Слайд 1
Лекция 2.
Библиотека как технологическая система
ПЛАН
Технологический подход к библиотеке
Требования
к библиотекарю XXI века
Слайд 2Рекомендуемая
учебная литература
Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : учеб.
пособие. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 79-94,145-158.
Пилко, И. С. Нужны
ли библиотечной профессии новые стандарты? / И. С. Пилко, О. В. Абалакова // Независимый библиотечный адвокат. – 2012. – №5. – С. 35-42.
Пилко, И.С. О кадрах, решающих все : на пути к созданию профессионального стандарта // Биб. дело. – 2011. – №7. – С. 15-16.
Пилко, И.С. Технология как идеология или сколько ни говори «халва»… // Библиотечные технологии. – 2009. – №1. – С. 2-6. (Прил. Библиотечное дело . – 2009. – № 18).
Слайд 31. Технологический подход к библиотеке
Слайд 4«Библиотековедение … начало осознавать, что у него есть собственная, действительно
отличная от других наук задача ‒ разработка библиотечной технологии»
Ю.Н. Столяров
Слайд 6ФУНКЦИИ
ДОСУГОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ
МЕМОРИАЛЬНАЯ
…
Социокультурный подход
Слайд 7Закон «О библиотечном деле»
(ред. от 02.07.2013)
Библиотека – информационная, культурная, просветительская
организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и
предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Слайд 8Закон «О библиотечном деле»
(ред. от 02.07.2013)
Библиотечное дело – отрасль информационной,
культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят
создание и
развитие сети библиотек,
формирование и обработка их фондов,
организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек,
подготовка кадров работников библиотек,
научное и методическое обеспечение развития библиотек.
Слайд 9
Модельный стандарт деятельности
общедоступной библиотеки (2014)
Основные задачи общедоступных библиотек:
Обеспечение возможности просвещения
и интеллектуального досуга для граждан страны;
Сохранение и передача культурного наследия,
зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;
Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;
Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.
Слайд 10
Модельный стандарт деятельности
общедоступной библиотеки (2014)
В современных условиях общедоступные библиотеки должны
развиваться по трем основным направлениям:
Библиотека как культурно-просветительский центр — коммуникационная
площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны.
Библиотека как активный информационный агент в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающий доступ к собственным и мировым информационным ресурсам, профессиональное консультирование и помощь пользователям в выборе источников информации.
Библиотека как хранитель культурного наследия, обеспечивающий его хранение, создание, приумножение, предоставление в общественное пользование, включая материалы региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.
Слайд 11Структурно-функциональный подход
Библиотечный фонд
Контингент
пользователей
Библиотечный персонал
Материально-техническая база
Сущностная функция библиотеки – документально-коммуникационная
функции
функции
функции
функции
функции
Слайд 12Технологический подход
Библиотека – производитель специфических продуктов и услуг: документных,
библиографических, информационных, образовательных, досуговых, других.
Документы
Запросы
Производственные
процессы
Информационные продукты (услуги)
Слайд 13Технологическая структура библиотечной деятельности
Слайд 14Структура технологической
характеристики
библиотечных процессов
Слайд 18ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ
Слайд 19Видовая классификация информационных технологий
по признаку сферы применения
Базовые
информационные технологии – технологии, использующие универсальные методы работы с информацией,
применимые в различных сферах деятельности.
Прикладные информационные технологии – технологии, реализующие адаптированные к конкретным областям применения типовые способы работы с информацией.
Специальные информационные технологии – технологии, специфичные для конкретных сфер информационного производства.
Слайд 20Базовые
информационные технологии
в библиотеках:
Слайд 21Специальные
информационные технологии
в библиотеках :
Слайд 22Обязательный минимум
библиотечных услуг:
получение информации о наличии в
библиотечных фондах конкретного документа;
получение полной информации о составе библиотечных фондов
через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
получение во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;
получение документов или их копий по межбиблиотечному абонемент.
Закон «О библиотечном деле» (1994)
общедоступных библиотек:
бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через
систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
Закон «О библиотечном деле» (ред. 2013 г.)
Слайд 24
Базовый (отраслевой) перечень услуг и работ сфере "Культура, кинематография, архивное
дело, туризм" (http://bus.gov.ru)
Слайд 27«...Библиотека - место, остающееся в определенном смысле мифическим и загадочным,
о котором много написано, но функции и механизм которого до
сих пор до конца не познаны...»
Бертран Каланж
Слайд 282. Требования к библиотекарю XXI века
Слайд 29Какой специалист
нужен библиотеке?
Технолог ?
Подвижник ?
НОВАТОР ?
Интеллигент
Слайд 30Библиотекарь новой формации – это:
хранитель документного культурного наследия,
служитель Книги,
знаток литературы,
воспитатель
культуры чтения,
организатор культурно-досуговой деятельности,
аналитик-синтезатор,
информационный навигатор и посредник в системе документных
коммуникаций;
инструктор по освоению информационной культуры,
специалист в области социальных коммуникативных технологий
Т.Я. Кузнецова
Слайд 31Профессиональный стандарт ‒
многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и
условиям труда, квалификации и компетенциям работника (руководителя), изложенные в виде
структурированных характеристик деятельности в соответствии с национальной рамкой квалификаций
Слайд 32Национальная рамка квалификаций РФ
Слайд 33Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного
вида профессиональной деятельности.
Трудовой кодекс РФ. Ст. 195.1
Слайд 34Профессиональный стандарт
ГОСТ Р 57723-2017. ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ. Системы электронно-библиотечные.
Общие положения.
Слайд 35Функции профессионального стандарта:
управление персоналом (разработка стандартов предприятия, систем мотивации и
стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор и аттестация персонала,
планирование карьеры);
проведение процедур стандартизации и унификации (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочение видов трудовой деятельности и пр.);
формирование государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования
Слайд 36Структура описания основного вида деятельности в профстандарте
Слайд 37Структура описания конкретного вида деятельности в профстандарте
Слайд 38http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PNPA&n=5277&dst=4294967295&req=doc&rnd=208987.1756920259
Слайд 42 Приведите аргументы в пользу библиотеки как информационной технологической системы
Слайд 43Подготовьтесь
к практическому занятию №1.
Составьте краткую характеристику
1) базовых информационных технологий.
2) специальных информационных технологий.
Сообщение
готовится в форме справочной статьи или в табличной форме. Устное выступление до 3-х мин.
Слайд 44Примерная структура описания технологии
Понятийная характеристика (суть технологии).
Видовое разнообразие (виды и
разновидности).
Область применения, возможности использования
Слайд 45Базовые
информационные технологии:
Слайд 46Специальные
информационные технологии:
Слайд 47Рекомендуемая учебная литература
Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : учеб.
пособие. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 44-51.
Информационные технологии : учебник
/ Ю.Ю. Громов, И.В. Дидрих, О.Г. Иванова, и др.. - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444641 (04.03.2017).
Исакова, А.И. Информационные технологии : учебное пособие / А.И. Исакова, М.Н. Исаков - Томск : Эль Контент, 2012. - 174 с. : То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208647
Лихачева, Г.Н. Информационные технологии : учебно-практическое пособие / Г.Н. Лихачева, М.С. Гаспариан т. - М. : Евразийский открытый институт, 2007. - 189 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90545
Слайд 48Вопросы и задания для самостоятельной работы
Каково соотношение понятий «информационная деятельность»,
«информационное производство», «информационная технология»?
Установите связи между компонентной структурой информационной технологии
и технологической моделью информационной системы.
Благодарю
за внимание!