание, при котором получение знаний не отделено от общественно-практической деятельности людей. Источником знания служат разнообразные практические действия с объектами.
В науке создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает.

1. Понятие научного исследованияНаучное исследование – особая  форма процесса познания представляющее собой систематическое и целенаправленное изучение

Слайд 31. Понятие научного исследования
Основными признаками научного процесса познания выступают:
 характер

целеполагания;
 выделение специального объекта исследования;
 применение специальных средств познания;
однозначность терминов.

По

своему характеру и содержанию исследования в области педагогики разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.
1. Понятие научного исследованияОсновными признаками научного процесса познания выступают: характер целеполагания; выделение специального объекта исследования; применение специальных

Слайд 41. Понятие научного исследования
Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера.


Их основные отличительные признаки:
теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или

фактов, имеющих принципиально важное значение;
концептуальность;
историзм;
критический анализ научно несостоятельных положений;
использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности;
новизна и научная достоверность полученных результатов
1. Понятие научного исследованияФундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Их основные отличительные признаки:теоретическая актуальность, выражающаяся в

Слайд 51. Понятие научного исследования
Основными признаками прикладных исследований являются:
- приближенность их

к актуальным запросам практики;
- сравнительная ограниченность выборки исследования;
- оперативность в

проведении и внедрении результатов и др.
1. Понятие научного исследованияОсновными признаками прикладных исследований являются:- приближенность их к актуальным запросам практики;- сравнительная ограниченность выборки

Слайд 61. Понятие научного исследования
К разработкам в педагогике относятся, как правило,

методические рекомендации по тем или иным вопросам обучения и воспитания,

инструкции, методические средства и пособия. Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт.
Отличительные черты разработок:
целевая направленность,
конкретность,
определенность
сравнительно небольшой объем.
Особо следует отметить такой вид научно-педагогического исследования, как изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта обучения и воспитания. Специфика исследований подобного рода заключается в том, что они, как правило, вплетены в конкретную педагогическую практику и доступны каждому преподавателю.
1. Понятие научного исследованияК разработкам в педагогике относятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам

Слайд 71. Понятие научного исследования
Научный поиск проходит несколько этапов и является

целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования

в разнообразии его проявлений:
научная статья,
выпускная квалификационная работа,
диссертация (магистерская, на получение научного степени),
монография,
эссе
и др.
1. Понятие научного исследованияНаучный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в

Слайд 81. Понятие научного исследования
По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:
-

фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых

явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
- прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.
1. Понятие научного исследованияПо целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:- фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности,

Слайд 91. Понятие научного исследования
Научное исследование условно разделяют на этапы:
- эмпирический;
теоретический


Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала,

процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.
Именно во время такой работы исследователь должен:
- описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
- отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
- классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.
1. Понятие научного исследованияНаучное исследование условно разделяют на этапы:- эмпирический;теоретический Эмпирический этап научного исследования связанный с получением

Слайд 101. Понятие научного исследования
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом

научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в

суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:
- определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;
- формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;
- выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются
1. Понятие научного исследованияТеоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком

Слайд 111. Понятие научного исследования
Теория (греческое theoria - рассмотрение, исследования) -

формадостоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий,

утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе.
Научная теория как система характеризуется:
- предметностью;
- адекватностью объективной действительности;
- конкретностью;
- истинностью и достоверностью.
1. Понятие научного исследованияТеория (греческое theoria - рассмотрение, исследования) - формадостоверного научного знания о действительности, которая представляет

Слайд 121. Понятие научного исследования
Структуру научной теории составляют:
- факты
- категории
- аксиомы

(грец. Ахіота)
постулаты (лат. Postulatum)
- принципы (лат. principium)
- понятия
- суждения (высказывания)
-

умозаключение
- законы
1. Понятие научного исследованияСтруктуру научной теории составляют:- факты- категории- аксиомы (грец. Ахіота)постулаты (лат. Postulatum)- принципы (лат. principium)-

Слайд 132. Методологический аппарат научного исследования
Методологический аппарат включает в себя:
- принципы

организации и проведения научного исследования;
- методы научного исследования и способы

определения его стратегии;
- научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу)
2. Методологический аппарат научного исследованияМетодологический аппарат включает в себя:- принципы организации и проведения научного исследования;- методы научного

Слайд 142. Методологический аппарат научного исследования
Уровни методологического анализа:
- динамический уровень: мировоззренческая

интерпретация результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его

категориального подхода;
- статический уровень; принципы, подходы, формы исследования, которые носят общенаучный характер;
- аналитико-синтетический уровень, то есть конкретнонаучная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые применяются в той или иной области науки;
- предметный уровень, то есть дисциплинарная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые используются в той или другой научной дисциплине конкретной области наук или на стыке наук, где сама научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания;
- междисциплинарный уровень – методология междисциплинарного комплексного исследования, которое соответственно логике научного поиска есть сферой взаимодействия разных наук, когда получение знания о предмете исследования возможное лишь во взаимодействии разных подсистем с учетом комплексного знания о предмете.
2. Методологический аппарат научного исследованияУровни методологического анализа:- динамический уровень: мировоззренческая интерпретация результатов науки, анализ общих форм и

Слайд 152. Методологический аппарат научного исследования
Логика (грец. logos -ум, мысль) -

наука о законах, приемах правильного построения мысли, направленной на познание объективной

действительности, основными задачами которой есть:
- достижение истинности знания;
- построение структуры умственного процесса;
- применение верных методов познания и т.п..

С помощью логики строится процесс мышления, в котором выделяют такие типы:
- теоретическое;
- интуитивное;
- практическое.
2. Методологический аппарат научного исследованияЛогика (грец. logos -ум, мысль) - наука о законах, приемах правильного построения мысли,

Слайд 162. Методологический аппарат научного исследования
Важные методологические требования к исследованию психолого-педагогических

проблем вытекают из основных законов диалектики, ядром которой является закон

единства и борьбы противоположностей, проявляющийся через действие противоречий.
Существуют различные виды противоречий:
- внутренние и внешние,
- основные и производные,
-главные и второстепенные.
2. Методологический аппарат научного исследованияВажные методологические требования к исследованию психолого-педагогических проблем вытекают из основных законов диалектики, ядром

Слайд 172. Методологический аппарат научного исследования
Основанием для классификации противоречий развития личности

служат внутренние и внешние противоречия.
К первой группе противоречий, предопределяющих развитие

личности будущего специалиста, обычно относят противоречия между внешними факторами. Уважение личности - реальное требование к работе любого профессионала.

2. Методологический аппарат научного исследованияОснованием для классификации противоречий развития личности служат внутренние и внешние противоречия.К первой группе

Слайд 182. Методологический аппарат научного исследования
Ко второй группе противоречий, как правило,

относят противоречия между внешними и внутренними факторами. Важнейшие из них

следующие:
- противоречия между требованиями к личности и ее подготовленностью к выполнению этих требований;
- между новыми требованиями и привычными взглядами, поведением; между внешними требованиями и требованиями личности к себе;
- между уровнем подготовленности личности и возможностями применять свои знания, умения и навыки на практике.
2. Методологический аппарат научного исследованияКо второй группе противоречий, как правило, относят противоречия между внешними и внутренними факторами.

Слайд 192. Методологический аппарат научного исследования
Третью группу противоречий составляют противоречия между

внутренними факторами.
В основе этих противоречий лежит неравномерность развития отдельных

сторон, свойств, структурных компонентов личности.
К этой группе противоречий относят:
противоречия между рациональным компонентом сознания и чувственным,
притязаниями личности и ее реальными возможностями, новыми потребностями и старыми стереотипами поведения, новым и старым опытом и т. д.
2. Методологический аппарат научного исследованияТретью группу противоречий составляют противоречия между внутренними факторами. В основе этих противоречий лежит

Слайд 20Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика