Слайд 1ЛЕКЦИЯ 1
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
1. Понятие научного исследования
2. Методологический аппарат научного исследования
Слайд 21. Понятие научного исследования
Научное исследование – особая
форма процесса познания
представляющее собой систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются
средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Другая форма познания - познание стихийно-эмпирическое, оно первично. Это такое познание, при котором получение знаний не отделено от общественно-практической деятельности людей. Источником знания служат разнообразные практические действия с объектами.
В науке создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает.
Слайд 31. Понятие научного исследования
Основными признаками научного процесса познания выступают:
характер
целеполагания;
выделение специального объекта исследования;
применение специальных средств познания;
однозначность терминов.
По
своему характеру и содержанию исследования в области педагогики разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.
Слайд 41. Понятие научного исследования
Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера.
Их основные отличительные признаки:
теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении
закономерностей, принципов или
фактов, имеющих принципиально важное значение;
концептуальность;
историзм;
критический анализ научно несостоятельных положений;
использование методик, адекватных природе познаваемых
объектов действительности;
новизна и научная достоверность полученных результатов
Слайд 51. Понятие научного исследования
Основными признаками прикладных исследований являются:
- приближенность их
к актуальным запросам практики;
- сравнительная ограниченность выборки исследования;
- оперативность в
проведении и внедрении результатов и др.
Слайд 61. Понятие научного исследования
К разработкам в педагогике относятся, как правило,
методические рекомендации по тем или иным вопросам обучения и воспитания,
инструкции, методические средства и пособия. Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт.
Отличительные черты разработок:
целевая направленность,
конкретность,
определенность
сравнительно небольшой объем.
Особо следует отметить такой вид научно-педагогического исследования, как изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта обучения и воспитания. Специфика исследований подобного рода заключается в том, что они, как правило, вплетены в конкретную педагогическую практику и доступны каждому преподавателю.
Слайд 71. Понятие научного исследования
Научный поиск проходит несколько этапов и является
целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования
в разнообразии его проявлений:
научная статья,
выпускная квалификационная работа,
диссертация (магистерская, на
получение научного степени),
монография,
эссе
и др.
Слайд 81. Понятие научного исследования
По целевому назначению выделяют такие виды научных
исследований:
-
фундаментальные, которые имеют высочайшую степень
неопределенности, результатом которых есть открытия новых
явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
- прикладные, которые предусматривают поиск новых, или
усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.
Слайд 91. Понятие научного исследования
Научное исследование условно разделяют на этапы:
- эмпирический;
теоретический
Эмпирический этап научного исследования связанный с
получением и первоначальной обработкой материала,
процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.
Именно во время такой работы исследователь должен:
- описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
- отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
- классифицировать факты по их сущности, выяснив
имеющиеся связи между отобранными фактами.
Слайд 101. Понятие научного исследования
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом
научного факта, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в
суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:
- определение того, что есть неизвестным и требует
доказательства;
- формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;
- выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются
Слайд 111. Понятие научного исследования
Теория (греческое theoria - рассмотрение, исследования) -
формадостоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий,
утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе.
Научная теория как система характеризуется:
- предметностью;
- адекватностью объективной действительности;
- конкретностью;
- истинностью и достоверностью.
Слайд 121. Понятие научного исследования
Структуру научной теории составляют:
- факты
- категории
- аксиомы
(грец. Ахіота)
постулаты (лат. Postulatum)
- принципы (лат. principium)
- понятия
- суждения (высказывания)
-
умозаключение
- законы
Слайд 132. Методологический аппарат научного исследования
Методологический аппарат включает в себя:
- принципы
организации и проведения научного исследования;
- методы научного исследования и способы
определения его стратегии;
- научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу)
Слайд 142. Методологический аппарат научного исследования
Уровни методологического анализа:
- динамический уровень: мировоззренческая
интерпретация
результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его
категориального подхода;
- статический уровень; принципы, подходы, формы
исследования, которые носят общенаучный характер;
- аналитико-синтетический уровень, то есть конкретнонаучная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые применяются в той или иной области науки;
- предметный уровень, то есть дисциплинарная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые используются в той или другой научной дисциплине конкретной области наук или на стыке наук, где сама научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания;
- междисциплинарный уровень – методология междисциплинарного комплексного исследования, которое соответственно логике научного поиска есть сферой взаимодействия разных наук, когда получение знания о предмете исследования возможное лишь во взаимодействии разных подсистем с учетом комплексного знания о предмете.
Слайд 152. Методологический аппарат научного исследования
Логика (грец. logos -ум, мысль) -
наука о законах, приемах
правильного построения мысли, направленной на познание объективной
действительности, основными задачами которой есть:
- достижение истинности знания;
- построение структуры умственного процесса;
- применение верных методов познания и т.п..
С помощью логики строится процесс мышления, в котором
выделяют такие типы:
- теоретическое;
- интуитивное;
- практическое.
Слайд 162. Методологический аппарат научного исследования
Важные методологические требования к исследованию психолого-педагогических
проблем вытекают из основных законов диалектики, ядром которой является закон
единства и борьбы противоположностей, проявляющийся через действие противоречий.
Существуют различные виды противоречий:
- внутренние и внешние,
- основные и производные,
-главные и второстепенные.
Слайд 172. Методологический аппарат научного исследования
Основанием для классификации противоречий развития личности
служат внутренние и внешние противоречия.
К первой группе противоречий, предопределяющих развитие
личности будущего специалиста, обычно относят противоречия между внешними факторами. Уважение личности - реальное требование к работе любого профессионала.
Слайд 182. Методологический аппарат научного исследования
Ко второй группе противоречий, как правило,
относят противоречия между внешними и внутренними факторами. Важнейшие из них
следующие:
- противоречия между требованиями к личности и ее подготовленностью к выполнению этих требований;
- между новыми требованиями и привычными взглядами, поведением; между внешними требованиями и требованиями личности к себе;
- между уровнем подготовленности личности и возможностями применять свои знания, умения и навыки на практике.
Слайд 192. Методологический аппарат научного исследования
Третью группу противоречий составляют противоречия между
внутренними факторами.
В основе этих противоречий лежит неравномерность развития отдельных
сторон, свойств, структурных компонентов личности.
К этой группе противоречий относят:
противоречия между рациональным компонентом сознания и чувственным,
притязаниями личности и ее реальными возможностями, новыми потребностями и старыми стереотипами поведения, новым и старым опытом и т. д.