Разделы презентаций


Лекция 2. Библиотека как технологическая система

Содержание

Рекомендуемая учебная литератураПилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : учеб. пособие. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 79-94,145-158.Пилко, И. С. Нужны ли библиотечной профессии новые стандарты? / И. С. Пилко, О.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекция 2. Библиотека как технологическая система
ПЛАН

Технологический подход к библиотеке
Требования

к библиотекарю XXI века

Лекция 2.  Библиотека как технологическая система  ПЛАНТехнологический подход к библиотекеТребования к библиотекарю XXI века

Слайд 2Рекомендуемая учебная литература
Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : учеб.

пособие. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 79-94,145-158.
Пилко, И. С. Нужны

ли библиотечной профессии новые стандарты? / И. С. Пилко, О. В. Абалакова // Независимый библиотечный адвокат. – 2012. – №5. – С. 35-42.
Пилко, И.С. О кадрах, решающих все : на пути к созданию профессионального стандарта // Биб. дело. – 2011. – №7. – С. 15-16.
Пилко, И.С. Технология как идеология или сколько ни говори «халва»… // Библиотечные технологии. – 2009. – №1. – С. 2-6. (Прил. Библиотечное дело . – 2009. – № 18).



Рекомендуемая  учебная литератураПилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : учеб. пособие. – Санкт-Петербург, 2008. – С.

Слайд 31. Технологический подход к библиотеке



1. Технологический подход к библиотеке

Слайд 4«Библиотековедение … начало осознавать, что у него есть собственная, действительно

отличная от других наук задача ‒ разработка библиотечной технологии»

Ю.Н. Столяров

«Библиотековедение … начало осознавать, что у него есть собственная, действительно отличная от других наук задача ‒ разработка

Слайд 6ФУНКЦИИ
ДОСУГОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ
МЕМОРИАЛЬНАЯ

Социокультурный подход

ФУНКЦИИДОСУГОВАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯКУЛЬТУРНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯКОММУНИКАТИВНАЯМЕМОРИАЛЬНАЯ…Социокультурный подход

Слайд 7Закон «О библиотечном деле» (ред. от 02.07.2013)
Библиотека – информационная, культурная, просветительская

организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и

предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Закон «О библиотечном деле» (ред. от 02.07.2013)Библиотека – информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие

Слайд 8Закон «О библиотечном деле» (ред. от 02.07.2013)
Библиотечное дело – отрасль информационной,

культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят
создание и

развитие сети библиотек,
формирование и обработка их фондов,
организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек,
подготовка кадров работников библиотек,
научное и методическое обеспечение развития библиотек.
Закон «О библиотечном деле» (ред. от 02.07.2013)Библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи

Слайд 9 Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (2014)
Основные задачи общедоступных библиотек:
Обеспечение возможности просвещения

и интеллектуального досуга для граждан страны;
Сохранение и передача культурного наследия,

зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;
Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;
Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (2014) Основные задачи общедоступных библиотек:Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для

Слайд 10 Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (2014)
В современных условиях общедоступные библиотеки должны

развиваться по трем основным направлениям:
Библиотека как культурно-просветительский центр — коммуникационная

площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны.
Библиотека как активный информационный агент в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающий доступ к собственным и мировым информационным ресурсам, профессиональное консультирование и помощь пользователям в выборе источников информации.
Библиотека как хранитель культурного наследия, обеспечивающий его хранение, создание, приумножение, предоставление в общественное пользование, включая материалы региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (2014) В современных условиях общедоступные библиотеки должны развиваться по трем основным

Слайд 11Структурно-функциональный подход
Библиотечный фонд
Контингент
пользователей
Библиотечный персонал
Материально-техническая база
Сущностная функция библиотеки – документально-коммуникационная
функции
функции
функции
функции
функции

Структурно-функциональный подходБиблиотечный фондКонтингент пользователейБиблиотечный персоналМатериально-техническая базаСущностная функция библиотеки – документально-коммуникационнаяфункциифункциифункциифункциифункции

Слайд 12Технологический подход
Библиотека – производитель специфических продуктов и услуг: документных,

библиографических, информационных, образовательных, досуговых, других.

Документы
Запросы
Производственные
процессы
Информационные продукты (услуги)

Технологический подход	 Библиотека – производитель специфических продуктов и услуг: документных, библиографических, информационных, образовательных, досуговых, других. ДокументыЗапросыПроизводственные процессыИнформационные

Слайд 13Технологическая структура библиотечной деятельности

Технологическая структура библиотечной деятельности

Слайд 14Структура технологической
характеристики
библиотечных процессов

Структура технологической характеристики библиотечных процессов

Слайд 18ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ БИБЛИОТЕКИ

Слайд 19Видовая классификация информационных технологий по признаку сферы применения
Базовые

информационные технологии – технологии, использующие универсальные методы работы с информацией,

применимые в различных сферах деятельности.

Прикладные информационные технологии – технологии, реализующие адаптированные к конкретным областям применения типовые способы работы с информацией.

Специальные информационные технологии – технологии, специфичные для конкретных сфер информационного производства.

Видовая классификация информационных технологий по признаку сферы применения   Базовые информационные технологии – технологии, использующие универсальные

Слайд 20Базовые информационные технологии в библиотеках:

Базовые  информационные технологии  в библиотеках:

Слайд 21Специальные информационные технологии в библиотеках :

Специальные информационные технологии  в библиотеках :

Слайд 22Обязательный минимум библиотечных услуг:
получение информации о наличии в

библиотечных фондах конкретного документа;
получение полной информации о составе библиотечных фондов

через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
получение во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;
получение документов или их копий по межбиблиотечному абонемент.

Закон «О библиотечном деле» (1994)
Обязательный минимум   библиотечных услуг:получение информации о наличии в  библиотечных фондах конкретного документа;получение полной информации

Слайд 23Права читателей

общедоступных библиотек:
бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через

систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
Закон «О библиотечном деле» (ред. 2013 г.)






Права читателей         общедоступных библиотек:бесплатно получать полную информацию о составе

Слайд 24 Базовый (отраслевой) перечень услуг и работ сфере "Культура, кинематография, архивное

дело, туризм" (http://bus.gov.ru)

Базовый (отраслевой) перечень услуг и работ сфере

Слайд 27«...Библиотека - место, остающееся в определенном смысле мифическим и загадочным,

о котором много написано, но функции и механизм которого до

сих пор до конца не познаны...»

Бертран Каланж
«...Библиотека - место, остающееся в определенном смысле мифическим и загадочным, о котором много написано, но функции и

Слайд 282. Требования к библиотекарю XXI века

2. Требования к библиотекарю XXI века

Слайд 29Какой специалист нужен библиотеке?
Технолог ?
Подвижник ?
НОВАТОР ?
Интеллигент

Какой специалист  нужен библиотеке? Технолог ? Подвижник ? НОВАТОР ?Интеллигент ?

Слайд 30Библиотекарь новой формации – это:
хранитель документного культурного наследия,
служитель Книги,
знаток литературы,
воспитатель

культуры чтения,
организатор культурно-досуговой деятельности,
аналитик-синтезатор,
информационный навигатор и посредник в системе документных

коммуникаций;
инструктор по освоению информационной культуры,
специалист в области социальных коммуникативных технологий
Т.Я. Кузнецова
Библиотекарь новой формации – это:хранитель документного культурного наследия,служитель Книги,знаток литературы,воспитатель культуры чтения,организатор культурно-досуговой деятельности,аналитик-синтезатор,информационный навигатор и посредник

Слайд 31Профессиональный стандарт ‒
многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и

условиям труда, квалификации и компетенциям работника (руководителя), изложенные в виде

структурированных характеристик деятельности в соответствии с национальной рамкой квалификаций
Профессиональный стандарт ‒	многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работника (руководителя),

Слайд 32Национальная рамка квалификаций РФ

Национальная рамка квалификаций РФ

Слайд 33Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного

вида профессиональной деятельности.
Трудовой кодекс РФ. Ст. 195.1

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.Трудовой кодекс РФ. Ст. 195.1

Слайд 34Профессиональный стандарт
ГОСТ Р 57723-2017. ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ. Системы электронно-библиотечные.

Общие положения.

Профессиональный стандарт ГОСТ Р 57723-2017. ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ. Системы электронно-библиотечные. Общие положения.

Слайд 35Функции профессионального стандарта:
управление персоналом (разработка стандартов предприятия, систем мотивации и

стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор и аттестация персонала,

планирование карьеры);
проведение процедур стандартизации и унификации (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочение видов трудовой деятельности и пр.);
формирование государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования

Функции профессионального стандарта:управление персоналом (разработка стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор

Слайд 36Структура описания основного вида деятельности в профстандарте

Структура описания основного вида деятельности в профстандарте

Слайд 37Структура описания конкретного вида деятельности в профстандарте

Структура описания конкретного вида деятельности в профстандарте

Слайд 38http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PNPA&n=5277&dst=4294967295&req=doc&rnd=208987.1756920259

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PNPA&n=5277&dst=4294967295&req=doc&rnd=208987.1756920259

Слайд 39Обобщенные трудовые функции

Обобщенные трудовые функции

Слайд 40Обобщенные трудовые функции

Обобщенные трудовые функции

Слайд 41Обобщенные трудовые функции

Обобщенные трудовые функции

Слайд 42 Приведите аргументы в пользу библиотеки как информационной технологической системы


Приведите аргументы в пользу библиотеки как информационной технологической системы

Слайд 43Подготовьтесь к практическому занятию №1.
Составьте краткую характеристику

1) базовых информационных технологий.
2) специальных информационных технологий.

Сообщение

готовится в форме справочной статьи или в табличной форме. Устное выступление до 3-х мин.
Подготовьтесь  к практическому занятию №1.Составьте краткую характеристику     1) базовых информационных технологий. 2)

Слайд 44Примерная структура описания технологии
Понятийная характеристика (суть технологии).
Видовое разнообразие (виды и

разновидности).
Область применения, возможности использования

Примерная структура описания технологииПонятийная характеристика (суть технологии).Видовое разнообразие (виды и разновидности). Область применения, возможности использования

Слайд 45Базовые информационные технологии:

Базовые  информационные технологии:

Слайд 46Специальные информационные технологии:

Специальные информационные технологии:

Слайд 47Рекомендуемая учебная литература
Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : учеб.

пособие. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 44-51.
Информационные технологии : учебник

/ Ю.Ю. Громов, И.В. Дидрих, О.Г. Иванова,  и др.. - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444641 (04.03.2017).
Исакова, А.И. Информационные технологии : учебное пособие / А.И. Исакова, М.Н. Исаков - Томск : Эль Контент, 2012. - 174 с. : То же [Электронный ресурс]. - URL:  //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208647
Лихачева, Г.Н. Информационные технологии : учебно-практическое пособие / Г.Н. Лихачева, М.С. Гаспариан т. - М. : Евразийский открытый институт, 2007. - 189 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90545  
Рекомендуемая учебная литератураПилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии : учеб. пособие. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 44-51.Информационные

Слайд 48Вопросы и задания для самостоятельной работы
Каково соотношение понятий «информационная деятельность»,

«информационное производство», «информационная технология»?
Установите связи между компонентной структурой информационной технологии

и технологической моделью информационной системы.

Благодарю
за внимание!

Вопросы и задания для самостоятельной работыКаково соотношение понятий «информационная деятельность», «информационное производство», «информационная технология»?Установите связи между компонентной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика